Как продавать в мессенджерах? Полный гайд для владельцев бизнеса

Всем привет! Меня зовут Сергей Надеин — я продакт-оунер Bot Kits, сервиса по разработке чат-ботов и рассылок. Реализовал более 40 проектов. Провел более 1400 консультаций. Руковожу сервисом более 2,5 лет. Среди клиентов: Skyeng, «Деловая среда» (от «Сбера»), CashUBack, Like и другие.

Сколько людей пользуются мессенджерами в России?

Отчет Hootsuite и We are social
Отчет Hootsuite и We are social

На основании отчета Hootsuite и We are social, по состоянию на январь 2021 года, население России насчитывает 145,9 млн. человек. Среди них 99 млн. активно пользуются социальными сетями и мессенджерами, что на 4,8 млн. пользователей больше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Таким образом, 67,8% населения России сегодня пользуется социальными сетями и мессенджерами.

Топ сервисов по использованию в мире и количество активных пользователей

Отчет Hootsuite и We are social
Отчет Hootsuite и We are social

На слайде можно видеть, что 4 из 17 сервисов — это мессенджеры. Остановимся на них более подробно:

  • 3-е место — WhatsApp (2 млрд.)
  • 4-е место — FB Messenger (1,3 млрд.)
  • 6-е место — WeChat (1,213 млрд.)
  • 11-е место — Telegram (500 млн.)

Исходя из этой статистики, мы можем сделать вывод о том, что мессенджеры активно развиваются, захватывают новые рынки, расширяют аудиторию активных пользователей, и, что самое главное в контексте нашей темы, поддерживают создание автоматизированных чат ботов и рассылок на основе своих сервисов.

Далее для обозначения чат ботов мы будем использовать такие определения, как, непосредственно, «чат бот», а также «рассылки» и «мессенджер-маркетинг».

Какие проблемы решает чат бот?

Автоматизация общения при обработке запросов клиентов

При этом вам не нужно расширять штат менеджеров, саппорта и других специалистов. Это, в свою очередь, может существенно сэкономить бюджет компании.

Быстрая квалификация лидов

К примеру, через квиз-опрос. Отвечая на вопросы, пользователь формирует свою потребность через ответы. С этой потребностью уже можно работать, предоставляя персонализированный контент и предложения.

Персональное общение с каждым подписчиком

Возможности мессенджеров позволяют вести персонализированную переписку, когда вы подставляете в отправляемый контент имя человека, а также любую информацию, которую подписчик ранее оставлял в чате с ботом.

Передача данных в CRM-системы

Полученные данные от подписчика чат бота можно передавать в CRM-системы. Это удобно, когда вы работаете с большими объемами информации, нужно узнать потребности потенциальных клиентов и при этом не тратить много ресурсов.

Преимущества чат бота

Высокая скорость отклика

Бот дает ответ в течение нескольких секунд, что однозначно влияет на положительный имидж компании. Если хорошо проработана логика бота, то пользователь будет удовлетворен ответом на интересующий его вопрос. И, возможно, именно быстрый ответ компании повлияет на решение о заказе именно у вас.

Показатели конверсии во взаимодействие намного выше, чем на посадочной странице

В проектах, над которыми мы работали, прослеживается интересная тенденция: для того, чтобы человек оставил свои контактные данные на сайте, у него должна быть выраженная потребность сделать это, поскольку ему нужно тратить время на то, чтобы вручную ввести свои данные в форму заявки.

При старте диалога в боте, мы уже знаем, как зовут пользователя. Кроме того, его id сохраняется в базу данных бота и далее с ним (пользователем) можно вести переписку и отправлять ему полезный контент, чтобы подтолкнуть его к покупке.

Изучение предпочтений клиента ещё до общения с ним

При проведении опроса в боте подписчик отвечает на заранее подготовленные вопросы с одним вариантом ответа; это дает вам четкое понимание того, что ему нужно. Кроме того, так проще подсказать пользователю, как ему решить его вопрос. Благодаря предварительному отбору, агенты по продаже тратят время только на заинтересованных клиентов.

Унифицированный интерфейс взаимодействия, привычный для пользователя

Пользователю удобнее получать информацию в привычном для себя мессенджере. Среди контактов друзей бот может найти место, органично вписавшись в список чатов. Бота не нужно скачивать и устанавливать, достаточно нажать ссылку для его запуска.

Возможность запрашивать телефонный номер, геопозицию, документы, видео-, аудиофайлы и изображения

Во всех мессенджерах есть возможность прикреплять контент к сообщениям, что делает их более привлекательными для подписчиков.

Внедряем мессенджер-маркетинг в ваш бизнес за 5 шагов

Шаг 1. Продумывание сценария общения бота с клиентом

Для начала нужно понять, для каких целей вам нужен чат бот. Это может быть помощь с ответами на вопросы по теме, квиз для формирования заявки, создание платных подписок внутри мессенджера и т.д.

После формирования цели вам нужно визуализировать идею бота. Для этого хорошо подойдут сервисы вроде Miro или xMind. Для себя мы рисуем идеальную картинку того, что мы хотим получить на выходе, какая механика будет в боте, как и в чем будет измеряться результат, количество заявок, продаж и т.д.

