Съезд ШКИ от первого лица 1.0

Контекст

С 6 по 8 декабря 2023 года в Москве, в павильоне «Атом» на ВДНХ, в рамках международной выставки-форума «Россия», прошёл Cъезд школ креативных индустрий. Впервые представители образовательных учреждений нового формата из 49 регионов России встретились, чтобы обсудить накопленный за 3 года опыт, сформированные образовательные программы, компетенции преподавателей и выпускников, взаимодействие с рынком и интеграцию учащихся в бизнес-процессы.

Сегодня в 67 школах креативных индустрий учатся более 7000 подростков. Запланировано открыть порядка 230 школ к 2030 году, а это более 25 000 учеников одномоментно.

Первый Съезд школ креативных индустрий — важный шаг в качественном и количественном росте ШКИ, синхронизации процессов и компетенций.

Cъезд организовали Министерство культуры России и Российский фонд культуры при поддержке Федерации креативных индустрий.

Общее фото участников первого Съезда ШКИ
Общее фото участников первого Съезда ШКИ

Спикерами и гостями события стали представители Президентского фонда культурных инициатив, Агентства креативных индустрий, Высшей школы экономики, VK, Федерации интеллектуальной собственности, Института развития профессионального образования Министерства просвещения России, а также отраслевые лидеры и эксперты таких компаний, как Sila Sveta, Kuzin Machinery, анимационной студии «Ярко», Good Story Media и других.

Важной частью программы Съезда стали специализированные круглые столы, лекции, мастер-классы и практикумы с участием представителей школ креативных индустрий.

Как всё начиналось

Идея съезда появилась в Петербурге на экономическом форуме, когда студийцы (так называют учащихся ШКИ) рассказали о своих лучших проектах на встрече с Надеждой Преподобной, статс-секретарём – заместителем министра культуры РФ.

Открытая встреча с Надеждой Преподобной на ПМЭФ
Открытая встреча с Надеждой Преподобной на ПМЭФ
Общее фото участников после встречи на ПМЭФ
Общее фото участников после встречи на ПМЭФ

После нескольких выступлений ребят стало ясно, что за пару лет сложился разнообразный опыт ШКИ и нужно обмениваться наработками, чтобы расширить спектр возможностей всей сети школ креативных индустрий. Лучший способ это сделать — собрать ключевых акторов процесса в одном пространстве для предметных дискуссий. Но сразу возник важный вопрос: какой формат позволит этого достичь? Концепция события тогда ещё не сформировалась, но вопрос был правильный.

А правильный вопрос — это половина правильного ответа.

Собрали орггруппу из представителей Минкультуры, РГИСИ и ФКИ, которая в течение нескольких месяцев разрабатывала подход. Событие в итоге не просто закрыло потребность в коммуникации и обмене опытом, а привело ШКИ на следующую ступень развития: формирование профессионального сообщества.

Площадка для события

Отдельного внимания заслуживает площадка, на которой прошёл Съезд. Событие официально включили в программу выставки-форума «Россия» на ВДНХ, и Съезд состоялся на главной сцене в только что открывшемся павильоне «Атом».

Масштаб и сложность экспозиции семиэтажного здания, три этажа которого расположены под землёй, с самого начала задали вектор мысли:

Думай глобально, системно, современно!

Павильон «Атом» на ВДНХ
Павильон «Атом» на ВДНХ

Угловой экран на сцене в форме стрелки — совершенно неожиданное решение. Такая композиция как бы намекала участникам на слом привычных парадигм и необходимость двигаться вперёд.

Угловой экран на сцене Съезда ШКИ
Угловой экран на сцене Съезда ШКИ

День первый: синхронизация участников

Сюжет Съезда ШКИ подразумевал, что за три дня случится постепенный переход от выступлений экспертов к выступлениям самих участников — от накопления к самовыражению. Потому первый день посвятили тому, чтобы составить единую картину мира у руководителей и педагогов ШКИ.

Погружение в контекст

Пока все собирались, в зале играл специально записанный саундтрек, подготовленный как нейромедиатор. В первый час участники изучали рабочую тетрадь Съезда, тоже разработанную специально для форума. К ней мы ещё вернёмся.

Участники Съезда ШКИ собираются у главной сцены
Участники Съезда ШКИ собираются у главной сцены
Представители ШКИ изучают рабочую тетрадь
Представители ШКИ изучают рабочую тетрадь

И вот, когда все расселись, а градус ожидания вырос максимально, наступило ЗТМ. Экран в затемнённом зале павильона «Атом» прорезал обратный отсчёт: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. На экране появился презентационный ролик

Открытие первого в России Съезда школ креативных индустрий
Открытие первого в России Съезда школ креативных индустрий

«Благодаря школам по всей стране подростки уже получают востребованные в современном мире знания по дизайну, анимации, интерактивным технологиям виртуальной и дополненной реальности, фото- и видеопроизводству, звукорежиссуре, звуковому дизайну и электронной музыке…»

Три минуты впечатляющих фактов и установок на работу для участников Съезда, которые закончились аплодисментами солидарности.

Приветствие участников

Выход модератора.

«Нужно констатировать, что ШКИ сегодня — это первый уровень образовательной траектории в креативных индустриях России. ШКИ буквально растят будущих креаторов страны. Поэтому важно дать им актуальное практикоориентированное дополнительное образование. Оно поможет им в выборе профессии»

Ещё раз делаем акцент на рабочую тетрадь как важный фактор деятельного вовлечения в процесс.Сверху опустился экран: официальное обращение министра культуры России Ольги Любимовой, в котором говорится о важности ШКИ и даётся напутствие участникам Съезда. Вступительная официальная часть окончена.

