ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ ПОТАНИНА

3 января исполнилось 63 года одному из самых успешных и влиятельных российских бизнесменов. Владимир Потанин, сколотивший состояние в «лихие 90-е», стоявший у истоков залоговых аукционов и успешно воспользовавшийся плодами приватизации, сегодня будто переживает вторую молодость.

© Денис Кожевников/ТАСС
© Денис Кожевников/ТАСС

2020 год обещал стать для российского бизнесмена Владимира Потанина годом триумфа. В апреле президент холдинга «Интеррос», президент ГМК «Норильский никель» возглавил российский список Forbes. Его состояние на тот момент составляло 19,7 млрд долларов.

Однако следом за этим произошло событие, сделавшее успешного бизнесмена воплощением едва ли не главного морального конфликта нашего времени: когда здравый смысл отступает под натиском схем «эффективного менеджмента». Для общества стал очевиден вопрос цены допуска менеджеров, ориентированных лишь на максимальное извлечение прибыли, на стратегические объекты.

29 мая 2020 года в Норильске на ТЭЦ-3, лопнул резервуар с дизельным топливом. Всего разлилось около 21 тысячи тонн нефтепродуктов. Общая площадь загрязнения, по данным Красноярской прокуратуры, составила 180 000 м². СМИ назвали этот инцидент крупнейшей экологической катастрофой в российской Арктике.

Вскоре выяснилось, что Ростехнадзор с 2016 года не имел доступа к аварийному резервуару, и все это время он числился на ремонте. Также, согласно данным СМИ, Ростехнадзор в 2017—2018 годах уже предупреждал компанию о проблемах с хранением топлива на объектах ТЭЦ-3.

«Норникелю» тогда выписали штраф почти в два миллиарда долларов.

На этом проблемы в вотчине Потанина не закончились. В 2021 году рудники "Октябрьский" и "Таймырский", принадлежащих «Норникелю», чуть не затопило. А через несколько дней на Норильской обогатительной фабрике обрушилась галерея в дробильном цехе, погибло 3 человека.

Назад, в будущее

На фоне ухода из страны зарубежных инвесторов Владимир Олегович вновь нацелился на привычную для себя сферу. Потанин активно начал скупать финансовые активы, попутно «зацепив» цифровые технологии.

© «Таймырский телеграф»
© «Таймырский телеграф»

В 2022 году бизнесмен приобрел доли в двух крупных банках и сделал это с большим дисконтом. В руках Потанина оказались Росбанк и Тинькофф-банк, обладающий мощной технологичной составляющей и уникальной экосистемой клиентских сервисов. В 2023 году в числе активов предпринимателя оказался банк "Точка".

Чуть раньше была создана платформа "Атомайз", работающая на стыке IT-технологий и новых видов финансовых инструментов.

Таким образом Владимир Олегович вновь вернулся в свою «зону комфорта». Ведь в сфере финансов, хорошо знакомой Потанину с молодости, бизнесмен чувствует себя, как рыба в воде. А промпредприятия, особенно стратегически-значимые – это слишком большая ответственность и риски.

Народный капитализм

А в сентябре 2022 года вся страна начала обсуждать новую «сверхидею» Владимира Потанина. Бизнесмен объявил о намерении «восстановить историческую справедливость» и вернуть рабочим «Норникеля» 25% акций компании, некогда принадлежавших трудовому коллективу.

Но обещать – это одно, а сделать – совсем другое. И вместо обещанных акций восстанавливать справедливость бизнесмен предложил более передовым способом – при помощи цифровых инструментов. Сотрудникам по этой системе полагается не акция, а ее цифровой эквивалент – токен – на который начисляются дивиденды.

По словам бизнесмена, его цель – превратить сотрудников в бизнес-партнеров, чтобы они принимали непосредственное участие в делах предприятия, а также повышали уровень своей финансовой грамотности. Для этого «Норникель» начал реализацию «мотивационной» программы "Цифровой инвестор", в ходе которой около 70 тысяч сотрудников должны получить от двух до десяти ЦФА. Срок действия программы – пять лет, по истечении которых цифровой актив принудительно изымается у держателя.

