{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Код красный? Оценка ситуации и рекомендации к действиям для рынка fashion-ритейла в кризис 2022

События конца февраля 2022 года застали врасплох все сферы бизнеса. Для fashion-индустрии кризис отразился мгновенно. Ткани подорожали в 1,5–2 раза буквально за один день из-за скачка доллара. Следом за этим крупнейшие зарубежные ритейлеры объявили о приостановлении деятельности в РФ. Но давайте разберёмся, есть ли в этой ситуации новые возможности?

Тезисы

  • Не впадать в панику, одежда находится на второй ступени пирамиды Маслоу
  • Есть направления, которые будут развиваться. Есть шаги, которые необходимо выполнить.

подробности в статье...

Объём рынка одежного ритейла

Источник: по данным businesstat, FCG

Как видим из диаграммы, объем рынка в 2021 году составил около 407 миллионов проданных предметов одежды. В динамике представлены два кризиса: 2014-2015 гг и 2020г. Продажи в натуральном выражении реагируют незамедлительно. Однако, за падением следует отскок, формируемый отложенным спросом. И падения не превышают 10%. Другими словами, люди не перестают покупать одежду – определенно хорошая новость. Разумеется, есть и подводные камни. Динамика в натуральных показателях отличается от динамики в денежном выражении.

Источник: по данным FCG

В денежном выражении объем рынка достиг 1,83 триллионов рублей. В 2021 году продажи выросли на 3%, а сумма этих продаж на 7%. Здесь разрыв формируется за счёт роста цен, сырьё в 2021 году подорожало на 15%, и это не только в РФ, рост цен – общемировая тенденция. В 2020 году динамика намного интереснее. Падение в натуральном выражении составило 9%, а в денежном 25 %. Цены на сырьё, при этом, растут каждый год. Так почему такая разница? Ответ в поведении потребителей.

Поведение потребителей

В кризис люди покупают более дешёвую одежду. Это же подтверждают опросы и исследования. Потребители привыкли экономить. По последним оценкам 71% россиян экономят. Но экономят они по-разному, это тоже нужно понимать. Экономия подразумевает снижение среднего чека, но средний чек у разных групп населения разный.

Источник: по данным Nielsen IQ, соотносится с данными Romir

Итак, 66% снижает расходы на покупку новой одежды, 68% на развлечения вне дома, 62 на питании вне дома. Эти же потребители (49% из них) оценивают свое материальное положение на ближайший год как «отличное» и «хорошее».

Экономия в 2021 году схожа с показателями экономии в период кризиса 2008 и превышает показатели 2014. Нынешний кризис 2022, обусловлен геополитической ситуацией, как и кризис 2014. Но мы вряд ли увидим сокращение показателей экономии. Давайте взглянем на причины перекоса между материальным благополучием и экономией, и на разницу поведения в разные кризисы.

  • Поведение потребителей формируются не на статистике, а на ожиданиях. Для их измерения существует Индекс доверия потребителей. Сейчас в России он крайне низкий 62 пункта из 200. Это низкое значение, но для сравнения, в среднем по миру он составляет 92 пункта. Из-за текущих событий, скорее всего потеряет ещё 4-5 пункта.
  • Резкий скачёк доллара в 2014 году стал первым подобным событием за долгое время. Это спровоцировало не только экономию, но и реактивный спрос на товары. Люди закупали впрок и продукты питания, и одежду, и кофеварки.
  • Коронакризис и потрясения последнего десятилетия приучили людей к экономии постоянной. Текущий кризис лишь усилит этот тренд, сделает его постоянным паттерном поведения

Каковы реальные последствия экономии?

на 55% в 2021 году увеличился Оборот Wildberries в категории одежда, обувь и аксессуары и достиг 336,5 млрд руб.

на 31 % за 2021 год увеличился оборот Lamoda.

на 30,6% по сравнению с допандемийным 2019 выросла выручка Familia за 9 месяцев 2021 года и составила 24,9 млрд руб.

на 40,4% за 9 месяцев 2021 г увеличились продажи Gloria Jeans до 42,7 млрд руб.

То есть, потребители не отказались от покупки. Часть перешла в e-com, часть в эконом-сегмент. Сыграл свою роль и отложенный спрос. Также растёт и доверие к продукту «сделано в России». Для 52% россиян информация, что товар произведен в России, положительно влияет на покупку, 60% считают, что отечественная одежда и обувь отличаются высоким качеством. Здесь и кроются возможности!

Они ушли, но обещали вернуться

С эконом сегментом всё ясно, но как быть с Middle и Premium? А вот здесь, открывается невиданное ранее окно возможностей. Премиум сегмент всегда чувствовал себя стабильно в любые кризисы, но теперь основные игроки приостановили свою деятельность в РФ, как и крупные сети среднего сегмента, и верхнего предела эконома.

Для начала вспомним, какие компании приостановили свою деятельность:

В списке и люкс, и средний сегмент. А теперь обратимся к долям рынка ТОП 10 компаний.

Источник: по данным РБК, РЫНОК FASHION-РИТЕЙЛА 2020

Рынок неконсолидирован, игроков много. Все иностранные игроки, вместе взятые, контролируют 30% рынка. Доля Inditex всего 3,9%. Всё так…Но именно иностранные игроки оттягивают на себя наиболее платежеспособный сегмент аудитории, а их доли перестают казаться небольшими, когда мы смотрим на их денежное выражение.

Источник: по данным годовых отчётов компаний

В таблице представлены показатели всего-то трёх компаний. Согласитесь, 761 миллион долларов оборота Zara не кажутся чем-то незначительным. И это только Zara, а не весь Inditex.

Что делать?

Итак, какие выводы и рекомендации к действиям мы можем сделать из всех этих данных?

1) Спрос на эконом – сегмент растёт и будет расти. Если вы работаете в этом сегменте, продолжайте. Если не работаете, попробуйте создать линейку в эконом-сегменте.

2) Экономия на новой одежде открывает ещё одну возможность – секондхенды. Upcycling, recycling и т.д. Вы можете использовать эту возможность и открыть продажи в этой нише.

3) Приостановка деятельности иностранных сетей даёт локальным брендам уникальную возможность а) стать товарами – заменителями для той же Zara и прочих. б) приучить потребителя покупать качественно сшитую одежду.

4) Нужно сосредоточиться на моделях базового гардероба. Цены неизбежно будут расти и рациональные экономные потребители будут приобретать одежду хорошего качества, но на более долгий срок.

5) Если коротко, всё как в песне из кинофильма «Москва слезам не верит»

— Что же из этого следует?— Следует жить, Шить сарафаны и легкие платья из ситца. — Вы полагаете, все это будет носиться?— Я полагаю, что все это следует шить.

Юрий Левитанский, из кинофильма "Москва слезам не верит"

В следующей статье мы рассмотрим поведение потребителей в онлайн-ритейле одежды, оценим, что с ним произошло, происходило и будет происходить.

Специально для VC.RU и для TARAN merch.

Ева Таран
Маркетолог - стратег
0
1 комментарий
Ekaterina Bugorkova

когда выйдет следующая статья?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда