Как рынок интернета перенес пандемию

В 2020 году многие отрасли были вынуждены работать по-новому. Телеком-рынок не стал исключением. О настоящем и будущем интернет-провайдеров России мы побеседовали с Андреем Елизаровым, директором филиала ПАО "МТС" в Свердловской области.

- Кризис 2020 года затронул практически все отрасли, в том числе и телеком-индустрию. Как пандемия сказалась на вашей компании?

- 2020 год в очередной раз показал, что интернет превратился в услугу первой необходимости. Связь стала таким же важным атрибутом современной жизни, как вода или электричество. Интернет-провайдеры превратились в часть информационной структуры страны, в рамках которой должна обеспечиваться непрерывность оказания услуг.

Наша компания предоставляет услугу фиксированного интернета, которая отличается тем, что абсолютно все абоненты пользуются услугами безлимитно. Пользователи платят средства и не задумываются о том, сколько трафика они потребляют. В период пандемии потребление трафика значительно выросло. Все это увеличило нагрузку на наши сети и вынудило провести незапланированную модернизацию. Те средства, которые откладывались нами на дальнейшее развитие и экспансию, были отданы на то, чтобы остаться «на плаву», в той точке, где мы есть сейчас. Иначе бы пришлось неизбежно откатываться назад. Примеров этому масса.

- Рост трафика – это только часть айсберга. Каковы еще причины падения выручки телеком-отрасли?

- Вы совершенно правы. Непредвиденные расходы коснулись нас еще в 2018 году с так называемым в народе «законом Яровой», когда резервные запасы существенно подкосила необходимость хранить весь пользовательский трафик.

Еще одним «сюрпризом» для нас стало обязательство не ограничивать услуги доступа в интернет при нулевом балансе в 2020 году. Это необходимо, чтобы в период карантина люди оставались на связи и не были заблокированы из-за отсутствия средств на счету.

Также мы на себе испытали наплыв большого количества абонентов, для которых в первую очередь важно качественное и стабильное соединение в условиях обеспечения домашних рабочих мест. Люди переходят на «удаленку», и им становится недостаточно мобильного интернета с ограниченным трафиком, более низкой скоростью и нестабильным соединением.

Все это – целая совокупность факторов, как вы сказали, причин, которые существенно замедлили развитие телеком-индустрии.

- Вы уже не раз ссылались на законодательные инициативы правительства, накладывающие дополнительные обязательства на операторов. А какие меры со стороны правительства были приняты или должны быть приняты, чтобы помочь вам в кризисной ситуации?

- Мы просили об этих мерах еще с 2018 года. Тогда, чтобы обеспечить исполнение закона, практически все операторы были вынуждены поднять цены на свои услуги. Чтобы предотвратить дальнейший рост в этой отрасли, операторы связи могут получить годовую отсрочку на ежегодное увеличение емкости на 15 % для хранения этих данных.

Такая мера поддержки со стороны государства будет очень кстати. В условиях кризиса эти средства гораздо эффективнее перераспределить на модернизацию сети и расширение емкости каналов связи.

Но, к сожалению, правительство не пошло на уступки в области переноса сроков уплаты налогов и арендные каникулы для телеком-операторов. Если поддержку в виде временного освобождения от расходов на выполнение регулярных обязательств все же поддержат, это позволит нам высвободить значительные средства для поддержания стабильной работы сети интернет. Особенно важно снижение налоговой нагрузки в области инфраструктурных инвестиций.

- Андрей, и все же, несмотря на кризис, вам удалось сохранить положительные темпы роста. Все это позволяет надеяться, что кризис скоро будет пройден. Каков ваш прогноз дальнейшего развития российского телеком-рынка?

- Могу сказать, что он не настолько оптимистичен. Начавшийся в 2020 году кризис, к сожалению, не только не закончился, но и усугубился в связи с потерей операторами значительной части запланированных инвестиций. Кроме того, продолжают падать показатели выручки услуг связи в сегменте малого и среднего бизнеса.

При этом даже при снижении отдельных показателей доходы в телеком-отрасли растут. Так, по данным ТМТ «Консалтинг», доходы телекоммуникационной отрасли в 2020 году выросли на 2 % при том, что ВВП снизился на 3,1 %.

Ключевыми факторами успеха для себя мы определили оптимизацию затрат, сокращение штата сотрудников, а также значительное ускорение процесса вывода на рынок новых продуктов. И если несколько лет назад флагманами телеком-индустрии являлись исключительно интернет и телевидение, то сегодня российские провайдеры предлагают своим клиентам уже более 100 услуг.

Все эти векторы станут определяющими в развитии телеком-отрасли.

Также я могу сказать, что несмотря на все наши проблемы и непростое время, на наших абонентах кризис не отразился. Более того, он ясно дал понять, в чем преимущество фиксированного, проводного доступа в интернет по сравнению с мобильной связью. Поэтому для себя я определил главный критерий успеха: взаимная поддержка клиентов, бизнеса и государства, которая позволит постепенно преодолеть кризис и быстрее вернуться к «докризисной жизни».

3232 открытия
Начать дискуссию