Россия предложила ООН проект конвенции о борьбе с IT-криминалом

По заявлению разработчика этого документа — Генпрокуратуры РФ — это первое предложение в рамках работы профильного комитета при ООН.

Расширяем реестр преступлений

Проект пока не опубликован, но, как заявил СМИ заместитель генпрокурора России Петр Городов, который представлял его в штаб-квартире ООН в Вене 27 июля, российский вариант будущей конвенции предлагает увеличить количество составов преступлений, совершенных в интернете.

изображение: Pixabay
изображение: Pixabay

«В проекте нашли отражение 23 состава преступлений, включая несанкционированный доступ к персональным данным, незаконное распространение фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий, терроризм, экстремизм, реабилитация нацизма, незаконный оборот наркотиков, оружия, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность и многое другое — все самое актуальное в мире киберпреступности», — отметил Городов РИА «Новостям».

Он подчеркнул, что сегодня на международном уровне закреплены только 9 видов киберпреступлений — в положениях Будапештской конвенции Совета Европы, которая была разработана в период с 1997 по 2001 годы. Замгенпрокурора назвал этой «ранней цифровой эпохой, принципы которой не отвечают проблемам и запросам настоящего времени».

Упрощаем взаимодействие

Кроме того, по информации СМИ, проект касается многих процедурных аспектов, направленных на повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов разных стран при расследовании трансграничных преступлений, особенно требующих «мгновенной реакции»; а также предлагает расширить сферу международного сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам (в т.ч. по части выдачи киберпреступников и их активов.)

Соблюдаем баланс

Помимо интересов правоохранительных органов, документ учитывает, по словам Говорова, и обширный комплекс гражданских прав и свобод. «Соблюден баланс в вопросах защиты персональных данных, уважения государственного суверенитета и прав человека. Реализован комплекс мер по защите свидетелей, а также активному применению современных технологий, в том числе систем видеоконференцсвязи или телефонной конференции, для проведения допросов и иных процессуальных действий», — пояснил Городов.

Левон Саргсян, юрист «Лаборатории свободного интернета» (iFreedomLab):

Эта история вообще очень правильная — цифровой мир развивается очень быстро, включая, увы, и криминальную сторону. Гораздо быстрее, чем на него может реагировать более инертная правовая система. Конвенции такого рода задают общую систему координат на международном уровне и облегчают странам дальнейшее совместное взаимодействие: позволяют им унифицировать правовую терминологию и стандартизировать правила различных процедур.

Раз российская сторона первой создала свой проект — очевидно, что Россия придает особое значение киберкриминалу; и, надеюсь, степень проработки документа достаточная для того, чтобы он стал базой для дальнейшего обсуждения на международном уровне и мы смогли скорее получить максимально эффективную систему борьбы с киберпреступностью на мировом уровне.

Специальный межправительственный комитет при ООН, занимающийся разработкой конвенции о киберпреступлениях, был создан в декабре 2019 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № 74/247.

С российской стороны, по информации Cnews, разработкой документа занимались специально созданная по инициативе генпрокурора РФ Игоря Краснова в 2020 году рабочая группа из представителей как самой Генпрокуратуры, так и МИДа, МВД, ФСБ, Следственного комитета РФ и Минюста.

Начать дискуссию