10 самых популярных вопросов о наименовании компании

10 самых популярных вопросов о наименовании компании

Наименование компании – очень важный вопрос. С ним сталкивается каждый, кто начинает свой бизнес. Иными словами, налоговая инспекция отказывает в регистрации коммерческой организации, ссылаясь на главу 76 ГК РФ, которая регулирует правовые вопросы, связанные с фирменным наименованием организаций.

Согласно нашему законодательству, юридическое лицо (или коммерческая организация), выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах (как правило, в Уставе) и включается в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Юридическое лицо также может иметь одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

с 25 ноября 2020г. появилась возможность включать наименование на иностранном языке в ЕГРЮЛ, а не только отображать его в Уставе.

К примеру, нельзя иметь наименование только на английском языке. Иностранный вариант наименования играет роль дополнительного как дополнительный, который помогает организации вести деятельность за рубежом. Его можно использовать также в качестве бренда для продвижения своей продукции, включать в товарный знак, использовать на вывесках и печати (на печати только совместно с наименованием на русском языке).

Как правило, при выборе наименования не возникает особых проблем, однако наши клиенты из года в год задают очень похожие вопросы по данной тематике.

Ответы на 10 самых популярных вопросов мы постараемся дать в рамках этой статьи.

1. Можно ли использовать цифры, хэштеги, №, +, #, & в наименовании компании?

Законодательство России не содержит запретов в отношении этих символов. В ЕГРЮЛ было включено множество компаний, использующих подобные знаки в своих фирменных наименованиях, например:

ООО «Спокойно :) Я! Помою :)»

ЗАО «А&И»

ООО «Авангард+»

ООО «Клининговая компания №1»

ООО «Почему бы и нет?!»

2. Можно ли назвать компанию ООО «Двери России», ООО «Русская Краса» ООО «Российский шоколад», ООО «РосЭнергоСбыт»?

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, которые являются производными от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ. Получить такое разрешение достаточно сложно, а для небольшого бизнеса практически невозможно. Организация не только должна соответствовать определенным критериям, но и заплатить не маленькую государственную пошлину, размер которой составляет 80 000 рублей.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации": «Под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия" следует понимать, в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него). Суды в целом считают сочетание «рос» производным от «российский», а соответственно для его использования необходимо разрешение. Не рекомендуется также использовать сочетание «РФ» во избежание отказа в регистрации.

Таким образом, из всех вариантов наименований, без соответствующего разрешения можно лишь использовать в названии организации слово «русский» или сокращенный вариант «рус».

3. Можно ли назвать компанию ООО «Французская керамика», ООО «ИТАЛЬЯНСКИЙ ДОМ МОДЫ», ООО «ЕДА КОРЕИ», ООО «ТОВАРЫ СНГ», ООО «Самая быстрая доставка из Китая»?

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. Если организация использовала данное название до введения запрета на законодательном уровне, то при внесении изменений в Устав она должна изменить свое фирменное наименование во избежание претензий со стороны регистрирующего органа (судебного иска о понуждении к смене наименования организации).

Верховный суд также высказывал следующую позицию: в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, ЕврАзЭС).

4. Можно ли назвать организацию ООО «СпецГосЗнак», ООО «ФармГосКонтроль»?

Согласно ГК РФ, обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали нельзя включать в фирменные наименования организаций. Это положение можно толковать в той форме, что наименования, которые вводят потребителей в заблуждение и позволяют им сделать вывод об аффилированности той или иной компании с государственными органами не допустимы.

5. А если назвать компанию ООО «Алкоголь» или ООО «Халява», ООО «Все женщины глупые»?

Согласно ГК РФ, обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали нельзя включать в фирменные наименования организаций. Употребление грубых, жаргонных слов, суды трактуют как противоречие общественным интересам, несоответствие нормам морали. Поэтому необходимо самостоятельно оценить придуманное вами название с точки зрения морали и нравственности, честности и уважительного отношения к потребителям. Единственным допустимым названием из перечисленных, что подтверждает практика, является ООО «Алкоголь». ООО «Халява», хоть и присутствует в ЕГРЮЛ, однако становилось предметом обсуждения в судах при регистрации товарного знака, где суд высказывал, что данное слово является примером жаргонной, искаженной и грубой речи.

6. Могу ли я использовать слово банк в значении «место, центр, где сосредоточены предметы, объекты, сведения»? Например, ООО «Банк данных», ООО «Банк земельных участков», ООО «Банк элитной недвижимости», ООО «Банк лучших туров»?

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2020) "О банках и банковской деятельности" говорит нам о том, что: «Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

7. Можно ли использовать слово «Москва» или названия других городов в наименовании?

Слово «Москва» можно использовать, если это не противоречит Закону г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 40 «О государственной и муниципальной символике в городе Москве». Он говорит о разрешительном порядке использования «Москвы» в фирменных наименованиях юридических лиц. Чтобы получить разрешение, необходимо заплатить пошлину, предоставить в уполномоченный орган определенный пакет доекментов, определиться с адресом компании на территории города, и иметь в виду, что использование словесных символов города Москвы должно отвечать словообразовательным и стилистическим нормам современного русского языка. Наименование должно быть благозвучным, удобным для произношения, легко запоминающимся, а для иностранных наименований важно правильное воспроизведение на русском языке. Что касается, например нашего города, то слово «Новосибирск» часто включается в наименования различных компаний.

8. Можно ли зарегистрировать управляющую компанию и получить лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД, если уже есть компания с очень похожим наименованием?

Зарегистрировать организацию вы сможете, однако с высокой долей вероятности возникнут проблемы с получением лицензии.

9. Можно ли назвать организацию, если имеется государственный орган, который имеет сходное наименование?

Подобные наименования противоречат ГК РФ, и на практике, регистрирующий орган отказывает в регистрации наименований таких как: ООО «Судебный департамент», ООО «Прокуратура» и т.п.

10. Можно ли зарегистрировать организацию, если компания с подобным названием уже существует? Могут ли конкуренты «препятствовать» такой регистрации?

Это сделать возможно, поскольку перечень оснований для отказа в регистрации является закрытым. Такого основания, как «совпадение наименования юридического лица с ранее зарегистрированным» в этом перечне нет. Поэтому, существуют тысячи компаний использующих популярные наименования: «Гарант», «Комфорт», «Успех» и т.д.

Регистрирующий орган не откажет вам в регистрации, даже если вы создаете 2 компании с одинаковыми наименованиями одновременно (если у вас возникла такая потребность).

По данному вопросу можно обратиться к пп. 13 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, а также к ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.

Таким образом, если на рынке существуют известные компании, названием которых вы воспользуетесь и будете вести деятельность с ними схожую, это может привести к конфликту интересов и судебным тяжбам.

Начать дискуссию