Имбовый босс: будущее российского гемдева

Государственная поддержка информационных технологий находит в профессиональной среде как сторонников, так и противников. Игра стоит свеч?

В последнее время креативные индустрии постоянно пребывают в поле зрения государства. Интерес к информационным технологиям, впрочем, фиксировался и до масштабных перемен в геополитическом и экономическом ландшафтах. После санкций можно говорить только об его росте, на который в том числе повлиял и выход уже культовой видеоигры Atomic Heart. И всё же каково действительное положение дел в геймдеве и чего именно не хватает разработчикам?

Источник: https://academica.ru/
Источник: https://academica.ru/

Поддержка сегодня

Поскольку игровая индустрия составляет часть IT-отрасли, то ряд общих государственных инициатив направлена и на неё. Например, геймдев-номинацию включили в московский городской хакатон «Лидеры цифровой трансформации» 2023 г. – победители получили денежный приз и менторское сопровождение от компаний. Особого упоминания заслуживают успешные региональные практики, так, релокация якутского видеоигрового гиганта Mytona не повлияла на решение правительства о поддержке геймдева, а в Калининграде за счёт областного бюджета проводят легендарный фестиваль PLAYPORT.

Президентский взгляд

Ряд поручений Владимира Путина по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» в мае 2023 года был непосредственно связан с видеоигровой индустрией – российские компьютерные игры на отечественном ПО включались в единый реестр программ. По словам Василия Овчинникова, «это даст доступ к льготам на НДС для уже продающих в России компаний» и возможные преференции при госзакупках, однако требуется серьёзная работа с самим реестром в силу его неприспособленности к развлекательному ПО.

Сохраниться на дорожной карте

Новая версия стратегии развития игровой индустрии до 2030 года была подготовлена в профильном центре компетенций при Минцифры вместе с VK, ассоциацией АПРИОРИ и АНО «Цифровая экономика». Положения карты лягут в основу специальных мер поддержки для отрасли, вот только проект вызвал неоднозначную реакцию со стороны крупных игроков рынка, заявивших, что не участвовали в разработке документа и не считают его релевантным. Об облегчении работы с иностранными инвесторами речи не идёт, более того, поддержка направлена на пользователей ещё не существующего NAU Engine – игрового движка от VK – при наличии решения от компании Unigine, на котором уже сделано несколько игр.

Компании и инди-разработчиков сейчас волнуют деньги и работа. И здесь мне чётко видится разделение: мы действуем исходя из запроса сообщества, а государство — из геополитических планов и возможностей.

Валерия Гусейнова, директор Фонда «Креспектива»

Устами разработчиков

Инвестиции, длинные деньги и венчурные фонды остаются среди приоритетных потребностей гемдева – качество контента напрямую зависит от вложений со стороны бизнеса. При этом эксперты считают, что и действия государства имеют значения, так как потенциально они помогают обрести новые партнёрства и способы доведения продукта до мирового потребителя, в частности, на рынке БРИКС. Региональные видеоигровые кластеры и ресурсная поддержка представителей смежных направлений – иные меры, которые, по мнению специалистов, способны позитивно повлиять на развитие отрасли по модели Южной Кореи.

Что делать?

Государству – поддерживать российских разработчиков. Успех Atomic Heart, World of Tanks, War Thunder не станет единичным случаем в ситуации активного финансирования долгого производственного цикла. Межправительственные договорённости, профильное образование, стабильные налоги и поддержка начинающих студий – всё это подстегнуло бы производство нового и качественного игрового контента в России и помогло бы раскрыть его экспортный потенциал.

Начать дискуссию