Владимир Бова: меценат или бизнесмен всегда должен помогать родному городу

Владимир Бова: меценат или бизнесмен всегда должен помогать родному городу

Во все времена состоятельные люди хотели оставить после себя что то прекрасное. Кто то скупал живопись, кто то строил замки и церкви, что бы увековечить о себе память, а кто то занимался меценатством. В сегодняшнем материале речь пойдет именно об этом.

Кто такие меценаты?

«Меценат» - лицо, способствующее развитию искусства и науки на безвозмездной основе, а также заинтересованное в его развитии и коллекционировании. Благодаря именно этим людям возникли многие великие произведения, а затем появились в музейных пространствах.

Само понятие «меценат» связано с именем аристократа, близкого друга Октавиана Августа и древнеримского государственного деятеля Гая Цильния Мецената (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э. — 8 до н. э.), который первый стал покровителем изящных искусств. Пользуясь хорошими отношениями с императором, Меценату удалось оказать огромную финансовую поддержку миру искусства:

Владимир Бова: С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и её власти. Поэтому нельзя считать, что меценат — это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат — это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.

Всех последующих лиц с тех пор, способствующих процветанию искусства, стало принято называть «меценатами». Сейчас многие заменяют это понятие такими синонимами, как: «покровитель», «спонсор» или «благотворитель».

Наиболее известными меценатами в истории были: представители семейства Медичи, неоднократно спонсирующие и поддерживающие величайших представителей эпохи Возрождения, семейство Ротшильдов, Соломон Ротшильд Гуггенхайм и другие всем известные имена.

Меценаты, любившие Украину до глубины души и кармана

Сейчас о равнодушии государства к проблемам культуры говорит разве только совсем ленивый. Однако как развивалась литература, издавались книги, создавались музеи и театры в то время, когда государства не было, и на его бюджет рассчитывать не приходилось?

Ведь вся наша классика XIX века, начиная с "Энеиды" Котляревского, издавалась преимущественно на деньги меценатов и ценителей искусства.

Евгений Чикаленко - помещик, общественный деятель, потративший весь свой крупный капитал на поддержку политических и культурных проектов, шутил, что Украину нужно любить не только до глубины души, но и до глубины своего кармана.

Второе, безусловно, сделать труднее, но если бы таких людей не было, мы бы сегодня попросту не имели классической литературы и художественной традиции.

Часто меценаты, которые более всего пеклись о развитии украинской словесности, и, говоря старосветским языком, о славе родного отечества, испытывали к себе некое пренебрежение со стороны авторов.

Поэты, как известно, народ капризный. Вот, скажем, Иван Котляревский очень обиделся на конотопского помещика Максима Парпуру, издавшего за свой счет "Энеиду" против воли автора, указав, разумеется, имя писателя.

Рассердился так сильно, что в следующей части книги даже отправил своего мецената ... к самым большим грешникам в аду.

Геенна огненная изображена в поэме очень колоритно, и среди развратников, прелюбодеев, клеветников, лжецов, грабителей и прочей бритии "там страхолюдную фигуру поджаривали, как шашлык". "За то, что рукопись чужую, нарушив заповедь восьмую, за деньги отдавал в печать". Однако стоит отметить, что таких неблагодарных авторов было не так уж много.

На средства помещика Петра Мартоса вышло в свет первое петербургское издание "Кобзаря" Тараса Шевченко.

А еще через 20 лет, в 1860-м, сахарозаводчик Платон Симиренко дал поэту 1100 рублей на издание полной версии "Кобзаря".

Из частных коллекций украинской старины были образованы первые музеи. Не смогли бы работать без денежных дотаций и театральные коллективы.

Например, Михаил Старицкий продал имение, чтобы содержать созданный тогда "театр корифеев". А знаменитая театральная прима Мария Заньковецкая отклонила предложение перейти в столичную петербургскую труппу - несмотря на несоизмеримо более высокие гонорары.

С 1863 года, когда правительство, напуганное польским национальным восстанием, издало известный Валуевский циркуляр "о приостановлении печатания на украинском языке", распространение украинской литературы, финансирование спектаклей и прочую подобную деятельностью начали относить к категории противоправной.

Однако указ царского министра внутренних дел Петра Валуева действовал не слишком эффективно. И книги издавались, и альманахи выходили, и спектакли ставили.

Дело в том, что киевская "Старая Громада", тогдашнее теневое правительство Украины (Владимира Науменко все-таки не совсем в шутку называли гетманом), сумело в значительной степени нивелировать усилия властей.

Организовали книгоиздательскую базу в Галиции, наладили распространение этих зарубежных изданий в Приднепровье.

А еще прибегли к самому надежному в насквозь коррумпированной Российской империи средству: собрали денег и дали взятки - да не кому-нибудь, а столичному петербургскому цензору. И некоторое время тот охотно закрывал глаза на появление незаконных "сепаратистских" книг.

