{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как потерять $6 млрд и стать биткоин-евангелистом: спросите у Майкла Сейлора, короля цифровой наличности. Часть 1

Обычный августовский день 2020 года принес в жизнь владельца MicroStrategy крутой разворот с потрясающими воображение последствиями — вполне в духе голливудских блокбастеров. Далеко не юный — 56 лет — генеральный директор американского разработчика корпоративного ПО, изо всех сил пытавшегося остаться на плаву после череды кризисов, внезапно стал звездой первой величины современного цифрового бизнеса.

Многочисленные телешоу наперебой бросились приглашать Сейлора в прямой эфир. Его имя начали упоминать в одном ряду с Илоном Маском и Джеком Дорси, а акции MicroStrategy на ажиотажном спросе пошли на вертикальный взлет.

Майкл Сейлор. Источник — Skye Gould/Business Insider

При этом подход к управлению собственным бизнесом — компанией MicroStrategy, основанной в 1989 году — остался точно таким, каким был в течение многих лет. За исключением всего одного момента: 11 августа 2020 года Майкл перевел практически все наличные деньги предприятия в… биткоин.

Рискнув вложить в первую криптовалюту $250 млн одним махом, Сейлор и не думал останавливаться на достигнутом. Все последующие месяцы он скупал биткоин и тратил на закупки больше и больше, в том числе, и более $2 млрд заемных средств.

Империя цифровой собственности

По состоянию на 13 сентября 2021 года MicroStrategy владела 114 042 BTC. Если к этому добавить еще 17 732 BTC (по словам Сейлора, такое количество монет принадлежит лично ему), под контролем бизнесмена сосредоточено почти 132 000 биткоинов. По актуальному курсу это более $6,3 млрд.

Хронология закупок биткоина компанией MicroStrategy. Источник — CoinSmart

«В один прекрасный день миллиарды людей будут владеть цифровой собственностью. Мы же хотим обладать ею еще до того, как они догадаются составить нам конкуренцию», — пояснял Сейлор летом в одном из многочисленных интервью.

А так звучит его ремарка-девиз в Twitter:

«Биткоин — это цифровая наличность. Это рой кибер-шершней, служащих богине мудрости и питающихся огнем истины».

Так кто же такой Майкл Сейлор — бизнесмен с 1,5 млн подписчиков в Twitter (это, на минуточку, в 2 раза больше, чем у ФРС США)? Чем занимался до того, как главным объектом его внимания стали криптовалюты?

Человек, потерявший $6 млрд

Майкл Сейлор прославился задолго до того, как поставил все на биткоин. Громкую известность он обрел как делец, лишившийся более $6 млрд всего из-за одного поворота судьбы, который СМИ метко назвали «величайшим однодневным ударом по личному состоянию в истории рынков капитала». Потерю немыслимой суммы в столь малый срок признали настолько неординарным событием, что включили в перечень вопросов к популярнейшей настольной игре-викторине Trivial Pursuit.

В 2000 году всего один роковой мартовский день превратил MicroStrategy — ведущего разработчика ПО — из признанного лидера в жалкую, но шаблонную и наглядную иллюстрацию краха доткомов. Грянул обвал рынка невиданной мощи, компании пришлось пересмотреть финансовую отчетность за два года и показать убытки вместо прибыли. По иронии судьбы, эти отчеты служили рекламной витриной успешности MicroStrategy, демонстрируя инвесторам запланированные на будущее доходные перспективы.

Акции предприятия рухнули, что послужило толчком к расследованию, инициированному Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC). Дело в итоге закончилось досудебным урегулированием и $10 млн штрафом для Сейлора и двух топ-менеджеров. Правда, никто из них не признал себя виновным в крахе корпорации.

Майкл Сейлор тогда крайне язвительно ответил на вопрос журналиста Washington Post о его отношении к штрафу:

«Эта потеря, на самом деле, кажется мне несущественной».

В одной короткой фразе весь Сейлор! Как говорят бывшие коллеги, ответ типичен для бизнесмена — на публике неизменно полного бравады и абсолютной уверенности в себе. А вот реальность была иной: мрачные события буквально нокаутировали Майкла — так рассказывают те, с кем он близко общался в непростые для себя времена.

Мечтал о небе, а занялся бизнесом

Детство Сейлора прошло в военных городках: мать была дочерью кантри-музыканта, а отец служил в ВВС. Сначала юный Майкл мечтал о славе рок-звезды — ровно до тех пор, пока не понял, что подавляющее большинство мелькающих на эстраде людей никогда не заработают много денег.

