Как MST пришло к созданию собственного курса по UX-дизайну

Как MST пришло к созданию собственного курса по UX-дизайну

Развивая экспертизу в UX-дизайне, мы столкнулись с тем, что ни у нас в стране, ни в мире нет единого мнения по набору компетенций UX-специалиста. Соискатели тоже не до конца понимали, что от них требуется. «Готовых» специалистов на рынке было найти сложно, или их привлечение стоило дорого. Тогда мы решили сформировать свою карту компетенций для UX-дизайнера с учётом ежедневных задач агентства. Работа над картой компетенций внутри компании привела нас к идее создания собственного курса по UX-дизайну. Подробнее обо всех процессах, которые мы прошли, читайте ниже.

Когда мы начинали развивать экспертизу в области UX-дизайна, столкнулись с тем, что ни на внутреннем, ни на западномрынке нет единого мнения по набору компетенций UX-специалиста.

Поэтому возникали трудности в процессе поиска и найма сотрудников. Соискатели тоже не до конца понимали, что от них требуется. А «готовых» специалистов на рынке было найти сложно или их привлечение стоило дорого.

И мы углубились в тему оценки UX-навыков, изучили немало статей, наши сотрудники прошли обучение по различным направлениям, связанным с проектированием пользовательского опыта (в том числе UX-аналитика, UX-копирайтинг). И уже с учётом ежедневных задач агентства мы постепенно стали формировать свою карту компетенций для UX-дизайнера.

Работа над развитием компетенций внутри компании привела нас к идее создания собственного курса по UX-дизайну. Подробнее обо всех процессах, которые мы прошли, читайте в следующих разделах.

Карта компетенций UX-дизайнера

Карта компетенций — это документ, отражающий требования к должности.

Этот инструмент используется для оценки специалиста, проведения мониторинга владения навыками и составления плана развития сотрудника.

В нашу карту вошли навыки, связанные с аналитикой, пользовательскими исследованиями, проектированием интерфейсов, UX-копирайтинг, небольшой блок по визуализации и, конечно, soft skills. К последним мы относим умение защищать и аргументировать решение, умение выстраивать коммуникации с командой и заказчиком, давать обратную связь и прислушиваться к чужой.

Карту можно представить в табличном виде или в виде графика.

Карта компетенций (таблица)
Карта компетенций (таблица)
Карта компетенций (график)
Карта компетенций (график)

Мы остановились на формате в виде таблицы. В нее удобно заносить оценку по каждому навыку. Такая оценка проводится периодически: сначала при трудоустройстве, затем обновляется тимлидом спустя 2-3 недели. Впоследствии она корректируется перед оценочной сессией — на этот раз участие принимает и сам оцениваемый сотрудник, и кто-то из коллег. На выходе получаем средние значения по всем навыкам, чтобы оценка была более объективной.

Дальше планируем развитие навыков на следующий период. При выборе навыков ориентируемся на пожелания дизайнера и потребности компании. Составляем план развития, который включает практические задания и полезные материалы (книги, курсы и т.д) для прокачки выбранных навыков.

Перед очередной оценочной сессией проводится несколько промежуточных встреч для просмотра прогресса и при необходимости корректировки курса.

Обучение UX-дизайнера в компании

У нас в агентстве сложилась система внутреннего обучения. Эта история началась с отдельных митапов и мастер-классов, которые теперь мы проводим на регулярной основе.

На митапах мы обсуждаем темы, которые нашли отклик у нашей команды дизайнеров, к участию приглашаем и всех желающих коллег из других отделов: разработчиков, аналитиков, менеджеров. Во время мастер-классов разбираем пошагово инструменты, упрощающие работу дизайнера.

Ещё два популярных события в жизни дизайнера MST — это PixelMap и Design Review.

На PixelMap мы формируем команды дизайнеров для поиска лучшего решения к предложенному кейсу. Участники сами распределяются по ролям и собирают макеты нового решения. В конце получают обратную связь от арт-директора и тимлидов.

Во время Design Review мы смотрим предложенные нашими дизайнерами в течение дня кейсы (найденные в сети или собранные ими самими) и анализируем, находим сильные и слабые стороны, что можно улучшить.

Преимущества этих мероприятий не только в образовательной составляющей, но и в неформальной обстановке, где каждый может дополнить спикера и поделиться своими способами решения похожих задач, укреплении командного духа.

Также мы пробовали формат интенсивов для стажёров и джунов. Остановимся на них подробнее, именно после этого формата мы постепенно пришли к идее создания собственного курса.

Интенсивы как шаг к созданию курса

Мы сформировали внутри компании некий базовый материал по всем блокам обучения, которое мы хотели провести с участниками интенсива для развития экспертиз. Это были основы, с которых наш сотрудник должен входить в проекты. Всю информацию мы оформили в несколько презентаций и на их основе готовились к урокам.

Занятия проходили в режиме офлайн в конференц-зале агентства. Было 14 учащихся. Со стороны агентства в обучении принимали участие главный организатор интенсива — дизайн-директор MST и кураторы (арт-директор и тимлиды).

После первой лекции мы поделили участников на группы. За каждой группой был закреплен свой куратор. Мы помогали ребятам в понимании полученных заданий, в компоновке своих решений, также дали основу для «работы руками» (готовую стилистику и элементы интерфейса) Во время практического занятия им нужно было собрать блок из готовых элементов в выдержанной стилистике. Ребята прошли по всему процессу разработки, двигаясь под наставничеством кураторов.