Типовая схема сценария бота
Типовая схема сценария бота

Шаг 2. Сборка бота

Рассмотрим 2 варианта сборки бота.

Разработка на основе ТЗ

Говоря о процессе сборки, условно это происходит следующим образом: садится программист и начинает писать код по заранее подготовленному техническому заданию, которое мы продумали на шаге 1.

Думаем, вы уже понимаете, что в этом случае, разработка влетит вам в копейку, поскольку стоимость часа работы опытного программиста начинается от $20, при том, что код пишется не быстро. Навскидку общая стоимость бота может составлять от $2000 до $30000 в зависимости от пожеланий клиента. Дороговато, не правда ли?

Сборка в специальном конструкторе чат ботов

Существует огромное количество сервисов и конструкторов, с помощью которых можно собрать чат бота. Такая опция намного дешевле и быстрее, однако у вас уйдет немало времени, чтобы разобраться в тонкостях работы такого инструмента, начиная от подключения бота к социальным сетям и (или) мессенджерам и заканчивая написанием и рассылкой сообщений потенциальным клиентам.

Представим, что мы уже все это знаем, умеем и собрали бота по своему ТЗ.

Собранная схема бота
Собранная схема бота

Шаг 3. Тестирование бота

После создания бота его нужно обязательно протестировать

Как проверять бота на ошибки? Для этого попросите своих коллег запустить бота и «прокликать» его по сценарию. В случае недочетов они подскажут, где и что именно не работает, и вы сможете оперативно исправить ошибки.

Шаг 4. Запуск рекламы

После исправления всех ошибок мы запускаем рекламу на чат бота, при этом необязательно использовать платные каналы.

Как это работает на практике? Если у вас есть своя клиентская база, подписчики в соцсетях, то вы можете рекламировать ссылку на бота на своих ресурсах. Если этого будет недостаточно для достижения объема продаж, то можно использовать платные рекламные каналы: контекстная реклама, таргетированная реклама или размещение постов у блогеров.

Шаг 5. Отслеживание изменений в чат ботах и рассылках

После запуска рекламы к нам будут поступать обращения. Каждый этап мы можем отследить и определить для себя критерии успеха, другими словами, сколько пользователей дошло до цели, и уже далее вносить изменения для достижения лучшего результата.

Кейсы использования мессенджер-маркетинга

Трейдинг

Что: Бот и рассылки в Telegram.

Задача: Создание бота с платным контентом.

Описание: Бот в бесплатной версии рассылает информационный контент. В платной версии бот дает рекомендации по инвестированию. Чтобы перейти в платную часть, нужно оплатить подписку на 1, 3 или 6 месяцев. Все действия выполняются в боте и не требуют перехода за пределы Telegram.

Результат: Получили сбор платной базы для последующих персональных рассылок и продление подписок.

Скриншот трейдинг бота в Telegram
Скриншот трейдинг бота в Telegram

Туризм

Что: Бот и рассылки ВКонтакте.

Задача: Бот уточняет запрос пользователя, далее выдает список экскурсий, который могут ему подойти.

Описание: Бот запрашивает информацию о том, в какую страну или город пользователь хотел бы поехать и заказать услугу гида. В ответ бот выдает готовые предложения по цене и названию экскурсии со ссылками на подробную информацию на сайте. Всего в базу данных чат бота было добавлено 150+ городов.

Результат: Сбор базы для последующих персональных рассылок

Скриншот туристического бота во Вконтакте
Скриншот туристического бота во Вконтакте

Образование

Что: Бот и рассылки ВКонтакте.

Задача: Бот задает несколько вопросов относительно интереса к олимпиаде. После подтверждения участия бот выдает партнерские скидки на товары, которые могут подойти пользователям.

Описание: Автоматизированный опрос перед записью на онлайн-олимпиаду для формирования портрета аудитории и последующей коммуникации с ней а также для персональных рассылок для рекрутинга.

Результат: Собрали базу для последующих персональных рассылок.

Скриншот образовательного бота во Вконтакте
Скриншот образовательного бота во Вконтакте

Резюме

Сегодня в бизнес-среде существует проблема рассеянного внимания, особенно это характерно для начинающих бизнесменов и малого бизнеса. Хочется успеть все, и при этом много времени уходит на общение с клиентами, ответы на однотипные вопросы и т.п. А ведь еще нужно вести бухгалтерию, текущие вопросы решать. И все это надо, надо, надо…

Остро стоит вопрос привлечения большего количества клиентов, тем самым увеличивается и время обработки их вопросов. А еще и рекламу нужно как-то запустить, в общем, простите за сравнение, «как белка в колесе».

Что может быть лучше, чем правильно выстроенная система общения с потенциальными покупателями в социальной сети или любимом мессенджере, которая при этом может приносить деньги? Думаем, ответ очевиден, однако есть масса вопросов: «А как это сделать?», «Что для этого нужно?» и т.д.

Чтобы помочь вам расставить все точки над «и», предлагаем записаться на бесплатную консультацию. Все просто, выбираете дату и удобное время для звонка. В формате 15-минутной консультации обсуждаем, как мы можем помочь вам разработать чат бота под ваши бизнес-задачи.

1
Начать дискуссию