Первая амурская флотилия Анатолия Кононова

Первая амурская флотилия Анатолия Кононова

Кононов Анатолий Алексеевич – казачий адмирал, начальник Водолазной школы в Кронштадте и первый командующий Амурской речной флотилией. Автор «Учебника по водолазному делу» (1890 год, Санкт-Петербург) и один из создателей «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Участник Гражданской войны.

Анатолий Алексеевич Кононов родился 26 января 1856 г. в Варшаве, в семье казачьего есаула, впоследствии войскового старшины, Алексея Васильевича Кононова, казака станицы Новочеркасской Черкасского округа Войска Донского.

12 сентября 1873 г.поступил в Морское училище (так в 1867-1891 гг. назывался Морской кадетский корпус), а в 1877 г. стал гардемарином флота.

30 августа 1878 г. получает чин мичмана (первый офицерский чин в Российском флоте) и в 1880 г. входит в состав Каспийского флотского экипажа. Принимал участие в Ахал-Текинской экспедиции.

1881 г. переведен в Балтийский флот. В августе 1885 г. под руководством капитана 2 ранга Н.Г. Леонтьева завершил «курс водолазного искусства» в Водолазной школе (была основана 23 апреля (5 мая) 1882 г. по указу императора Александра III и уже к концу XIX в. имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире.)

1890 г. назначен заведующим аппаратами и преподавателем в водолазной школе. Как заведующий аппаратами А.А. Кононов фактически в течение года исполнял обязанности заместителя нового начальника водолазной школы капитана 2 ранга Н.П. Оводова, прежде чем смог полностью отдаться преподавательской работе.

При этом теоретические занятия перемежались с практическими, а курс обучения завершался выходом в море на учебном судне – блокшиве «Гиляк», где личный состав Водолазной школы в полном составе от 1,5 месяца до полугода отрабатывал в Выборгском заливе спуски под воду на глубину до 40 метров.

Из-под пера лейтенанта А.А. Кононова выходят:

  • - «Практическое пособие для преподавания водолазного дела» (1891 г.),
  • - «Заметки водолазного офицера: сведения о водолазах в России» (1892 г.).

1892 г. назначен водолазным офицеромна броненосный крейсер «Генерал-адмирал». Как водолазный офицер и вахтенный начальник крейсера под командованием капитана 1 ранга П.А. Безобразова участвовал в заграничном плавании русской эскадры, направленной в США для участия в 1893 г. в торжествах по случаю открытия Чикагской выставки, приуроченной к 400-летию открытия Америки Х. Колумбом. В этом же году начинается многолетнее сотрудничество Кононова с «Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона», в тот год он публикует три подробнейших статьи: «Водолазная школа», «Водолазное дело» и «Водолаз».

1895 г. произведен в капитаны 2-го ранга.

1896 г. высочайшим приказом № 88 от 20 июня назначен начальником Водолазной школы и водолазной партии. Как и в предыдущие годы, обучение ежегодно заканчивалось длительной практикой на учебном судне «Опричник» в Финском заливе. При этом А.А Кононов одновременно являлся ещё и командиром этого судна.

1897 г. при Водолазной школе был открыт Водолазный офицерский класс и началось изучение физиологии водолазного дела врачами, что позволило приступить к подготовке и изданию учебников по спецфизиологии и таблиц, позволяющих добиваться безопасного выхода на поверхность после длительного погружения. Тогда же А.А. Кононов разработал хорошо известный и сегодня бронзовый нагрудный жетон Водолазной школы, утверждённый 15 декабря 1897 г. императором Николаем II. (на фото)

1902 г. – старший офицер(старший помощник) броненосца береговой обороны «Первенец». На русско-японскую войну 1904-1905 гг. А.А. Кононов не попал. Из-за нехватки опытных командиров, значительная часть которых погибла или находилась в плену, его, оставляя начальником Водолазной школы, нередко привлекали к решению других задач. Так, с 8 ноября 1904 г. по 17 мая 1905 г. он командовал на Средиземном море канонерской лодкой «Храбрый», входившей в состав международных сил по поддержанию мира и безопасности на острове Крит. Здесь ему присвоили чин капитана 1 ранга, а к русским наградам добавился греческий орден Спасителя Командорского креста.