Затем он загорелся идеей стать летчиком-истребителем или астронавтом, но звездным планам помешали серьезные проблемы с сердцем (по иронии судьбы, впоследствии первичный диагноз был признан ошибочным).

После окончания колледжа Сейлор поступил в MIT (Массачусетский технологический институт), где изучал историю технологий, аэронавтику и астронавтику и получил дипломы по двум специальностям.

Первым шагом в карьере стало дерзкое решение: работая программистом на гигант химической промышленности DuPont, Майкл принимает решение об уходе с высокооплачиваемой должности. И создает MicroStrategy — в 24 года. А затем предлагает бывшему работодателю нанять его стартап для выполнения тех задач, которые он решал в качестве наемного сотрудника. В это сложно поверить, но новичок в бизнесе получил контракт с DuPont! И убедил боссов корпорации профинансировать развитие его молодой компании.

Править жесткою рукою

Сейлор сумел сохранить бизнес даже в 2000 году — после того, как акции MicroStrategy рухнули ниже плинтуса. По словам бывшего топ-менеджера, Майклу это удалось благодаря природной цепкости, уму и силе воли. Хотя все считали, что «компания уже не жилец, дескать, ей прогулы на кладбище ставят».

Заручившись поддержкой Рика Риккертсона — одного из членов Совета директоров и «второго отца» Сейлора — Майкл за пару месяцев сократил несколько сотен сотрудников. Эта чистка — наряду с агрессивными действиями по обратному дроблению акций в 2002 году, позволившими резко уменьшить их количество — позволила выйти из кризиса.

Многие из бывших топ-менеджеров MicroStrategy высоко оценивают деловую хватку Сейлора. Они приводят в качестве примера массу реальных случаев, когда бизнесмен первым видел потенциал новых технологий, поначалу не принятых консервативными современниками.

Например, отход от мейнфреймов в 90-е годы, что для многих клиентов его компании из списка Fortune 500 и государственных ведомств выглядело равнозначно безумию. Или ставка на мобильные приложения на самой заре их появления.

Сейлор даже подарил по iPad всем менеджерам MicroStrategy — с целью ускорить разработку и внедрение мобильного программного обеспечения. А чего стоят ранние инвестиции в Amazon и Facebook? Об этом говорят не слишком часто, но крупнейшая социальная сеть планеты долгое время была главным покупателем аналитического ПО от MicroStrategy.

Стиль работы предпринимателя — явная склонность к микро-менеджменту и частой смене руководителей высшего звена — многим кажется чрезмерно агрессивным и даже порочным. Однако структура собственности компании, обеспечивающая Сейлора решающим словом в Совете директоров, позволяет ему проталкивать любое решение.

Эксцентричность в бизнесе не всем по вкусу

«Майкл обладает блестящим умом. Он с бесконечным упорством готов вникать во все детали и требовать столь же тщательного отношения к делу от всех. Чтобы работать с ним в долгосрочной перспективе, необходимо быть человеком особого склада», — как-то обмолвилась Мардж Брейя, бывший директор по маркетингу MicroStrategy.

Она добавила, что в компании есть замечательные люди, овладевшие этим искусством отношения к работе. Лично для нее такой подход был «коктейлем из интеллектуальных развлечений и умопомрачительного разочарования». Впрочем, на просьбу подробнее раскрыть свою мысль Брейя ответила отказом.

Но Сейлор известен не только как эксцентричный бизнесмен с особым подходом к делу. Он был у всех на слуху в Вашингтоне благодаря необычным вечеринкам — вроде RocktoberFest — которые закатывал регулярно. Чуть позже часть зажигательной жизни миллиардер перенес и в Майами-Бич, где приобрел особняк площадью около 1 700 м². Там же пришвартована одна из его яхт.

«От работы он отдыхает столь же основательно, как и трудится. То, чем Майкл увлекается на досуге, выглядело для большинства из нас слишком непривычно», — вспоминает Дэвид Реннисон, бывший директор по доходам MicroStrategy.

Но главным потрясением для бывших коллег и партнеров стало увлечение Майкла Сейлора криптовалютой.

Об этом и его свершениях в новой для себя области мы расскажем вам во второй части нашей статьи. Оставайтесь с нами, если хотите узнать все о самом противоречивом крипто-гуру современности.

Источники: Business Insider, CoinSmart, MicroStrategy

Автор: Очеретяная Елена

Редакция: Константин Василькевич

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда