Банковские счета. Словакия. Часть 2 с рекомендациями в конце

Продолжаем тему банковских счетов.

Как было сказано в предыдущей статье, для россиян ситуация с открытием счетов в банках на территории Словакии резко ухудшилась после 25 февраля 2022 года, когда ЕС принял очередной пакет санкций в отношении России в результате ее агрессии в Украине.

Положение дел осложнилось тем, что банки перестраховываясь слишком вольно и расширительно применяют положение Артикля 5в, указанных выше санкций, прекратив открытие счетов россиянам в принципе. Исключение составляют случаи, когда у гражданина России имеется вид на жительство в одной из стран, членов ЕС.

Свое личное отношение к такой практике банков я выссказал в предыдущей статье, исходя из формального толкования принятых санкционных мер, считая эту практику незаконной. А как иначе, ведь закон -вещь формально определенная? Этому учат студентов на первом курсе юрфака.

Сложившаяся практика по блокировке и неоткрытию счетов россиянам изобретение не сугубо словацких банков. Подобная практика характерна для всего ЕС.

Как же обстоят дела у россиян с открытием счетов из числа тех, у кого есть вид на жительство в одной из стран ЕС?

Полегче, но не всё так просто как было раньше. Сегодня при обращении в банк в Словакии даже имея вид на жительство запросто можно получить отказ. При этом, нужно иметь ввиду, что если у вас словацкий ВНЖ, то и счет нужно открывать в Словакии. Ели у вас ВНЖ другой страны, члена ЕС и вы будете пытаться открыть счет в банке на территории Словакии, вам нужно будет объяснить и документально подтвердить цель и основания Вашего пребывания в Словакии, род занятий и прочие взаимоотношения со Словакией, оправдывающие Ваше желание открыть счет. Позволил себе это небольшое отступление.

Реальная же проблема в том, что нередко сотрудники банков в Словакии как только видят у обратившегося российский паспорт, сразу отказывают в открытии счета. Часто это бывает вежливо иногда нет. И даже наличие ВНЖ не является гарантией, что Вам откроют счет. Отказывают с порога либо предлагают снять копии с документов заявителя, заверяя, что копиии будут отправлены в главный офис банка на рассмотрение и обещая сообщить результат по телефону. Дальше как повезет: кому то открывают, кому то нет. На вопрос почему не открыли, сотрудники банков ссылаются на комплаенс. Комплаенс это теперь магическое, оправдывающее все банковские действия по отношению к клиенту, слово. Комплаенс невидим, он сидит где то в неизвестном для вас месте и передает свои решения для вас через менеджеров. На само деле вы в принципе не знаете почему отказали вам и вообще отправлялись ли ваши документы куда то на рассмотрение или нет. Может быть менеджер банка в порядке уже личного перестрахования таким образом вас отфутболил. Я заявляю об этом, опираясь на личный опыт общения с менеджерами разных банков и рассказанные мне примеры моими знакомыми.

Вот один из примеров. Моя двоюродная племянница с мужем и двумя детьми получили ВНЖ, обосновались в Нитре уже после начала войны. Кстати, этническая украинка, но с российским паспортом. Муж камеонщик ( дальнобойщик по нашему)- весьма востребованная и дефицитная специальность в Словакии. Она и дети по воссоединению семьи. Они месяц ходили по банкам в Нитре, имея ВНЖ на руках и не могли открыть счета. Их банально динамили, отказывали с порога, сочувственно тихонько говорили, что "проблемамв паспорте" и прочее. В итоге, через месяц они открыли счет в банке, возможно вняв моим советам требовать официальный письменный отказ.

Второй пример. Иван, проживающий в Кошице более шести лет, прошедший все ступени образования, работающий, имеющий в одном из банков счет в течение 6 лет. Когда он пришёл в "свой" банк в марте 2022 года с просьбой открыть второй, предпринимательский счет как ИП, то получил отказ. Возможна причина не в его паспорте, а в том, что он хотел открыть именно предпринимательский счет, но всё же отношение банка к клиенту, который у него обслуживается 6 лет, поражает. Тему предпринимательских счетов для россиян я более подробно хочу рассмотреть в следующей статье.

Третий пример. Я лично был свидетелелем. Очень красноречивый и заслуживает, что бы его здесь тоже привести. Мой знакомый с паспортом карибского государства с ВНЖ Словакии ( открыл в Словакии бизнес), но с характерной русской фамилией и именем- допустим Василий Сидоров. Он попросил меня сходить с ним в банк и помочь открыть личный счет, так как в словацком он не силён. Пришли мы в банк и я начинаю обьяснять менеджерке, что у человека есть ВНЖ, показываю документ, говорю, что гражданство у него такое то и тут же даю которткий историко- географичекский экскурс- вводную о том что это за государство такое. Делаю я это намеренно, ибо перед этим когда мы с ним были в уряде там долго не могли понять что это за государство такое и где оно находится. В уряде благополучно разобрались. Так вот, завершая свой короткий информативный доклад, сопроводжаемый просьбой об открытии счета, подаю менеджерке паспорт Сидорова. Она увидев фамилию, тут же заявляет , что их банк россиянам счета не открывает. Мы оба открыли рты в недоумении. Далее с моей стороны последовал издевательский вопрос а всё ли менеджерка поняла, когда я ей рассказывал о милом карибском государстве и вообще она отражает паспорт какого государства у нее в руках? Паспорт, нужно сказать, совсем не похож на российский- синего цвета, с изображением ракушек и дельфинов- экзотика. И вообще, с чего она решила, что Сидоров, россиянин? Ответ сразил меня наповал. Он сказала, что фамилия же у него русская. Дальше мы попросили официально запросить главный офис по нашей просьбе, а на следующий день по телефону был получен отказ.

