Чек-лист будущих франчайзи

Что точно стоит сделать, задумавшись о покупке франшизы

Чек-лист будущих франчайзи

По оценкам online каталогов франшиз, на начало 2021 года на рынке России было представлено около 3000 франшиз. При этом эксперты считают, что 90% этого числа составляют франшизы-пустышки.

То есть девять из десяти покупателей, положившись на красочные презентации, представленные на электронных каталогах и порталах, продающих франшизы, имеют все шансы потерять вложенные деньги.

Чтобы этого не случилось с вами, давайте поговорим, что стоит учесть, если вы хотите купить франшизу, и по каким критериям можно отличить франшизу-пустышку от настоящей франшизы.

1 ГОТОВНОСТЬ РАБОТАТЬ ПО ФРАНШИЗЕ

Если вы считаете, что достаточно купить готовую модель, и она будет работать сама, а вы будете сидеть на берегу океана и получать смс-ки о поступивших на счет деньгах – франшиза не для вас. Франшиза – бизнес, который работает, только если вы работаете вместе с ним.

Что еще? Франчайзинг – работа по правилам правообладателя. По его инструкциям, регламентам, стандартам, бизнес-процессам. И под его контролем. Поэтому франшиза – не Ваш путь, если Вы не умеете и не хотите работать «под диктовку», если Вы – человек, который все решает сам и не подчиняется чужим правилам.

2 СФЕРА ИЛИ ОБЛАСТЬ

Выбирайте либо то, что Вы умеете, либо то, что вам интересно.

В первом случае у Вас есть опыт, во втором – желание его приобрести. Если нет ни того, ни другого – бизнес не пойдет.

3 ВОЗРАСТ КОМПАНИИ

Бизнесу, на основе которого создана франшиза, должно быть не менее года.

Если вы сталкиваетесь со стартапом, есть высокая вероятность, что бизнес-модель не проверена временем, не «отшлифована», и так называемый «франчайзер» даже не проверил на себе сезонность бизнеса. Стоит ли брать такую франшизу? Решать вам.

4 СОБСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЛАДЕЛЬЦА ФРАНШИЗЫ

Франчайзинг – это масштабирование готовой, работающей модели. Поэтому важно, чтобы у франчайзера были собственные предприятия.

Только тогда он в полной мере понимает, как управлять бизнесом, контролировать, развивать его и адаптировать под рыночные изменения. Да, есть успешные компании, которые не имеют собственных предприятий и сфокусированы на франчайзинге. Но это – скорее исключение.

5 КОЛИЧЕСТВО ФРАНЧАЙЗИ

Проверьте, сколько предприятий по франшизе уже действует. Для анализа и принятия решений об усовершенствовании модели у франчайзера должно быть не менее 2-3 точек, работающих по франшизе. Причем, также не менее 1 года.

Бывает, что франшиза только запущена. Тогда действующих франчайзи мало или их нет. Если Вы хотите купить такую франшизу, то должны понимать, что именно Вы станете «пилотным проектом», и на Вашем бизнесе будут тестироваться процессы, связанные с франчайзингом. И это реальный риск. Если готовы рискнуть – договаривайтесь о льготных условиях по платежам (паушальному взносу, роялти), эксклюзивности территории, иным условиям сотрудничества.

6 ОТЗЫВЫ

Найдите в сети и изучите отзывы о франшизе. Если есть много негативных комментариев, это – тревожный сигнал. Подумайте, как проверить такую информацию на достоверность. Это могут быть дополнительные консультации с владельцем франшизы либо интервьюирование действующих и бывших франчайзи.

При сборе и анализе информации обращайте внимание, на что именно жалуются франчайзи: это может быть несоответствие финансовых показателей модели обещанным, отсутствие поддержки со стороны владельца, множество скрытых дополнительных затрат и т.д.

7 ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ

Обязательно запросите и проанализируйте финансовую модель. Это – один из важнейших документов, который показывает будет франшиза приносить доход и когда. Финансовая модель франшизы должна показывать:

  • размер инвестиций на запуск бизнеса;
  • размер постоянных и переменных затрат на ведение бизнеса;
  • прогнозный план продаж;
  • коэффициент сезонности;
  • период окупаемости бизнеса;
  • точку безубыточности;
  • процент рентабельности бизнеса.

Все данные обычно представляются в виде файлов с расчетом. Причем в формате Excel, чтобы можно было разобраться в значениях и формулах, при необходимости подставить свои цифры.

Если владелец не предоставляет файл с расчетом финансовых показателей или передает модель в PDF файле, и отказывается предоставить в формате Excel, - крепко задумайтесь.

8 ИНВЕСТИЦИИ

Первые инвестиции вы видите в презентации. Обычно они очень привлекательные. И обычно недостоверные.

Часто, чтобы снизить сумму первоначальных инвестиций, перечисляются не все статьи расходов на открытие бизнеса. Например, не указываются затраты на аренду и коммунальные платежи до открытия, на наем и оплату работы сотрудников, расходы на доставку товара и т.д. и т.п. Бывает, что в модели инвестиций указана не полная комплектация оборудования или занижена его стоимость.

Для того, чтобы разобраться в этом, мысленно представьте процесс открытия вашего бизнеса. Подумайте, что требуется купить, кого трудоустроить, чтобы бизнес начал работать. Сопоставьте ваше видение затрат с размером инвестиций на открытие бизнеса в финансовой модели.

Проверьте в разделе «инвестиции на запуск бизнеса» наличие и размер паушального платежа, расходы на обучение персонала, оплату работы команды запуска, стоимость дизайн-проекта, иные расходы, предусмотренные договором.

9 ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Важный раздел финансовой модели - прогнозный план продаж, который включает выручку, сумму среднего чека, количество чеков, коэффициент сезонности. Франчайзер прогнозирует доходность бизнеса, основываясь на показатели работы собственных предприятий, и, как правило, для большей привлекательности указывает данные лучших, «флагманских» точек. Поэтому спросите у франчайзера источник цифр, используемых в основе прогнозного плана продаж. Проанализируйте его.

«Наложите» на прогноз доходов прогноз расходов. Также, как и в случае с инвестициями, представьте, какие расходы обязательно должен нести бизнес, чтобы нормально функционировать. Сравните со статьями расходов и показателями этих статей.

10 ДОГОВОРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Запросите договорную документацию. Это может быть один договор или несколько связанных между собой документов. Cверьте то, что в них написано, с данными, которые Вы уже знаете из презентации франчайзера, финансовой модели, отзывов. Эти данные должны совпадать. Так проверьте, заключение каких сопутствующих договоров предусматривает основной договор.

Если владелец не дает договор для ознакомления до моменты оплаты паушального взноса – это дополнительный тревожный звонок для Вас.

Также Вас должно насторожить, если Вы получаете договор на 5-7 страниц. Потому что правильный договор франчайзинга - это документ не меньше 30-40 листов, из которого Вы точно можете увидеть основные правила взаимодействия правообладателя и пользователя.
О том, что и как проверить именно в договоре франчайзинга - расскажу в следующем посте.

11
1 комментарий

Хорошая статья! В дополнение можно прочесть "101 способ создания новых источников дохода " . Способы 82, 83. Там тоже есть, что подчерпнуть)

Ответить