Громадовцы купили газету "Киевский телеграф" и по возможности использовали ее для пропаганды своей идеологии. Еще одной их "преступной" акцией стало создание Юго-Западного отдела Русского географического общества.

С точки зрения властей, там велась опаснейшая подрывная деятельность - издавались этнографические и исторические материалы. Проводились научные собрания, украинистика если и не была отдельной академической дисциплиной, то по крайней мере попадала в поле зрения серьезных ученых.

Что ж, борьба за власть между победителями и побежденными - это всегда борьба за память. Даже самый циничный узурпатор стремится легитимизировать свои завоевания и благородно выглядеть в глазах соседей. Поэтому отдел географического общества вскоре закрыли, приняв во внимание доносы "искренних патриотов".

Следующий указ 1876 года, который накладывал еще более жесткий запрет на ранее запрещенное, должен был подписать сам император.Реакция последовала практически незамедлительно.

"Старая Громада" отправляет в Швейцарию Михаила Драгоманова (ему в то время запретили преподавать в университете Святого Владимира как политически неблагонадежному) и финансирует украинскую типографию.

Журнал "Громада" стал рупором украинской идеи. В Женеве вышли в свет и "Кобзарь" Шевченко, и роман Панаса Мирного "Разве ревут волы, когда ясли полны?", и ряд других классических произведений.

Все это во многом обеспечивалось финансовой поддержкой Василия Симиренко. Масштабы его меценатской деятельности впечатляют.

Симиренко был одним из самых успешных сахарозаводчиков. Получив специальность инженера-технолога в Париже и усовершенствовав переработку сахара, он стал очень состоятельным человеком. Первым наладил производство пастилы - до того она считалась деликатесом импортным.

Симиренко содержит целый ряд изданий. На его средства печаталась знаменитая "Киевская старина", он финансировал чуть ли не все наиболее заметные проекты киевской "Старой Громады". В своем завещании он отписал комитету Громады десять миллионов рублей.

При этом Василий Федорович отказывался финансировать политическую деятельность, считая более важным и нужным развивать образование и культуру. Без этого никакая революция, по его мнению, не могла принести пользы. Подобной точки зрения придерживалась значительная часть громадовцев, ее апологетом был прежде всего Владимир Антонович.

Поддерживать надо было не только книгоиздание, но и самих писателей, ведь серьезное занятие искусством не может быть эдаким хобби в свободное от работы время.

И если бы не подвижничество Евгения Чикаленко, не смогли бы писать ни Михаил Коцюбинский, ни Владимир Винниченко.

Знаменитая новелла Коцюбинского "Intermezzo" даже начинается посвящением "кононовским полям". Именно в селе Кононовка Чикаленко обустроил усадьбу, где подолгу гостил писатель.

А уже в последние годы жизни ему смогли назначить даже почетную пенсию. А о Владимире Винниченко Евгений Харлампиевич заботился еще и в силу земляческих симпатий: они оба были выходцами из южных херсонских степей.

Большевистская власть упразднила частную собственность, отобрала имения, дома, сахарные заводы. Однако инвестиции в культуру оказались беспроигрышными. Именно они обеспечили хорошую и благодарную память потомков.

Список меценатов, которые обеспечивают опорные больницы Украины в разгар пандемии COVID-19

С 12 марта в Украине введен карантин в связи с угрозой пандемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Ограничения изначально действовали до 3 апреля, но в среду, 25 марта, Кабмин продлил их до 24 апреля. И пока непонятно, насколько они могут быть продлены в дальнейшем. Зато точно понятно, что украинской медицине самой не справиться с ростом заболеваемости в стране.

Поняли это и представители бизнеса, обеспеченные политики и медиа-персоны, многие из которых по собственной инициативе начали помогать украинским медучреждениям и врачам оборудованием, защитными средствами и медикаментами. Мы публикуем собственный список людей, вложивших и продолжающих вкладывать свои средства, время и возможности в борьбу с распространением инфекции в Украине.

Ринат Ахметов

Ахметов, как самый богатый человек страны, имеет возможность направить больше ресурсов на борьбу с эпидемией. В сумме он обещает потратить на это 300 млн гривен. В частности, его фонд объявил о закупке анализатора проб в комплекте с тест-картриджами для медицинских учреждений Мариуполя.

Также он передал Минздраву две партии аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), кислородные концентраторы, одноразовые костюмы биозащиты, защитные маски и очки. Планируется закупить еще 300 тыс. экспресс-тестов на коронавирус.

Виктор Пинчук

Пинчук обещает через свои благотворительные организации передать больницам страны 10 аппаратов ИВЛ на 460 тыс. долларов. По одному аппарату получат больницы в Волынской, Донецкой, Закарпатской, Львовской, Луганской, Одесской и Черновицкой областях, три аппарата – больницы в Киеве.