Видеообращение Ольги Любимовой к участникам Съезда ШКИ
Видеообращение Ольги Любимовой к участникам Съезда ШКИ

Статус развития ШКИ

На сцену вышла Юлия Алейникова, директор филиала РГИСИ в Калининграде и один из кураторов модельных ШКИ. Юлия представила текущий статус развития школ и озвучила ключевые вопросы, которые выявили в предварительном онлайн-опросе участников Съезда.

Вот главное из её выступления:

→ Проекты ШКИ в регионах уже меняют локальный культурный ландшафт и задают тренды

→ Продуктовый подход ШКИ создаёт дополнительный потенциал развития учебных заведений

→ Профориентация позволяет моделировать реальные ситуации самостоятельного выбора подростка

→ Основная задача ШКИ — личностное раскрытие подростков

Съезд ШКИ от первого лица 1.0
Съезд ШКИ от первого лица 1.0

Первая дискуссия

Выступление Алейниковой помогло очертить круг проблем, с которыми столкнулись в работе руководители школ и система в целом. И первое обсуждение случилось тут же на открывающей сессии с федеральными экспертами:

→ Жанной Алексеевой, заместителем директора Департамента образования, региональной политики и проектной деятельности, руководителем Ведомственного проектного офиса Минкультуры России

→ Сергеем Матвеевым, президентом Федерации интеллектуальной собственности

→ Арсением Мещеряковым, руководителем Школы дизайна НИУ ВШЭ

→ Софьей Троценко, основателем Центра современного искусства «Винзавод»

Пленарная дискуссия на Съезде ШКИ
Пленарная дискуссия на Съезде ШКИ

Сильно зацепили и вызвали последующую дискуссию тезисы Сергея Матвеева:

→ Первое, чему нужно учить в ШКИ — работать с правами на интеллектуальную собственность. Индустрия появляется, когда мы заявляем права на свой творческий результат.

→ Индустрия работает, когда права интеллектуальной собственности двигаются: передаются, покупаются и продаются.

→ Управлять интеллектуальной собственностью помогают цифровые технологии. В 2021 году построили блокчейн-инфраструктуру. Проще говоря, это регистратор прав: сделки заключаются в пару кликов и без юристов.

«Без этих составляющих ШКИ будут школами творчества, а не креативных индустрий»

Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности
Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности

Первое поручение

Позднее тема, заданная на пленаре, отозвалась ещё раз в «Открытом триалоге» с Надеждой Преподобной, замминистра культуры РФ, и Натальей Пахомовой, ректором Российского государственного института сценических искусств. Прямо во время Съезда было дано поручение найти способ интегрировать в ШКИ управление правами на результаты творческой деятельности.

«Интеллектуальной собственностью нужно заниматься системно. В следующем году у ШКИ появится алгоритм работы с авторским правом на творческие продукты учащихся»

Надежда Преподобная, замминистра культуры России
Надежда Преподобная, замминистра культуры России

Сюжеты выступлений

Спикерская программа первого дня была насыщенной:

→ Про накопление проектного потенциала ШКИ через опыт грантовой поддержки от ПФКИ рассказал Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив.

→ Портрет российского подростка, его потребности и запросы в развитии и образовании обсудили с директором Института молодёжи Николаем Бажитовым, основателем i3.school Вадимом Полюгой, замруководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ и автором проектов по изучению образовательной среды как педагогического феномена Наташей Логутовой.

→ Лучшие кейсы действующих ШКИ представили директора модельных школ из Кемерово и Калининграда.

Экспертная сессия на Съезде ШКИ
Экспертная сессия на Съезде ШКИ

Сюжеты всех панелей Съезда были заранее проработаны, и каждый спикер понимал вектор своего выступления. Благодаря этому получилось многое подсветить и в отчуждаемой форме представить участникам материал для самостоятельной работы. Верным спутником в этом процессе была рабочая тетрадь. Кроме описания и программы события, тетрадь содержала методы деконструкции каждой секции. Таким образом, последовательно заполняя тетрадь, можно было собрать свой карманный Съезд.

Обложка и страница из рабочей тетради
Обложка и страница из рабочей тетради

Открытые дискуссии

Чтобы обсудить друг с другом узкие вопросы, преподаватели разных студий и директора школ разделились на автономные группы. Педагоги говорили о том, как учить, директора — как управлять процессом и создавать эффективную образовательную среду.

Здесь энергия и потенциал Съезда раскрылись максимально. Запланированные два часа переросли в четыре, и никто не хотел расходиться. Но впереди были ещё два дня, поэтому участникам предложили, во-первых, отдохнуть — многие попали с корабля на бал, — во-вторых, отложить коллективный порыв к взаимодействию до завтра, когда наступит День стратегирования.

Участник Съезда задаёт вопрос экспертам
Участник Съезда задаёт вопрос экспертам

Организаторы ставили на первый день важную цель: сформировать единую экономическую, общественную и образовательную рамку деятельности ШКИ. Но динамика обсуждений и азарт участников, достигнув цели, запустили ряд предметных узкоспециализированных и порой неожиданных дискуссий, которые обязательно требовалось оседлать в предстоящие дни.

В следующей части опишем второй день Съезда и не только...

Начать дискуссию