Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?

Стадный инстинкт

Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?

Человечество всегда живёт в движении. Каждый из нас совершает какие-либо действия на протяжении всего дня, будь то поход в кино, на работу, чтение книги, танцы, встреча с друзьями. Многим кажется, что они проживают свою собственную жизнь, делают именно то, что душа им велит. Но на самом деле бывает все не так, как кажется. Некоторые наши решения побуждены не собственными желаниями, а являются результатом искусного маркетинга. Давайте разберемся, как используется психология толпы или стадное чувство в маркетинге и разберём явные примеры его использования.

Менталитет толпы, инстинкт стада, групповое мышление или психология толпы — у этой концепции много названий. Все они сводятся к одной и той же идее: на людей влияет большая группа.

Толпа — это не организованное, хаотичное скопление людей. Она возникает на эмоциях при привлечении внимания к какому-либо событию.

Психология толпы изучает реакции различных социальных групп в составе толпы на разные события. Эти реакции могут быть потенциально опасными и разрушительными для общества, так как поведение толпы непредсказуемо. Этот процесс упрощает принятие решений и не дает вам выделиться в группе.

Возьмём одни из самых популярных и простых примеров: чай матча и фен Dyson. Нет смысла рассказывать вам об этих двух продуктах, ведь каждый уже слышал о них и может даже использовал.

Чай матча своей популярностью последние несколько лет обязан именно Instagram. Популярность напитка растет, люди ищут его в меню всех заведений, не забывая сделать красивую фотографию. Многие не задумываются о пользе или вреде данного продукта, ведь раз все пьют и это модно, то и они не отстанут от трендов. Хотя они не задумываются что и бывают некоторые противопоказания и просто слепо верят в то, что делает большинство людей. Ниже представлены данные о росте популярности и экспорта чая матча

Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?

Аналогично и со стайлером Dyson:

Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?

Этот девайс — одно из самых заветных желаний многих девушек со всего мира. Казалось бы, обычный продукт, у которого существует ну очень много хороших аналогов с теми же функциями, да и к тому же, за меньшую стоимость. Но Instagram придал большую популярность и опять же, у всех инфлюенсеров можно найти видео с этим стайлером. И снова пошла цепная реакция: девушки начали скупать девайсы Dyson во всех магазинах, потому что это сейчас модно и у всех есть такой. Подумайте, хотели ли вы приобрести этот стайлер и по какой причине, увидев его у многих людей: не думая, умеете ли вы пользоваться им и нужны ли вам все насадки или после своего взвешенного, обдуманного решения, зная, что он вам подойдёт и точно нужен.

Стадный инстинкт в маркетинге

В маркетинге данное явление называют социальным доказательством. Это психический паттерн, заставляющий человека выбирать модели поведения большинства, когда он не может объективно оценить ситуацию. Как она работает в маркетинге?

По данным Google, 70% потребителей изучают отзывы о продукте, планируя сделку. Более того почти две третьих пользователей предпочитают покупать товары на сайтах, имеющих систему рейтингов и отзывов. Все просто: люди хотят знать, что думают о продукте другие покупатели.

Существуют следующие типы социальных доказательств:

  • Отзывы потребителей и рейтинг. Аудитория охотно обращает внимание на мнение простых покупателей. Самый яркий пример для русскоязычной аудитории — магазины на Алиэкспресс. Пользователей привлекают низкие цены, но пугает возможность получить «кота в мешке», поэтому многие сортируют товары по рейтингу и обращают внимание на количество заказов.
Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?
  • Сигналы в социальных сетях: отметки «мне нравится», репосты, комментарии. Здесь важны количественные и качественные характеристики сигналов. Пример: влияние количества просмотров видеоролика на YouTube на их популярность. И именно благодаря социальному доказательству стало знаменитым нашумевшее видео корейского исполнителя PSY — Gangnam Style, которое уже просмотрели более 1 503 023 387 раз (мировой рекорд):
Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?
  • Мнение известных экспертов и знаменитостей. Для некоторых сегментов аудитории и категорий продуктов слова селебрити заменяют десятки обзоров и сотни отзывов. Хороший способ добиться «благосклонности» звезды или эксперта — подарить образец товара или услуги. Популярный прием в соцсетях. Актриса Анфиса Чехова делится мнением о массажном коврике.
Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?
  • Трастовые элементы интерфейса сайта: цифры, иконки, логотипы клиентов, изображения наград и т.п. К примеру, большинство людей, прежде чем подписаться на группу, смотрят на число существующих подписчиков. Когда подписчиков много, начинается, своего рода, лавинообразный эффект: люди подписываются, просто глядя на цифры счетчика. Действует и обратный эффект: если на группу подписаны менее 100 человек, люди считают ее менее ценной и по собственной инициативе вряд ли будут активно подписываться.
Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?
  • Партнеры и клиенты: Наличие надежных и известных партнеров и клиентов – еще одно социальное доказательство для потенциальных заказчиков. Ведь если с компанией сотрудничали «Сбербанк», «Билайн» или MTV, пожалуй, ей стоит доверять. Аналогично – если бизнес дружит с Google, «Яндексом» и т. п. Любой мало-мальски амбициозный проект стремится найти таких партнеров и клиентов.

В нашей жизни существует большое множество социальных доказательств — одни являются верными советниками в сложившихся ситуациях, другие ложными. В повседневной жизни подумайте, как часто вы ходите в определенные места, смотрите определенные шоу или едите определенные продукты, потому что это делают большинство людей. Этот процесс упрощает принятие решений и не дает вам выделиться в группе. Но ведь грань между ложным и верным бывает условной. Иногда лучше полагаться на свою интуицию и мироощущения, нежели мнение «толпы», которым уверенно манипулирует некто третий. На секунду задумайтесь, являетесь ли вы жертвой маркетинга и стадного чувства или вы сами принимаете решения, пологаясь лишь на свой личный выбор?

Что такое стадный инстинкт и как его используют в маркетинге?
11
21 комментарий

Я считаю что главное не поддаваться данному инстинкту, и всегда иметь свое мнение  

Ответить

Хорошо, описан данный феномен 

Ответить