Мировую торговлю объемом $22 трлн ждут серьезные сбои

Жесткие правила, введенные в Китае для борьбы с Covid-19, могут спровоцировать очередную волну хаоса в цепочках поставок между Азией, США и Европой. Заторы в китайских портах в совокупности с российско-украинским конфликтом могут нанести двойной удар, который грозит сорвать восстановление.

На долю Китая приходится около 12% мировой торговли, а ограничения, связанные с Covid, привели к простоям на заводах и складах, замедлили поставки грузовиками и спровоцировали заторы контейнеров. Американские и европейские порты уже забиты, что делает их уязвимыми перед дальнейшими потрясениями. В долгосрочной перспективе такой хаос изменит структуру глобальной экономики, которую объединяет трансграничная торговля.

Политики задумываются о необходимости кардинальных изменений в цепочках поставок в развитых странах мира. Министр финансов США Джанет Йеллен называет идею о более устойчивых торговых связях «поддержкой друзей» — своеобразный удар по Китаю и России. Изменения в основном зависят от того, согласны ли потребители из-за пандемии платить больше за продукты, произведенные ближе к дому.

Изменение цепочек поставок «может стоить дороже, однако, если вы сможете в меньшем количестве производить товары, которые затем сможете продать по цене, близкой к полной стоимости, вы действительно можете изменить правила игры», — заявил Брайан Эриг, партнер консалтинговой фирмы Kearney и соавтор доклада, согласно которому 78% руководителей либо рассматривают возможность реорганизации, либо уже сделали это.

Tesla Inc. не работала около месяца во время остановки предприятий в Шанхае. Ритейлер Bed Bath & Beyond Inc. ранее заявил об «аномально высоком» уровне запасов в пути, вне доступа или на хранении в портах в начале этого квартала. Алюминиевый гигант Alcoa Corp., который является лидером мировой экономики, на прошлой неделе объявил о росте запасов из-за транспортных проблем. Continental AG, второй по величине производитель автозапчастей в Европе, понизил прогноз по росту мирового производства легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков до 4% — 6% по сравнению с 6% до 9% ранее.

По данным базирующейся в Сан-Франциско компании Flexport Inc., на доставку товаров до склада в США с момента готовности к отправке с азиатского завода по-прежнему уходит в среднем 111 дней, что близко к рекорду в 113 дней, установленному в январе, и более чем в два раза превышает период доставки в 2019 году. Перевозка на запад в Европу занимает еще больше времени — 118 дней, что практически сопоставимо с рекордом.

Рост очередей у берегов Китая не способствуют разрешению ситуации. Очередь из грузоперевозчиков резко увеличилась после того, как в конце прошлого месяца Шанхай, где находится крупнейший в мире контейнерный порт, ввел карантин во всем городе для борьбы с Covid-19. По данным Bloomberg, общее количество контейнеровозов в порту и на якорной стоянке, которую Шанхай делит с Нинбо, по состоянию на прошлую среду составило 230 шт., что на 35% больше, чем в это же время в прошлом году.

В прошлую среду общее число контейнеровозов в американском хабе Лос-Анджелеса и Лонг-Бич достигло минимум 57 судов, что является самым высоким показателем с конца февраля. Некоторые другие показатели, такие как время простоя контейнера, также снова увеличиваются.

Часть грузов просто переместились из Калифорнии на восток в поисках более быстрых маршрутов — суда с товарами выстроились в очередь от Нью-Йорка до Чарльстона, Южная Каролина. Данные MarineTraffic свидетельствует о значительном развороте: восточное побережье США обошло западное по объему контейнерных перевозок, ожидающих разгрузки, стоя на якоре.

В Европе все еще хуже

В Европе не менее серьезные проблемы, если не хуже, что усугубляется близостью к Украине. Ключевые порты региона, такие как Роттердам, Гамбург, Антверпен и три британских порта, работают на полную мощность или даже с опережением возможностей, поэтому они уже столкнулись с трудностями при приеме большего количества контейнеров из-за отсутствия места для их хранения.

Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард заявила в пятницу, что Европа интегрирована в глобальные производственно-сбытовые цепочки сильнее, чем США. По ее словам, доля торговли в валовом внутреннем продукте еврозоны выросла в 2019 году до 54% по сравнению с 31% двадцать лет назад, в то время как в США рост составил 3%, достигнув 26%.

Она также сослалась на недавнее исследование, показавшее, что 46% немецких компаний получают большое количество поставок из Китая. Из них почти половина планирует снизить эту зависимость. Военные действия на Украине теперь означают, что необходимо переориентировать поиск поставщиков с наименьшими затратами на геополитические альянсы.

2020 открытий
Начать дискуссию