Гордость и предубеждения фаундера

Проба пера. Или первая попытка поделиться опытом.

Немного предыстории: В 2016 году я как и многие из нас был одержим идеей вырваться из душных офисов большой корпорации в прекрасные, наполненные свежим стартаперским воздухом просторы.Туда, где все мечты становятся явью, и миллиарды на счетах плюсуются как по чит-коду в Sims. Как все те, кто мечтал создать что-то своё - я был идеалистом и пусть и очень осторожным, но все же оптимистом.

Наступил сентябрь 2016-го и я, собрав команду "разбил бутылку о борт корабля" получив пул документов, свидетельствующих об открытии ООО.

Да, это чувство было крутым, казалось, что это начало мечты, а мы начали заплыв к острову сокровищ, а я тут капитан.

Мы придумали соцсеть для талантов Showcast. Где любой желающий мог подать заявку на участие в кастинг первой величины и получить в итоге роль, а также вести свой личный блог. Ведь все хотят стать богатыми, знаменитыми и не через постель, верно?

С этого момента начинается интересное.

Почему мы не верим в то, что ничего не знаем про свой продукт?

Не проверив гипотезу CustDev'ом мы полезли в разработку приложения под iOS (и в последующем в Android). Действительно - зачем проверять, если на рынке есть "динозавры" в виде кастинг сайтов, у большинства из которых дизайн передаёт привет от начала нулевых.Тем более у нас в команде был довольно известный, медийный человек из ТНТ. И гипотезу он подтвердил, мол в видеопродакшнах хотят больше новых лиц, а базы кастинг-агентств пополняются медленно.Так мы поверили в собственную галлюцинацию.

При этом, в разработке MVP (которые спонсировали за свой счет) был сделан упор на добавление социальных составляющих: ленты, подписок, мержинга видео и фото для составления красивого портфолио без видеоредактора, системы предложек кастингов и много другой фигни.

Скриншот приложения
Скриншот приложения

Скриншот приложения

MVP готов, поехали!

Запуск-Таргет-Юзеры-Фидбэк.

Первый лонч прошел относительно неплохо, тысяч за 15 рублей в таргете зарегистрировалось чуть больше 300 первых юзеров (благо каналы мы очень хорошо отфильтровали при подготовке).

Пошли первые фидбэки - многие юзеры не понимали UX, была куча вопросов. Лишь 10-15% делали то, что мы хотим, остальные на наш взгляд были...мягко скажем "недалекими" пользователями и проблема в них, а не в нас.

Время шло, мы запилили онбординг.Пользователи все также недовольны: "Зачем тут лента"; "Что за видосики и голосовалки"; "Дайте нам просто больше кастингов, а не вот это вот все".

Но мы были не так гибки, как требовала ситуация. И сейчас будет дан ответ на вопрос - почему мы не верим в то, что ничего не знаем про свой продукт?

Все очень просто - по статистике, 90% стартапов умирает в первый год жизни, и еще 60% от оставшихся на второй. Этому есть всего несколько причин, основная из которых - продукт не нужен рынку или нужен не в той форме, в какой вы его отдали. Как раз форма это стандартный камень преткновения в команде.Представьте ситуацию: вы горите идеей, как обычно получили от родных и друзей лайки за ваши искрометные рассказы о проекте будущего.

Потом начинаете его описывать в ворде, дизайнить, прототипировать и разрабатывать. Вы надеетесь на него, вы его любите и вы уверены в нем, как мать уверенна в идеальности собственного ребенка. Да, он еще мал, и не совершенен, но когда вырастет, то обязательно станет самым лучшим на свете.

Гордость и предубеждения фаундера

Наконец он родился, встал на ноги и...он никому не нужен. Как гадкий утенок он нравится только избранным. На сцену выходит любимица публики - стадия отрицания.

Вы не верите в то, что что-то плохо с продуктом. Вы думаете, что все плохо с теми, кто его использует. Они просто не настолько хороши для него. И пытаетесь улучшить никому не нужный функционал. Время прошло, деньги закончились, разработчики разбежались.

Баста!

Или все же есть шанс?

Инвестиции как путь к спасению?

Потратив время и ресурсы на разработку мы поняли: "Точно! Мы мало прожгли денег, нам нужно совершить на этом поприще больше достижений!". Разумеется это шутка, но тогда идея получить инвестиций стала для нас новой целью.

