Кейс Карибского кризиса: анализ в условиях неопределенности

Кейс Карибского кризиса: анализ в условиях неопределенности

Многие помнят из истории, что Карибский кризис возник, когда СССР разместила свои ракетные установки на Кубе, а США не сразу это заметили (183 корабля русских как-то выпали из вида) и вынуждены были решать проблему в темпе.В течение 13 дней кризис был разрешен, в учебниках двух стран по-разному описывают итоги (чтобы патриотов не обидеть), но есть и объективные выводы.

Грэхэм Эллисон написал работу по анализу стратегии специального комитета США в ситуации Карибского кризиса, которая стала обязательной частью для изучения в политологии, организационном управлении, психологии и многих других науках. В ней изложена модель анализа поведения правительств, с помощью которой можно предсказывать их действия.

Грэхэм говорит, что любое правительство (или организацию) нужно анализировать на трех уровнях:

1 ☑ Рациональный уровень. На первом уровне важно понимать, что будет делать организация, если она выступает в отношениях единым разумным субъектом. У любого локомотива есть цель и есть объективные средства ее достижения, поэтому легко догадаться, какими должны быть максимально эффективные решения.

2 ☑ Организационный уровень. Иногда решения, принимаемые организациями - это следствие рутинных процессов взаимодействия ее частей, следствие привычек и протоколов. Очень часто этот уровень анализа недооценивают, хотя многое в жизни компании действительно определяется автоматическими настройками.

3 ☑ Политический уровень. На этом уровне нужно еще глубже спуститься в детали и посмотреть, какие интриги стоят за принятием решения. Кто сидит по правую руку от руководителя? Кто хочет сесть в его кресло? Как выглядит расстановка авторитета и влияния в организационной верхушке? Кто «серый кардинал»? Здесь нужно анализировать людей, дергающих за ниточки.

Все три уровня анализа можно использовать и как ретроспективу процесса принятия решений у себя в компании, так и как модель прогнозирования поведения контрагентов, конкурентов, инвесторов и других участников взаимоотношений с вашей организацией.

И самое важное с точки зрения самокоучинга: очень часто мы пренебрегаем в отношении себя вторым уровнем, не замечаем, что одни и те же вещи происходят с нами постоянно в разных сферах жизни. Одни и те же паттерны, привычки, убеждения, конфликты, грабли, короче. Каждый раз как в первый раз, поэтому решения принимаем не системные, а низкоуровневые. А порой стоит всего лишь сменить одну-единственную контрольную точку - и вся жизнь поменяется🤔.

22 показа
117117 открытий
Начать дискуссию