Также принадлежащие Пинчуку компания "Интерпайп" и группа EastOne выделили 2 млн долларов на закупку экспресс-тестов на коронавирус.

Петр Порошенко

Фонд пятого президента профинансировал восстановление десяти аппаратов искусственной вентиляции легких для Киевской городской клинической больницы скорой помощи. Фонд также закупил реанимационные комплекты, которые в ближайшее время отправят в областные центры.

Также корпорация Roshen сообщила о закупке 10 тыс. комплектов костюмов индивидуальной защиты медработников.

Александр Ярославский

Ярославский возглавил антикризисный штаб, который сосредоточился на противодействии распространению коронавируса в Харькове. Он сообщил, что его друг, владелец компании Alibaba Джек Ма, выделил Украине 1 миллион тест-систем. Правда, пока что президентский самолет, который летал за ними в Китай, привез всего лишь 250 тестов.

Вадим Столар

Одним из первых начал системно помогать столичной медицине. Создал соответствующий благотворительный фонд, от имени которого осуществляет закупки и обеспечение докторов "на передовой".

На сегодняшний день нардеп в сумме передал в Александровскую клиническую больницу, Киевскую клиническую больницу №4, Киевскую городскую клиническую больницу №9 и Киевскую городскую детскую клиническую инфекционную больницу более 4700 костюмов биозащиты, более 2250 респираторов, 2000 медицинских масок, 5000 перчаток, 6000 бахил, 30 тыс. вакуумных пробирок для исследования крови, 10 тыс. иголок для тех же исследований, 10 тыс. одноразовых холдеров для пробирок, а также системы для уборки, расходники к ним и медпрепараты.

Также усилиями Столара были организованы пять маршрутов для перевозки врачей столичных опорных больниц, список которых постоянно расширяется. В ближайших планах - создание модульных, госпиталей, переоборудование и оснащение существующих больниц.

Виктор Медведчук

Медведчук вместе с женой Оксаной Марченко закупили для закарпатских больниц 20 тыс. масок, 350 экспресс-тестов, 38 тыс. защитных перчаток, 600 медицинских комбинезонов, 90 комплектов спецодежды для врачей-инфекционистов, 500 литров средства для дезинфекции и 5 аппаратов ИВЛ.

Филя Жебривская

Жебривская через свой фонд выделила 10 млн грн на противодействие распространению коронавируса. Эти средства потратят на закупку аппаратов ИВЛ, экспресс-тестов, защитных костюмов и масок, дезинфицирующих растворов для нужд больниц.

Андрей Портнов

Фонд Портнова с целью борьбы с коронавирусом перевел медучреждениям почти 6 млн гривен. В частности, 200 тыс. грн получила Волынская областная инфекционная больница, столько же – Ровенская центральная городская больнице и Татарбунарская больница, 250 тыс. грн получил Винницкий госпиталь ветеранов войны, 310 тыс. гривен – Львовская областная инфекционная больница и т. Д.

Святослав Вакарчук

Шоумен и политик пообещал передать 1 млн грн на приобретение медоборудования, которое будет передано больницам Львовской и Одесской областей.

Константин Жеваго

Принадлежащая Жеваго корпорация Ferrexpo планирует выделить 2,5 млн долларов медицинским учреждениям для борьбы с эпидемией коронавируса в Полтавской области и по всей Украине. Деньги направят на покупку аппаратов ИВЛ, тестов на коронавирус и другого необходимого оборудования.

Дмитрий Федотенков

Ресторатор и акционер "Укрбуда" Федотенков организовал обеды для киевских медиков. Сейчас под его опекой находится медперсонал Александровской больницы, Института нейрохирургии им. Ромоданова, детской клинической инфекционной больницы и детской больницы №2, а также Киевской клинической больницы №4. Для помощи медикам выделен отдельный транспорт, отдельные кухни и отдельные курьеры.

Вадим Новинский

Фонд Новинского передал аппарат ИВЛ в Институт сердца (не входит в перечень киевских больниц, которые могут принимать больных коронавирусом). Всего фонд Новинского планирует купить 10 аппаратов ИВЛ.

Андрей Ставницер

Компания Ставницера ТИС перечислила 20,5 млн гривен в Национальный фонд и более 2,5 млн грн на нужды Одесской области. За эти деньги, в частности, было куплено четыре аппарата ИВЛ.

Юрий Косюк

Принадлежащий Косюку холдинг МХП выделяет 14 млн грн на закупку оборудования и средств индивидуальной защиты для больниц Черкасской области.

Бова Владимир Владимирович: Каждый бизнесмен или политик может стать меценатом, главное желание. Ни кто не говорит что необходимо помогать всей стране, можно начать с родного города, например детского дома или больницы.

Начать дискуссию