Эмоционально интеллектуальный лидер – мямля?

С момента выхода книги Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект» прошло уже 25 лет, и популярность теории с тех пор постоянно растет. Однако многие люди до сих пор понимают ее неправильно, считая, что быть эмоционально интеллектуальным – значит быть милым в общении. На самом деле, это заблуждение.

Первое, что часто приходит в голову, когда кто-то говорит, что коллега «хороший», - это то, что с ним приятно работать. Но для всех ли это так? Я была знакома с менеджером по работе с клиентами крупной российской компании. Она была обаятельной, вежливой и всячески старалась угодить клиентам и своему боссу. Им, без сомнения, было приятно работать с ней. Но когда я проводила тренинг с ее подчиненными, оказалось, что в команде она создала токсичное рабочее пространство. Она была отстраненной и резкой, постоянно всех критиковала, не ценила ничьи достижения. Можно ли назвать ее эмоционально интеллектуальной? Точно нет.

С другой стороны, в конкурентной бизнес-среде вежливость и «приятность» в общении часто интерпретируются как слабость: человеком, который пытается избежать конфронтации, легко манипулировать. В таком случае возникает резонный вопрос: зачем работать над своим эмоциональным интеллектом, если это означает, что вами будут пользоваться в своих интересах менее приятные коллеги? Или, если вы отвечаете за развитие своей команды, зачем вам создавать компанию «хороших» людей - разве вы не хотите создавать компанию «сильных» людей?

На самом деле, владение навыками эмоционального интеллекта (самосознание, самоуправление, социальная осведомленность и управление отношениями) не означает, что человек становится добродушным или безотказным. ЭИ позволяет вступать в конфронтацию, когда это нужно, но делать это более эффективно - добиваясь своих целей и не портя при этом отношения с другими людьми.

Как навыки ЭИ работают во время спора или тяжелых переговоров? Если вы переживаете, что вашей слабостью могут воспользоваться, то можете впасть в другую крайность, выплеснув на человека свой гнев и тем самым только усугубив ситуацию. Если вы действительно склонны избегать конфликты, то можете уходить от них даже тогда, когда выяснение отношений необходимо.

Эмоциональный интеллект помогает выбрать золотую середину между этими крайностями. Развитое самосознание и самообладание позволят вам контролировать свои первоначальные импульсы или любое беспокойство, которое может возникнуть во время разговора. Эмпатия (часть социальной осведомленности) позволит вам увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Вы сможете представить им свой аргумент таким образом, чтобы они чувствовали, то вы их слышите и учитываете их интересы.

А разрешение конфликтов - важная часть навыка управления отношениями. Вы говорите то, что хотите, четко и решительно, так, чтобы собеседник вас услышал и понял.

Один мой клиент, генеральный директор компании-дистрибьютера бытовой техники, всегда избегал конфликтов, и это стало большой проблемой для всей команды. Дошло до того, что он не мог сказать своим сотрудникам, что им нужно работать усерднее. Ему звонили другие сотрудники и говорили, что их коллеги перестали выполнять свою работу. После нескольких коуч-сессий он смог поговорить с теми сотрудниками, которые игнорировали свои обязанности, и четко объяснить им, чего он от них ожидает - без угроз или обвинений, но также и без излишней мягкости. И это сработало: дисциплина улучшилась. С тех пор ему все лучше удается настоять на своих требованиях, и он не думает о том, что в глазах своей команды будет выглядеть тираном.

Есть и другая сторона медали – слишком стратегический подход, который легко упустить из виду, если считать, что люди с высоким эмоциональный интеллектом должны быть приятными в общении. Развитый ЭИ означает, что вы можете управлять не только собственными эмоциями, но отчасти – и эмоциями окружающих. И в некоторых случаях это может стать проблемой.

Возьмем для примера эмпатию. Существует три разных типа эмпатии, и все они возникают в разных отделах мозга:

• Когнитивный: я знаю, что вы думаете.

• Эмоциональный: я знаю, что вы чувствуете.

• Эмпатическая забота: ты мне не безразличен.

Допустим, у вас хорошо развиты первые два типа, но не третий. В одиночку когнитивная и эмоциональная эмпатия могут легко использоваться для манипулирования людьми. В компаниях с командно-административным типом управления часто встречаются амбициозные лидеры, которые быстро продвигаются по карьерной лестнице, потому что у них очень высокие личные стандарты качества. Они задают темп команде и отлично умеют подталкивать людей к достижению краткосрочных целей. Благодаря когнитивной эмпатии они умеют общаться, благодаря эмоциональной - знают, что их слова будут иметь значение для сотрудников. Но из-за отсутствия эмпатической заботы им все равно, какой ценой для каждого отдельного сотрудника будет достигнута цель. Это не только неправильно с точки зрения нравственности, но и приводит членов команды к эмоциональному выгоранию.

Такое поведение со стороны лидеров часто встречается в госструктурах. Например, в здравоохранении, где руководство требует от врачей принимать больше пациентов в день, сокращая время приема каждого пациента. Это позволяет увеличить прибыль, которую медучреждение получает от страховой компании, но совершенно не учитывает эмоциональные и физические потери, с которыми сталкиваются врачи. А ведь это именно та профессия, для которой эмоциональное выгорание особенно опасно и напрямую влияет на человеческие жизни.

Эмоциональный интеллект – это не однобокое понятие. Важно развивать все три вида эмпатии и работать над 4-мя навыками ЭИ в отношениях со всеми – и на работе, и дома, и в общении со случайными знакомыми. Лидеры, которые полагают, что эмоциональный интеллект означает просто «быть хорошим», не могут увидеть его истинную пользу и упускают возможность научиться эффективному общению, которое укрепляет их способность влиять и управлять отношениями.

Начать дискуссию