​Опыт развитых стран в изъятии и распределения ренты

Меня давно интересует вопрос, почему развитые страны рационально используют сверхдоходы от углеводородов, а в России мы только говорим о "нефтяной игле". Нашел интересную статью в журнале «Проблемы современной экономики», № 3 (35). Она показывает, как страны с более развитой экономикой используют ренту с нефтегазовых предприятий для эффективного включения их в экономику. Делюсь отрывком с вами.

Соединенные Штаты Америки

Основой государственного регулирования рентных отраслей США является государственный надзор, осуществляемый Министерством энергетики. Недропользование в США имеет следующую специфику. Во-первых, в отношении сырьевых отраслей проводится гибкая налоговая политика. Во-вторых, изъятие основной части природной ренты и ее использование осуществляется не на уровне федеральной власти, а на уровне штатов. В-третьих, налоговый механизм стимулирует полное изъятие нефти, поэтому добывающие компании не стремятся увеличить доказанные запасы. В-четвертых, для изъятия ренты используются такие инструменты как бонусы, ренталс, роялти, причем последний вид платежа имеет фиксированный характер. В-пятых, собственником недр могут быть частные лица. В-шестых, законодательством предусмотрены скидки на истощение недр, условия добычи, местоположение участка и т. д.

Государственную политику США также характеризует то, что подоходный налог на корпорации определяется путем вычитания из валового дохода компании налогов, бонусов, роялти, производственных расходов и капитальных затрат. В результате налоги фактически платят не нефтяные компании, а население, то есть потребители нефтепродуктов.

В США процесс освоения недр и добычи углеводородов контролируется правительством. Извлекаемые запасы систематически пересчитываются, данные о параметрах добычи направляются в органы государственного регулирования, там согласовывают места бурения скважин и вводят ограничения на темп извлечения ископаемых. Названные меры прямо или косвенно приводят к формированию условий, которые обеспечивают рациональное недропользование, а также рост отдачи. Все это может применяться и в Российской Федерации.

Примером штата, где существует эффективное законодательство по регулированию добывающих отраслей, является Аляска. Там большая часть ренты, полученной в сфере нефтедобычи, направляется в экономику на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также на создание Постоянного фонда. В него входит 25% всех доходов штата от лицензионных и рентных платежей, а также роялти, бонусы, федеральные платежи по минеральным ресурсам в части, которая причитается штату. Это своего рода резерв, обеспечивающий развитие штата. Он предназначен для обеспечения общественных нужд, а также для страхования доходов от инфляции. Средства фонда могут быть использованы администрацией только после общего голосования всех жителей на референдуме и обсуждения данного вопроса в различных политических и общественных организациях, а также в прессе. Ежегодно примерно 10% доходов фонда идут на выплату дивидендов жителям штата. Рентное налогообложение происходит с помощью годовых рентных отчислений, удерживаемых рентных процентов от добычи нефти и бонусов. Некоторые договора аренды составляются в виде соглашения о разделе продукции или прибыли. Таким образом, на Аляске реализуется социальная политика, сочетающая в себе государственное регулирование и рыночную самоорганизацию, которая учитывает социальные, природные и национальные особенности территории.

Канада

В Канаде механизм предоставления недр в пользование основан на лицензионно-арендной системе. В ведении провинций находится примерно 80% всех минерально-сырьевых ресурсов, а остальная часть — в свободном пользовании, то есть в собственности частных владельцев и федерального правительства. В основе всей системы регулирования и управления процессами недропользования лежит понимание роли, которую играет государство в создании условий для развития частной инициативы. Правительство провинции берет на себя риски и ответственность при реализации капиталоемких проектов, связанных с изменением структуры нефтяной и газовой отраслей. Таким образом, в Канаде провинции отличаются высокой степенью самостоятельности в законотворческой сфере. Для этой системы недропользования характерны преобладание государственной собственности на минерально-сырьевые ресурсы, отсутствие прямого участия государства в коммерческих проектах, связанных с добычей минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие дополнительных требований к недропользователям в части решения проблем социально-экономического развития территории.

