РосНОУ: переосмысление университетского бренда
Университеты редко меняют узнаваемую айдентику, стараясь подчеркнуть приверженность традициям и преемственность поколений. Когда высшим учебным заведениям стоит отказаться от прошлого в дизайне? Наталья Неяскина, руководитель департамента маркетинга Российского нового университета и Антон Данилов, дизайнер, разработавший новый логотип вуза, рассказывают о том, как РосНОУ решился на ребрендинг и какая идея легла в основу нового брендбука университета.
Первый логотип Российский новый университет получил от редакционно-издательского дома университета: жёлтая надпись «РосНОУ» шла поверх бело-сине-красной контурной карты России. Текст был набран переработанным шрифтом «Парсек». Вероятно, изначально название университета было написано от руки и впоследствии оцифровано, на что указывает уникальное начертание буквы «У».
Десять лет назад, в 2011 году, этот логотип пережил редизайн. Для того чтобы облегчить восприятие, его сделали бело-синим, а надпись на логотипе набрали заново тем же шрифтом.
Синий цвет был выбран не случайно. «Цвета закрепляются за определённой отраслью. Зелёный — это аптеки и банки, здоровье и деньги. Вузы часто используют синий, потому что это цвет спокойствия, фундаментальности, образовательные учреждения должны ассоциироваться с устойчивостью», — объясняет Наталья Неяскина.
Параллельно с официальным логотипом РосНОУ существовал так называемый академический логотип. На нём был изображён главный корпус Российского нового университета — здание бывшего конструкторского бюро Туполева, расположенное на улице Радио в Басманном районе Москвы. Этот логотип использовался в основном для брендирования мероприятий и оформления научных работ.
«Для своего времени эти логотипы были сделаны грамотно, — говорит Антон Данилов. — В целом они были удобны в размещении, потому что имели вытянутую по горизонтали форму и потому что у них не было выступающих элементов».
Юбилейный 2021 год Российский новый университет решил отметить не редизайном, а ребрендингом. С момента последнего редизайна прошло довольно много времени, прежний фирменный стиль морально устарел, поэтому к тридцатилетнему юбилею университета было решено разработать новый.
«Приказ „сверху‟ о том, что пора что-то менять, пришёл в конце 2019 года. Мы начали отсматривать референсы, нарабатывали материал, разгонялись потихоньку», — вспоминает Антон.
Сначала креативная команда пыталась вписать в новый логотип название университета — РосНОУ. «Мы пытались утащить за собой груз старого, — говорит Наталья. — Пик перебора вариантов пришёлся на начало лета 2020 года. Каждый день пересматривали и отбраковывали очень много набросков. Это длилось примерно два месяца — до того момента, когда мы решили резко изменить направление работы, а вместе с ним и концепцию нового логотипа».
«Логотип составили из двух литер „Р‟ — кириллической и английской, — рассказывает Антон. — Объединение двух литер — распространённых ход в дизайне. В нашем случае это отражает направления работы университета. РосНОУ много внимания уделяет международному сотрудничеству с другими вузами».
Сначала двойную литеру вписали в пятиугольник знака качества. Однако разместить её там с минимальным количеством пустот было трудно.
«В какой-то момент Антон убрал этот пятиугольник, мы посмотрели и поняли: вот оно!» — вспоминает Наталья.
Единственное, что осталось от старого логотипа РосНОУ, — синий цвет.
«Мы пошли по классической схеме развития бренда: унификация сервисов, брендов, продуктов, — рассказывает Наталья. — Так, институты Российского университета стали суббрендами. Фирменные цвета, присвоенные каждому институту, в рамках ребрендинга обновили. Для каждого выбрали новый оттенок — для одних институтов более яркий, для других более мягкий. Например, чёрный цвет, закреплённый за Институтом информационных систем и инженерно-компьютерных технологий (ИСИКТ) РосНОУ, сменился оттенком „Чернила каракатицы“».
«Сегодня университет — это не просто образовательное учреждение, это агрегатор сервисов и возможностей для студентов и для других университетов, — говорит Наталья.— Мы изучили ресурсы, которые можем предоставить студентам, и это изменило наше восприятие РосНОУ. Для нас университет — это уже не просто учебное заведение, это крупный бренд».