В связи со стартом программы «Норникель» через компанию-посредника ООО "Цифровые активы" начал выкуп своих акций.

© Сайт <a href="https://www.interros.ru/company/history/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">"Интеррос"</a>
© Сайт "Интеррос"

О, дивный новый мир

При ближайшем рассмотрении выстроенная бизнесменом картина рая не выглядит столь радужно.

Во-первых, цифровой аналог акций, по сути, акцией не является. Он дает право получения дивидендов и не более. Речи о реальном участии его владельца в управлении компанией не идет.

Во-вторых, владельцем реальных акций становится не рабочие, а специально созданное под эти цели предприятие ООО «Цифровые активы», также аффилированное владельцам «Норникеля».

В-третьих, чтобы получить цифровые аналоги акций и выплаты, сотрудники должны перевести зарплаты в подконтрольный Потанину Росбанк.

В-четвертых, вся эта мотивационная программа разворачивается на фоне информации о планируемом «Норникелем» сокращении дивидендных выплат.

Все новое – хорошо забытое старое

Итак, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что «Норникель» на свои средства выкупает акции, которые затем передаются на баланс предприятия, аффилированного Росбанку и Потанину. Обязательств перед «Норникелем» это предприятие не несет.

© Сергей Савостьянов/ТАСС
© Сергей Савостьянов/ТАСС

А параллельно разворачивается процесс с цифровыми аналогами акций, которые по закону не равны обычным и вообще никак не связаны с ними. Сотрудникам предлагается воспользоваться неким цифровым инструментом, вся инфраструктура обращения которого сконцентрирована в одних руках. Ведь ЦФА могут обращаться только на цифровой платформа «Атомайз», аффилированной Росбанку.

Таким образом проясняется вопрос о том, кто теоретически может получить выгоду от реализации этой инициативы:

● Росбанк, куда вынуждены прийти сотрудники «Норникеля», участвующие в программе (это около 70 тысяч человек). Такой клиентской базе со стабильным доходом могут позавидовать многие банки.

● Потанин лично, в руках которого после выкупа акций, по сути, дополнительно появится около 15% акций компании.

● ООО «Цифровые активы», которое после «обкатки» технологии может предложить ее другим крупным клиентам.

Что касается сотрудников, то благодаря этим новшествам они остались «партнерами»… которым не дали права голоса.

Начало

Как говорят, корни всех наших удач и проблем следует искать в детстве. Владимиру Олеговичу Потанину повезло родиться в семье сотрудника государственной системы внешней торговли. За спиной бизнесмена МГИМО и старт карьеры под крылом системы внешней торговли СССР. На рубеже 90х, в период жесткой турбулентности, продвинутая образованная молодежь, кумиром которой были только деньги, поняла, что настоящие возможности открываются внутри страны.

© Сергей Гунеев / РИА Новости
© Сергей Гунеев / РИА Новости

Целеустремленный и изобретательный Потанин совместно с бизнес-партнером Михаилом Прохоровым принялся закладывать фундамент своего дивного нового мира. В 1990 году Владимир Олегович возглавил внешнеэкономическую ассоциацию "Интеррос", в 1993 году стал еще и президентом объединенного экспортно-импортного банка, АКБ «ОНЭКСИМ Банк».

В 1995 году Потанин оказался в числе создателей системы, существенно облегчившей передачу госсобственности в частные руки. Это были залоговые аукционы. В итоге в руках у ОНЭКСИМа оказались контрольные пакеты «Норильского никеля» (51%), нефтяной компании «СИДАНКО» (51 %), а также «Новороссийского морского пароходства» (20 %), Новолипецкого металлургического комбината (14,84 %) «Северо-Западного пароходства». А летом 1996 года подконтрольные Потанину структуры приобрели пакет акций компании «Связьинвест».

Примечательно, что промышленный гигант "Норильский никель", по данным СМИ, был куплен за 170 миллионов долларов. Его оборот в этот момент достигал трех миллиардов. А спустя некоторое время после аукциона стало известно, что на него не был допущен банк «Российский кредит», готовый заплатить за акции «Норникеля» гораздо большую сумму.