За 10 лет руководства в Кронштадте Водолазной школой А.А. Кононов укрепил не только российский, но и международный авторитет своего учебного заведения. После успеха на международных выставках в Чикаго, нижнем Новгороде и С.-Петербурге, в 1900 г. Водолазная школа приняла участие во Всемирной выставке в Париже, где на стендах был также представлен целый ряд передовой для того времени техники, изготовленной по проектам и непосредственном участии преподавателей школы.

Учебники по водолазному делу

1902 г. выходит, последствии переведённый на многие европейские языки, хорошо иллюстрированный «Учебник по водолазному делу» (литографическое издание вышло ещё в 1898 г.). Капитан 2 ранга А.А. Кононов подготовил его совместно с другими преподавателями Водолазной школы: штабс-капитаном И.И. Гречухиным, инженер-механиком Г.Н. Пио-Ульским, водолазным офицером М.К. фон Шульцем и доктором Н.А. Есиповым. Совместно с докторами А.И. Есиповым и М.Н. Храбростиным А.А. Кононов издаёт «Наставление по водолазному делу в медицине». Среди собственных работ можно выделить: «Водолазные работы у крейсера «Россия» (Записки Императорского русского технического общества (1897 г.), «Пособие для изучения водолазного дела» (1891 г., исправленное издание в 1898 г.) и более позднюю работу «Водолазная школа и подводные работы» (1908 г.).

В течение нескольких лет А.А. Кононов безуспешно забрасывает Морское министерство предложениями о необходимости строительства специального водолазного судна, а также ходатайствует о постройке специального учебного судна с отсеком живучести для отработки навыков по борьбе с водой. По его проекту в мастерских школы пять водолазных ботов.

1905 г. – 20 июля капитан 1 рангаА.А. Кононов сдал свои обязанности начальника Водолазной школой старшему лейтенанту М.К. фон Шульцу и на следующий день принял 7-й Балтийский флотский экипаж.

1906 г. – в конце ноября начале декабря «сдал на законном основании» 7-й Флотский экипаж и переведён в Сибирский флотский экипаж, став в итоге, первым командующим Амурской речной флотилии (первоначально называвшейся «Отдельным отрядом судов Сибирской флотилии»).

Деятельный и энергичный капитан 1 ранга А.А. Кононов был направлен на Амур в наказание за участие 7-го флотского экипажа, которым он командовал, в Кронштадском восстании в октябре 1905 г. Благодаря его настойчивости и стараниям к летней кампании 1910 г. Амурская флотилия представляла собой вполне боеспособное объединение кораблей.

Японская угроза в водах Амура

Ещё в 1902 году приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков поставил перед центральной властью вопрос о постройке для амурских вод специальных боевых кораблей. Впрочем, до Русско-японской войны надёжную защиту амурских берегов обеспечивал Тихоокеанский флот России - могучие броненосцы и крейсера, базировавшиеся тогда во Владивостоке и арендованном у китайцев Порт-Артуре. Всё радикально и пугающе изменилось к весне 1905 года, когда под ударами японцев пала порт-артурская крепость и погибла эскадра, а затем в Цусимском проливе потерпели поражение главные силы нашего флота, спешившие на Дальний Восток через всю планету от берегов Балтики. Японский военный флот стал господствовать у наших дальневосточных берегов. Противник полностью оккупировал остров Сахалин, японский флот высаживал десанты даже на Камчатке и северных берегах Охотского моря. Именно тогда возникла вполне реальная угроза появления вражеских кораблей и в водах Амура.