Через месяц мы подаём проект во ФРИИ, доходим до финала где нам предлагают трекинг.

"Нет, трекинг это не деньги, не так интересно". Да и развивать уже не на что, все денежные ресурсы исчерпаны.

КСТАТИ! НИКОГДА НЕ УВОЛЬНЯЙТЕСЬ С ОСНОВНОГО МЕСТА РАБОТЫ, ПОКА ДОХОД ОТ ПРОЕКТА НЕ СТАНЕТ ХОТЯ-БЫ ТАКИМ ЖЕ КАК ТАМ. ЭТО ЛОВУШКА!

Подумав пару вечеров мы стали искать частного инвестора. Надо сказать, что если ты, дорогой читатель думаешь, что поднять инвестиции можно за месяц-два, то сильно ошибаешься.

Мы искали частного инвестора на множестве форумов, в FB, аккселераторах и тд. В основном все заканчивалось пересылкой презы на почту и последующей тишиной. Но все же мы нашли человека, который готов был вложить в это деньги.

Процесс представления бизнес-планов, обновления MVP, определенного подтверждения в заинтересованности рынка и торгов по раунду. На всё про всё ушло около 7-8 месяцев.

Ура, мы настоящие стартаперы! Мы подняли инвестиции! Мы - молодцы!

Или нет?

naolito.com
naolito.com

Почему изначальная идея поднять инвестиций - петля на шее проекта.

Получив инвестиции, мы нарастили производственные мощности, улучшили маркетинг, расширили штат и сняли офис. Инсталлы росли, количество кастингов тоже, инвестор был более-менее доволен. Идеально - думали мы. Не хватает лишь громкого, большого проекта, чтобы выйти на новый уровень в глазах юзеров и рынка.

И вот мы запустили проект совместно с Альфа Банком на Alfa Future People: Showcast Stage by Alfa Bank

Сцена ShowCast stage by Alfa bank

На нас давали ссылки журналы калибра GQ, Cosmopolitan и The Village

Ивент презентовали в ТАСС (суммарное количество просмотров более миллиона), сцену раскрашивал Покрас-Лампас, а победители кастинга выступали в миксе с именитыми артистами. При этом эти же артисты и были в жюри. Проект развивался большими темпами.

И тут мы попали в ловушку инвестиций.

Когда ты тратишь чужие деньги, ты их не считаешь как свои собственные. Не скажу, что я разбрасывался ими налево и направо, но анализируя все после я понял, что сам бы на многое денег не потратил бы. И вот, когда фаундеры тратят не туда куда нужно, проект тоже сворачивает под откос, при этом зачастую поправить ситуацию тоже становится затратно. Вот вы потратились на реализацию фичи, потом потратились на то, чтобы ее убрать. Раз, два...и денег нет.

В момент, когда ты приходишь к инвестору, а в твоем отчете цифры затрат выше в 10 раз, чем в прошлом периоде, при этом результат вырос лишь в 2 раза, ты понимаешь - это провал. При этом, если нет быстрого, эффективного решения по пивоту - проект умирает.

Именно поэтому решение поднять инвестиций как план существования проекта - провальное. При неудаче ты не сможешь контролировать процессы, т.к. привычка много тратить создаст ощущение, что без этого ничего нельзя будет сделать, без инвестиций ты становишься как рыба без воды. Твой проект просто заберут. Все, он больше не твой.

Гордость и предубеждения фаундера

Также не стоит забывать, что все инвестиции в РФ это заёмные средства. Так что можете после этого еще и остаться например без квартиры. Это уже кому как повезёт с инвестором.

Финал. Как понять, что ты не готов к прыжку веры?

Если коротко, то итогом статьи, я хочу, чтобы вы ответили сами себе на эти вопросы:"А на что я вообще готов пойти ради того, чтобы попробовать?"

"Настолько ли плохо работать по найму и стабильно получать деньги каждые две недели на карточку?"

И самое главное - "Что я на самом деле хочу получить от проекта в итоге?"

Если на все эти вопросы нет четкого ответа, то возможно стоит еще подождать и набраться опыта.

Гордость и предубеждения фаундера
3
Начать дискуссию