Норвегия

В Норвегии правительство стремится к тому, чтобы как можно большая доля нефтяных доходов доставалась обществу. Для этого используются меры государственного регулирования. Добыча природных ископаемых происходит на основе лицензий. Государство проводит инвестиционную политику и несет расходы в зависимости от доли участия в проектах. С целью управления рентными доходами был сформирован Правительственный нефтяной фонд, который играет роль стабилизатора в случае падения цен на нефть или ухудшения конъюнктуры, а также страхует от возникновения финансовых трудностей, вызванных уменьшением доходов от продажи нефти и старением населения. Также следует отметить стремление правительства привлечь недропользователей к активному решению социально-экономических проблем страны и, в первую очередь, к повышению научно-технического уровня ведущих отраслей промышленности.

Налоговая система страны характеризуется последовательностью. В ее основе лежит специальный отраслевой налог на прибыль, величина которого составляет 50%, и общий налог на прибыль, равняющийся 28%. Использование специального налога не позволяет нефтяным компаниям направлять доход от добычи нефти на покрытие убытков от других видов деятельности, сокращая, тем самым, налоговую базу. Кроме того, в системе налогообложения Норвегии важное место занимают роялти, определяемые по скользящей шкале. Такой подход стимулирует разработку небольших месторождений с глубоким залеганием нефти. Одним из важнейших элементов норвежской модели недропользования является жесткий протекционизм, так как национальный капитал имеет значительное участие в каждом лицензионном предприятии. Тем не менее, интересы иностранного капитала также учитываются, так как зарубежные инвестиции способствуют росту эффективности производства.

Великобритания и Северная Ирландия

Лицензирование также используется в Великобритании и Северной Ирландии. Важнейшими критериями, предъявляемыми к соискателям, выступают технический уровень и финансовые возможности. С 2002 г. в этих странах применяется налог на доходы от добычи нефти и газа в размере 10%, дополняющий 30% налог на прибыль корпораций. Также используется специальный налог, который выплачивается с прибыли от добычи углеводородов. При исчислении специального налога не допускается его понижение за счет убытков от других видов деятельности, но возможно получение скидки в части затрат на разработку другого месторождения до момента его окупаемости. На первоначальном этапе освоения месторождения специальным налогом не облагается часть прибыли, соответствующая 15% рентабельности. Для обеспечения энергобезопасности страны и пополнения стратегических запасов государство может взимать роялти не только в денежной форме, но в натуральном выражении. В недавнем прошлом характерной особенностью Великобритании была чрезвычайно высокая степень участия государства в нефтегазовом секторе. Система недропользования здесь во многом близка к канадской модели и занимает промежуточное положение между американской и норвежской политикой.

Нидерланды

Особенностью системы государственного участия в Нидерландах состоит в том, что она предполагает заключение соглашения о сотрудничестве и ориентирована на достижение независимости от частных компаний. Законодательство предусматривает образование альянса не менее чем с 50% долей государства. В качестве основной формы привлечения иностранных инвестиций выступает организация совместного предприятия. Нидерланды дают пример такой системы недропользования, в которой государство играет активную роль не только в законодательной области, но и в экономической сфере. В политике Нидерландов также прослеживается стремление к протекционизму и созданию приоритетных условий для национального капитала. Все доходы и платежи за разведку недр и добычу полезных ископаемых в полном объеме поступают в государственный бюджет.

Опыт ведущих нефтегазодобывающих стран — США, Канады, Великобритании, Норвегии, Нидерландов — подтверждает необходимость формирования системы норм и правил, регламентирующих процессы пользования недрами, которая способствует, в том числе, поддержанию стабильно высоких показателей нефтедобычи. Например, в Канаде разработано и действует значительное число законодательных актов, норм регулирования и стандартов, которые формируют режим освоения недр, отвечающий требованиям социально-экономической эффективности и экологической безопасности. Важно то, что содержание правил регулирования нефтегазовой сферы, а также порядок их применения на практике напрямую связаны с подходами к формированию и учету издержек на освоение и разработку месторождений углеводородного сырья, а также с принципами налогообложения доходов.

Рассматривая рентные отношения в развитых странах, следует отметить отличие, существующее между американской и европейской системами недропользования. Особенностью американской модели является то, что она ориентируется только на законодательные рычаги, в то время как европейская система характеризуется прямым вмешательством государства в сырьевые отрасли. Европейская модель также отличается стремлением использовать потенциал добывающих отраслей для решения проблем социально-экономического развития. Тем не менее, обе системы схожи в том, что все функции по управлению и регулированию процессами недропользования объединены под эгидой единого органа государственного управления.

Если будет интересно, то продолжу разбираться в этом вопросе и делиться информацией с вами.

1
Начать дискуссию