Устье великой дальневосточной реки оборонялось лишь несколькими устаревшими батареями в Николаевске-на-Амуре, который хотя и считался официально крепостью ещё с XIX века, однако в реальности таковой не был. В ту эпоху ещё не появилось ни боевой авиации, ни бронетехники, даже автотранспорт находился в зачаточном состоянии. Железные и шоссейные дороги у берегов Амура были немногочисленны, быстро перемещать по ним тяжёлую артиллерию было невозможно. И даже несколько небольших кораблей, войдя в Амур, превращались в опасность, которой, в сущности, нечего противопоставить. Такой речной рейд противника мог полностью блокировать сообщение между Хабаровском и Благовещенском, создав нешуточную угрозу этим городам.

Опасность имела бы и стратегические последствия, ведь по Амуру и его южным притокам беззащитные речные пароходы и баржи обеспечивали значительную часть снабжения русской армии, отражавшей наступление японцев в Маньчжурии. Как писал в те дни один из русских военных аналитиков, «овладение неприятелем устьем Амура открывает ему доступ к Хабаровску, и дальше приведёт к лёгкому захвату всего края вверх по течению реки, что прервёт связь театра военных действий с Империей и даст возможность противнику действовать в тыл нашим войскам». Так к лету 1905 года безопасность Амура стала для Российской империи важнейшим и экстренным вопросом.

Одновременно с постройкой новых кораблей шло формирование отдельной флотилии для Амура. Изначально речные суда с боевым оружием считались «отдельным отрядом» Сибирской военной флотилии. Осенью 1906 года первым командующим «отдельным отрядом» назначили капитана 1-го ранга Анатолия Алексеевича Кононова. Он был однокашником по морскому училищу Всеволода Руднева, капитана знаменитого крейсера «Варяг». Сам Кононов на Русско-японскую войну не попал, однако по праву считался одним из самых технически подготовленных командиров флота - долгое время он возглавлял в Кронштадте «водолазную школу», став, по сути, основоположником подводных работ в России. Например, под его началом в «водолазной школе» создали один из первых в мире фотоаппаратов для подводной съёмки. Так что капитан Кононов стал удачной кандидатурой на должность командующего новой флотилией на Амуре. Впрочем, в Петербурге многие адмиралы легкомысленно считали речной флот по сравнению с океанским чем-то лёгким и несерьёзным. Анатолий Кононов вспоминал, как сам морской министр Российской империи, старый адмирал Бирилёв, отправляя его на Амур, весело приговаривал: «Воображаю, какое у вас там плавание будет - сплошной пикник!».

В оперативном отношении новая флотилия подчинялась командующему войсками Приамурского военного округа.Главной базой флотилии стал Осиповский затон под Хабаровском, но корабли также базировались у Благовещенска и в забайкальском Сретенске на Шилке. Окончательно Амурская флотилия была сформирована к лету 1910 года. Её личный состав насчитывал 19 офицеров, 2 инженера-механика, 10 врачей, 4 чиновника и 1585 матросов. Показательно, что командиры амурских мониторов получали звание капитана 1-го ранга, то есть приравнивались к командирам самых крупных океанских кораблей. Помимо восьми тяжёлых мониторов и десяти канонерских лодок в состав флотилии на Амуре вошли три парохода, плавучий док и десять «особых посыльных судов» — эти были артиллерийские бронекатера, каждый вооружён 76-мм пушкой и пулемётом. Амурские бронекатера с характерными именами «Пуля», «Штык», «Палаш», «Сабля», «Копьё», «Рапира», «Пистолет», «Пика», «Кинжал» и «Шашка» могли действовать не только на Амуре, но и на самых мелких его притоках. В итоге Амурская военная флотилия стала внушительной силой, серьёзным фактором защиты Приамурья от любого потенциального противника. При этом флотилия внесла свой вклад не только в оборону, но и в изучение края.

С ноября 1913 года начал работу «Кружок офицеров Амурской речной флотилии». Его участники готовили и читали доклады по географии и истории Приамурья и Приморья. «Кружок» стал заметным научным центром, на его заседаниях не раз выступал Владимир Арсеньев, этнограф и востоковед, знаменитый исследователь российского Дальнего Востока.