На самом деле, переходя от лирики к ответу на вопрос :"Что делать?" , дам некоторые рекомендации.

Всегда требуйте, что бы ваше обращение в банк по вопросу открытия счета, было официально оформлено банком и зарегистрировано. Не удовлетворяйтесь простым вопросом можно ли открыть счет. И таким же простым устным ответом- нет. Как это должно быть? Менеджер банка должен снять копии со всех ваших документов, вы должны подписать какой то документ ( зависит от банка), а-ля заявление на открытие счета. Вы должны подписать бумагу о согласии на обработку ваших персонадьных данных. У вас на руках должны остаться копии этих бумаг. Именно так сразу же и выстраивайте отношение с банком. В таком случае, если получите отказ и захотите его оспаривать, у вас будет подтверждение что вы обращались в банк. Некоторые считают и возможно правильно, что оспариварие это долго и непродуктивно и выбирают путь похода по банкам. Кочуют от одного банка к другому, пока не добьются желаемого. Действительно, так бывает в Словакии, когда человека развернули в одном отделении банка, а в другом отделении этого же банка счет открыли. Но если у вас такая ситуация, что вы не можете пробить стену и единственный путь это обжалование, то вы к нему должеы быть готовы. К тому же ваш грамотный подход при общении с менеджерами банка на стадии обращения может элементарно заставить их работать правильно, а не лениться и не отправлять вас ни с чем.

Что касается обжалования отказа банка. А можно ли его в принципе обжаловать? Бытует мнение, что нет, нельзя, что банк не обязан пояснять причины отказа.

Я с этим несогласен и вот почему. В соответвии с § 27 d (1) словацкого Закона о банках 483/2001 Z.z. банк ОБЯЗАН письменно, бесплатно и безотлагательно информировать о причинах отказа в открытии счета, о прядке подачи жалобы против отказа , должен информировать о праве заявителя подать жалобу в Народный банк ( NB SR), органы досудебного урегулирования споров, и информировать о контактной информации этих органов.

К тому же в Словакии, вам обязаны открыть счет. Так это звучит в законе в русском переводе:

"§ 27d (8) открытие платежного счета с основными функциями(1)Банк и филиал иностранного банка обязаны предоставлять банковские услуги уполномоченному лицу в рамках стандартного счета, если они предоставляют все банковские услуги стандартного счета в рамках своей деятельности. Они должны предоставить стандартную учетную запись лицу, имеющему право на получение стандартной учетной записи, по заявке на получение стандартной учетной записи, если условия для отказа в соответствии с пунктом 7 не соблюдены.

(2)Уполномоченным лицом для целей настоящего закона является клиент, который является потребителем, 27f) и является лицом, проживающим в Европейском Союзе, включая потребителя без вида на жительство в Словацкой Республике, просителя убежища и потребителя, которому не был предоставлен вид на жительство, но высылка которого невозможна по юридическим или фактическим причинам.27fba)."

И еще немаловажый момент. Запрещается отказ в окрытии счета по причине гражданства или места жительства. Цитата из Закона в переводе на русский:

"§ 27e
Банк и филиал иностранного банка обязаны обращаться с потребителем, являющимся резидентом Европейского Союза, при подаче заявления на открытие платежного счета или получении доступа к нему в соответствии с принципом равного обращения, изложенным в конкретном нормативном акте.(27fbc) в соответствии с принципом равного обращения, дискриминация по признаку гражданства или места жительства потребителя, являющегося резидентом Европейского союза, также запрещена."

Надеюсь вы знаете, что обладатель ВНЖ является резидентом ЕС.

Полагаю, что вооружившись элементарными знаниями словацкого Закона о банках, проявляя настойчивость, можно более успешно общаться с банками.

Долгое время у меня небыло возможности попробовать официально обжаловать отказ банка в окрытии счета. Народ объяснимо пытается "как то решить вопрос" , не все имеют подтверждение обращения в банк или просто не хотят связываться. Но на днях, мы запустили переписку с одним из банков. Сотрудник нашей фирмы, имеющий ВНЖ, гражданин РФ и не имеющий счетов в Словакии, получил отказ в открытии счета от одного из банков. Написали письмо ( см.ниже) со ссылкой на Закон обанках с просьбой письменно и безотлагательно пояснить причину.

Банковские счета. Словакия. Часть 2 с рекомендациями в конце

Продолжение истории следует.

Следует и продолжение темы. Далее нужно обсудить предпринимательские счета. Есть о чем поговорить.

Приложение. Закон о банках 483/2001

Evgenii Artiukh, managing partner LION law & consulting

+421911439568

2 комментария

Гражданин РФ. Жил в Украине больше чем в РФ. ПМЖ Украины. Выехал в Словакию с супругой и детьми из за войны. Вся семья под защитой ЕС. Нужно двигаться дальше. Получил "Осведчение о живностенском оправнени" в "Окресном Уряде". Обошел все банки города, во всех получил отказ. На вопрос почему отказали, ответил только один сотрудник - "потому что русский", остальные даже не стали себя утруждать объяснениями. Везде собирали пакет документов для отправки комплаенс менеджеру. Такие дела...

Из за этого весь мой пакет документов который я собирал в Полицию по Иностранцам потерял актуальность..90 дней прошло. Там подождать, там заверить и потом банковская стена...