Смарт-демократия рядом

Голосование, как процесс принятия решений по важнейшим для общества вопросам, известно человечеству тысячи лет. Было время, когда решения принимались узким кругом уполномоченных лиц путём бросания цветных шариков в специальную амфору или же по жесту руки. Однако, население росло, общество развивалось и в процессе принятия решений стали принимать участие всё больше людей – сотни тысяч и даже миллионы. Тогда на смену таким простым методам подсчёта голосов пришли более сложные: стали создаваться избирательные участки, амфоры заменили на урны для голосования, а шарики – на избирательные бюллетени. Хотя такой подход к голосованию позволил учитывать мнение огромных масс населения, он имеет ряд минусов:

· Технические: возможность вброса бюллетеней; использование исчезающих чернил на участках для подделки результатов; подделка протоколов; нарушение тайны голосования; преднамеренные ошибки в подсчётах; низкая скорость подсчёта результатов.

· Социальные: подкуп («карусели» и т.д.); административное давление на избирателя.

· Экономические: высокая стоимость для государственного бюджета.

Часть из описанных проблем решают электронные системы голосования (применяются в таких странах как Индия, Бразилия, Эстония, Нидерланды, США, Германия), хотя их использование также несёт в себе ряд минусов:

1. Проблемы с безопасностью (электронные системы могут быть взломаны, зачастую с этим связаны громкие скандалы)

2. Проблемы с верификацией результатов выборов (в отличие от бумажных бюллетеней, которые можно пересчитать)

3. Возможность некорректной работы системы из-за ошибок в ПО.

Тем не менее, развитие технологий и общества подталкивает человечество к поиску более дешевых и надёжных методов голосования. Применение технологии блокчейн в голосовании может решить большую часть проблем существующих избирательных систем.

Идея использования блокчейн-технологии при голосовании поправок в Конституцию РФ – это не очередной эксперимент электронного волеизъявления через интернет, а большой шаг по вовлечению в политические процесса граждан причем не только в период проведения выборов или референдума, а на постоянной основе. Это позволит организовать непризывную обратную связь между гражданами и теми, кому они делегируют свою властью на время. Сегодня уже понятно, что далеко не все граждане готовы прийти на выборы и отдать свой голос под обещания кандидатов в разные структуры власти, поставить крестик или галочку в избирательном бюллетене, подписавшись таким образом в своей политической недееспособности до следующих выборов, устранившись от повседневной политической жизни государства и уйдя на покой. Бросить в избирательную урны свой голос, а вместе с ним и власть тоже готовы далеко не все. В итого после подсчета голосов, оказывается, что основная часть граждан оставила за собой власть, но не имеет никаких законных механизмов, чтобы непосредственно осуществить свои власть в соответственно с пунктом 2 статьи 3 Конституции: Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Ровно 30 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Впервые советские граждане получили возможность выразить свое мнение о будущем страны. Граждане голосовали за сохранение СССР.

Точнее, они считали, что голосуют именно за это, но реальность оказалась значительно сложнее. Формулировка основного вопроса, вынесенного на референдум, с самого начала вызвала очень много споров, казалась запутанной – то ли идет речь о сохранении СССР, то ли о новой федерации. У многих противников Союза не поднималась рука отвергнуть обещания властей соблюдать права и свободы человека. Каждый понимал вопрос по-своему. Но в целом мысль о том, что у обычных граждан впервые спросили, в какой стране они хотели бы жить, казалась упоительной.

Подавляющее большинство проголосовавших – 76% или 112 млн человек в абсолютном выражении – высказались «за». Но где теперь СССР и где власть народа?

В 2020 году гражданам Российской Федерации так же дали возможность высказать свое мнение "за" или "против", но за все предложенные поправки в Конституцию РФ, без возможности высказать свое мнение по каждой из них, или хотя бы по группировке по особым направлениям, что напомнило Референдум 1991 года...

Но в 2020 году жителям Московской и Нижегородской области впервые была предоставлена возможность проголосовать по поправкам к Конституции РФ с использованием блокчейн технологии.

При голосовании к поправкам к Конституции использовалась блокчейн-платформа Exonum, которая так же, как и блокчейн Ethereum предназначена для создания приложений или смарт-контрактов. А теперь если представить на минутку как может трансформироваться политическая жизнь, если у избирателя будет возможность с помощью смарт-контракта не только проголосовать за того или иного кандидата в период проведения голосования, но и управлять своим голосом отзывая его у депутата в связи с утратой им доверия или, когда мнение депутата по тому или иному законопроекту расходится с мнением избирателя, который дал ему свой голос на выборах.

Блокчейн голосование – это технические возможности, которые позволяют на практике осуществлять непосредственную власть народа, что буквально соответствует Конституции РФ. Дополнительные инструменты народной власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления также могут со временем иметь более прочную и объективную обратную связь, что также соответствует положениям пункта 4 статьи 3 Конституции: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Смарт-демократия рядом

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны за лайки.

Будьте первыми, кто прокомментирует публикацию! И подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!

4242 открытия
Начать дискуссию