1911 г. – 2 мая, после 35 лет службы на флоте, высочайшим приказом 53-летний А.А. Кононов был произведён в контр-адмиралы, с увольнением от службы. С выходом в отставку Кононов с женой поселились в С.-Петербурге, в доме № 8 по улице Гороховой (угол Малой Морской).

С осени 1917 г. А.А. Кононов контр-адмирал «Всевеликого Войска Донского», под командованием атамана А.М. Каледина.

В ноябре 1918 г. ─ по распоряжению атамана П.Н. Краснова организовывает экспедицию из г. Старочеркасска в г. Ростов-на-Дону для захвата оставленных на мели вооружённых барж и яхты Колхида», которые стали первыми судами военной флотилии Донского казачьего войска.

С 1920 г. в эмиграции. Сначала жил в своем имении в Волынской губернии (Польша).

В 1939 г. вместе с женой уезжает в Вильно (Литва) и в том же году - в Белград (Югославия»), а с началом Второй мировой войны – во Францию.

8 июля 1944 г. умер в возрасте 88 лет в Курвилье (Франция), где и похоронен.

В эмиграции А.А. Кононов не участвовал в антисоветской деятельности, только опубликовал в белоэмигрантском «Морском Сборнике» (в №№ 85-88 за 1935 г.) отрывки из своих мемуаров – «На фрегате «Дмитрий Донской» (Воспоминания молодости старого моряка).

Семья:

  • - жена: Кононова Вера Ивановна (в девичестве Чекмарева). Умерла 20 июля 1941 года в Белграде, Югославия;
  • - старший сын: Кононов Иван Анатольевич, контр-адмирал. Умер в Париже в 1959 году;
  • - младший сын: Кононов Алексей Анатольевич, старший лейтенант флота. Умер в г. Брус (Франция) в 1975 году;
  • - внучка, дочь сына: Кононова Татьяна Алексеевна. Умерла в г. Брус в 2006 году.
  • - правнук: Дмитрий Дмитриевич Нелидов, 1931 г.р.

Награды:

Светло-бронзовая медаль «За взятие штурмом Геок-Тепе 12 января 1881 года» (1881 г.); орден Святого Станислава 3-й степени (1883 г.); орден Святой Анны 3-й степени (1892 г.); орден Святого Станислава 2-й степени (1896 г.); орден Святой Анны 2-й степени; орден Святого Владимира 4-й степени; греческий орден Спасителя Командорского креста (1905 г.).

На фото: Амурская Канонерская лодка «Зырянин», 1917 год, бронзовый нагрудный жетон Водолазной школы, утверждённый 15 декабря 1897 г. императором Николаем II и Анатолий Алексеевич Кононов.

Для своих подписчиков и читателей нашел и рекомендую прочитать книгу Кононова А.А. «Учебник по водолазному делу»

Описание: Пересмотрев, дополнив и изменив многое в этом издании, с полным желанием принести посильную пользу как ученикам водолазам, так и успешности обучения их, смею рассчитывать, что эта книга будет не только учебником для Водолазной Школы, но и с пользою прочтется и во время службы — водолазам, который пожелают почерпнуть нужные ему указания, проверить свои соображения, пли припомнить то, что преподавалось ему в Школе. Дополняя свое обучение дальнейшими подробностями, которые не могли войти в программу преподавания, почему они отпечатаны здесь более мелким шрифтом. Могу еще добавить, что подобного руководства водолазам и сборника, вполне самостоятельно выработанных нашею Школою, правил по водолазному делу— нет и в иностранной литературе.

В тексте частично использованы материалы Алексея Волынец (Двланд) и Википедия

Подпишись! За Веру, и Отечество! Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была и у отцов. (Шарль Монтескье). Материал собрал и оформил: Олег Островский (Хабаровск)

Начать дискуссию