В период с 14 августа 1996 года по 17 марта 1997 года Потанин попробовал себя в госслужбе. Это непродолжительное время он трудился в должности первого заместителя председателя правительства РФ. Покинув правительство, экс-чиновник сразу вошел в списки Forbes как один из первых долларовых миллионеров страны.

© Associated Press
© Associated Press

Экономическим кризисом 1998 года в России Потанин сумел воспользоваться так же эффективно, как остальными возможностями: бизнесмен «прирастил» свои активы и купил банк "Независимость" (позже его переименовали в «Росбанк»).

В 2003 году Потанин еще больше расширил свою бизнес-империю, инициировав самое крупное в истории банковской системы России (как говорили тогдашние СМИ) поглощение одного финансового холдинга другим. Потанин купил финансовый бизнес Александра Смоленского — группу банков ОВК, STB-Card, «Инкахран» и сопутствующие компании.

В феврале 2018 года Потанин занялся добычей ценных металлов: подписал соглашение о совместной разработке месторождения платиноидов, никеля и меди на Таймыре с группой «Альянс». Совокупные инвестиции сторон в проект при этом были оценены в 250 млрд рублей. Позже «Норильский никель» сообщил о выходе «Альянса» из проекта.

Есть у Потанина и опыт управления медиаактивами. Осенью 1997 года для управления аффилированными ОНЭКСИМ Банку СМИ бизнесмен создал холдинг ЗАО «Проф-медиа». В него входили, к примеру, такие издания, как «Известия», «Комсомольская правда», «Афиша» и «Большой город». Надо отдать должное прозорливости Потанина и умению грамотно использовать ресурсы: он был в числе первых российских бизнесменов, осознавших всю пользу владения медиаактивами. Однако этот «роман» продлился не долго, потому что основные задачи направления довольно скоро были решены, а вкладываться в развитие этого ответвления бизнеса не входило в планы Владимира Олеговича.

Человек и пароход

В 2006 году в фокусе интересов многогранного Владимира Потанина оказалась новая, непонятная большинству россиян, сфера.

© Сайт Федерации хоккея России
© Сайт Федерации хоккея России

Он возглавил комиссию по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства в первом составе Общественной палаты РФ. С 2008 по 2010 годы Потанин возглавлял работу по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях. В числе достижений мецената – инициирование изменений в Налоговый кодекс, связанных с деятельностью НКО и благотворительностью в целом.

У Владимира Олеговича, как у любого уважающего себя мецената, есть собственный благотворительный фонд. Некоммерческая организация создана бизнесменом в 1999 году и активно занимается реализацией долгосрочных проектов в области отечественного образования и культуры, а по совместительству владеет 47,5% акций Росбанка. Кстати, как только фонд стал акционером банка, у топ-менеджеров последнего в KPI появилась обязанность ежегодно демонстрировать прибыль и платить дивиденды. Ведь средства на благотворительность должны откуда-то появляться.

© РИА Новости
© РИА Новости
900900
10 комментариев

Почему, все, что касается Потанина всегда пытаются представить черно-белым? Он без преувеличения финансовый гений, иначе стоял бы сейчас в курилке рядом с вами и жаловался также на судьбу. В общем, он безусловно натура сложная, многоцветная, а уж каких оттенков в нем больше - светлых или темных, так это, смотря с какой колокольни глядеть.

Ответить

Финансовый гений, говорите?? Гений и злодейство - две вещи несовместные...если уж по классической схеме рассуждать.

Ответить

Из-за таких как он полстраны оказалось за чертой бедности, я уж молчу до чего довели Норильск, не город, а чумной барак.

Ответить

Давайте аккуратнее в выражениях, я 10 лет в Норильске прожил, прекрасные люди, никого добрее и отзывчивее нигде не встречал. Хаять могут только слабаки и неженки, для вас курорты Краснодарского края как раз.

Ответить

Меня больше забавляет эта история с токенами, которые еще и принудительно заберут потом, отличная история. От фишек в школьные времена больше пользы было, помню, я фишки с черепашками обменял на набор импортных крутых фломастеров, а токены эти никому не нужны.

Ответить

Ну, вы тоже глупости не говорите! Токены - это своего рода пассивный доход! Да, это всего 900 рублей в год для новичков, но это тоже доход.

Ответить