Одна из работ в начале интенсива:

Как MST пришло к созданию собственного курса по UX-дизайну

И как она изменилась к концу интенсива:

Как MST пришло к созданию собственного курса по UX-дизайну

Интенсив длился примерно неделю. На четвёртом занятии проходил финальный разбор. Ребята презентовали свои работы и получали обратную связь от кураторов. После этого были ещё две дополнительные лекции: ошибки начинающих дизайнеров и мастер-класс по работе с компонентами в Figma на примере мобильного интерфейса. По итогу каждый научился собирать несложный анимированный прототип.

Участникам, хорошо проявившим себя во время интенсива, предложили стажировку в компании. На стажировке ребята работали над учебными задачами, в которых все исходные данные были из наших реальных задач. Таким образом, нам удалось смоделировать работу над типовыми задачами, которые решает дизайнер агентства. Стажеры создавали промо-страницу гольф-клуба, готовили интерфейсное решение для популярного интернет-провайдера, попробовали собрать таск-менеджер и страницу банковского сервиса по переводу с карты на карту. В процессе у каждого появлялось понимание, над какими задачами ему интереснее работать и в каком направлении развиваться: кому-то был интересен техдизайн (сложная и детальная визуализация), кому-то — продумывать пользовательские взаимодействия (UX-дизайн), кому-то — прорабатывать визуальную концепцию и составлять UI kit’ы (UI-дизайн).

Далее по итогу двоим стажерам мы сделали предложение об оформлении в штат агентства. Почти сразу после трудоустройства ребята работали над большими и серьезными проектами (Дом.ru, Panasonic Eplaza, Panasonic Lumix PRO). Один из участников интенсива с нами до сих пор и успешно развивается в направлении рекламной графики.

Вручение сертификатов:

Как MST пришло к созданию собственного курса по UX-дизайну

После такого результата мы поняли, что собрали работающую базу знаний, и решили доработать материал, включить его в более объемный курс, разбитый на модули. Мы приступили к работе над курсом с мыслью о том, что больше людей смогут узнать об этой профессии и попробовать себя в ней.

Для нас это хорошая возможность принять участие в росте и развитии новых специалистов. Так же, как и во время интенсива, мы будем смотреть, насколько эффективен предлагаемый формат передачи знаний, чтобы своевременно корректировать программу.

Собственный курс по UX-дизайну

И совсем недавно настал момент, когда наша накопленная база знаний переросла в полноценный курс, который мы готовы представить более широкой аудитории — всем, кто хочет начать свой путь в UX-дизайне.

В курсе собрана вся необходимая информация для старта, включая теоретическую базу и практические задания. В центре нашего внимания — формирование мышления дизайнера. Это важная основа для дальнейшей работы и развития.

Также на курсе мы разбираем популярные инструменты проектирования. И речь не о софте, а об инструментах, которые помогают структурировать информацию о проекте (пользователях, бизнес-процессах, ограничениях) и передавать её другим специалистам для ознакомления и быстрого включения в проект.

Первый модуль посвящен введению в профессию, где мы разбираем разницу между UX- и UI-дизайном, какие задачи решает дизайнер в агентстве, с какими ошибками сталкивается, какие качества нужно развивать для успешного роста в профессии.

Программа первого модуля.
Программа первого модуля.

Во втором модуле мы говорим об проведении исследований и анализе: как подступиться к этому процессу, какие данные нужно собрать в начале работы над задачей, как подготовиться к брифу, как провести анализ конкурентов, как работать с референсами и при этом создавать что-то новое, а не копировать конкурентов.

Программа второго модуля.
Программа второго модуля.

В третьем модуле собрана база по инструментам проектирования. Мы рассматриваем основные ограничения, которые нужно учитывать в начале работы над проектом, собираем информацию о пользователях (инструменты: персоны, карта эмпатии), составляем список сценариев и прорабатываем продвижение пользователя по ним (инструменты: User Stories, User Journey Map, User Story Map), находим разрывы пользовательских сценариев, генерируем и ранжируем идеи по их устранению (инструменты: карта разрывов, How Might We, ранжирование, диаграмма Венна, Product Evolution Canvas). И в конце модуля мы предусмотрели бонусные уроки по инструментам сбора обратной связи от пользователей: опросам и юзабилити-тестам. Мы делимся информацией о том, как подготовиться, провести данные исследования и обработать полученные результаты.

Программа третьего модуля.
Программа третьего модуля.

В последнем модуле мы переходим к прототипированию и разбираем основные принципы, виды прототипов, UI-паттерны и микровзаимодействия в интерфейсе, а также предлагаем собрать свой первый прототип.

Программа четвертого модуля.
Программа четвертого модуля.

Сейчас у любого желающего есть возможность записаться на вебинар о курсе и получить доступ к первым двум модулям бесплатно.

Развитие — циклический процесс

Развитие специалиста — это циклический процесс. И конечно, он не останавливается после прохождения одного курса. Расти дальше помогает постоянная практика и дополнительное обучение на мастер-классах, интенсивах.

Наши дизайнеры постоянно получают новые знания и навыки не только на внутренних мероприятиях, но и проходят обучение у различных преподавателей и не только в рамках своей специализации. Так, некоторые осваивают 3d-моделирование, кто-то увлечен иллюстрацией, а кто-то развивает навык публичных выступлений. Мы даже создали внутри компании собственную LMS-платформу Grow Heads под эти нужды. И теперь собираем курсы под различные нужды бизнеса.

44
Начать дискуссию