FAQ: франшиза в вопросах и ответах

Почему принять решение начать собственный бизнес по франшизе бывает сложно? Потому что страшно рискнуть, не справиться, не разобраться во всех тонкостях и подводных камнях. А больше всего пугает отсутствие опыта и информации. Что такое роялти? Для чего нужно платить паушальный взнос? Да и вообще, что такое франшиза? Давайте разбираться вместе.

Что такое франшиза и для чего она нужна?

Франшиза — это право открыть собственный бизнес под именем известного брэнда и пользоваться успешно работающей бизнес-моделью. Благодаря франчайзингу, вы становитесь частью компании, работа которой поставлена на гладкие рельсы предпринимательства. При этом сохраняете индивидуальность и возможность развиваться в бизнесе.

Например, бюро чистоты «Братья Чистовы» решились стать франчайзером только пройдя тернистый путь начинающих бизнесменов, заработав определенное количество шишек и получив опыт, которым теперь рады делиться со своими франчайзи.

Договор франшизы позволяет воспользоваться опытом «старших товарищей» и избежать неприятных ошибок — начиная от регистрации предприятия и заканчивая выбором инвентаря для уборки. Франшиза — это своеобразный щит, защищающий начинающих бизнесменов.

Франчайзер и франчайзи — кто есть кто?

Франчайзер — это компания, которая делится своим именем, бизнес-моделью, опытом, маркетинговыми разработками, IT-решениями и многим другим за определенную плату. Франчайзер, передавая право на использование своего имени, подвергает себя репутационным рискам, поэтому кандидаты в франчайзи проходят определенный отбор.

Франчайзи — компания или индивидуальный предприниматель, который покупает у франчайзера право работать под известным брэндом и пользоваться предложенными бизнес-решениями. Франчайзи должен придерживаться ряда обязательств:

  • соблюдать установленные стандарты качества
  • делать регулярные взносы франчайзеру
  • не сотрудничать с конкурентами франчайзера
  • использовать торговую марку партнера

Так как в российском законодательстве отсутствуют термины, связанные со словом «франчайзинг», франчайзер и франчайзи заключают между собой договор коммерческой концессии. Также это может быть лицензионный или агентский договор, договор поставки или оказания услуг.

Какие виды франшизы бывают?

Франшизы бывают трех видов:

  • Товарный франчайзинг — это право продавать продукцию определенного бренда. 95% российских и зарубежных моллов заполнены торговыми точками, работающими по товарной франшизе.
  • Производственный франчайзинг дает право предпринимателям производить продукцию под именем франчайзера. Яркий пример такого рода франшизы — молочная продукция или газировка. Штаб-квартира бренда находится, например, в Ярославле, а производственные мощности разбросаны по всем регионам.
  • Деловой франчайзинг распространен в сфере услуг, общественного питания, гостиничного бизнеса. Франчайзер «Братья Чистовы» работает именно в этом направлении. Когда вы покупаете франшизу бюро чистоты, вы получаете право работать под маркой головной компании, пользоваться бизнес-моделью, получать круглосуточную поддержку от кураторов.

Какие преимущества у франшизы в клининге?

Во-первых, желание человека проводить основную часть своей жизни в чистоте никогда не исчезнет. А вот заниматься уборкой любят далеко не все — это тяжело, долго, отнимает кучу времени. Милое дело — нанять обученного специалиста, который вымоет окна, очистит сантехнику и пропылесосит как следует, не заметая пыль под коврики.

Во-вторых, на начальном этапе нет необходимости арендовать офис, покупать дорогую технику. Достаточно установить приложение на свой смартфон, разработанное «Братьями Чистовыми» специально для своих франчайзи, и контролировать через него все бизнес-процессы.

В-третьих, количество рисков стремится к нулю. Вы получаете готовое решение по ведению бизнеса в сфере клининга: IT-платформу, CRM-систему, поддержку в режиме 24/7. К каждому франчайзи выезжает команда специалистов по запуску нового проекта, которая на протяжении 5 дней обучает предпринимателей, нанимает и аттестует персонал, производит расчеты для минимизации затрат партнёра.

Паушальный взнос — зачем его платить?

Паушальный взнос — единоразовая фиксированная сумма, которую платит франчайзи за право работать под торговым знаком франчайзера. Что еще входит в этот платеж? Рассмотрим на примере «Братьев Чистовых».

Оплачивая паушальный взнос, партнер бренда, помимо возможности работы под раскрученным именем, получает:

  • готовую работающую бизнес-модель
  • IT-платформу
  • 5 дней обучения в регионе открытия
  • техническую и моральную поддержку 24/7
  • материалы для развития бизнеса: сайт, 2 приложения для сотрудников и клиентов, бренд-бук, контент, таргет, контекст, SMM, SERM, SEO, аналитику
  • руководство по ведению бизнеса
  • бесценный опыт и возможность избежать нелепых ошибок

Что такое роялти?

Это ежемесячный платеж, который франчайзи обязан платить своему франчайзеру. Роялти — своеобразный гонорар, который получает создатель бизнеса за свой труд, свой опыт, разработку торгового знака, да и вообще идею, которая оказалась успешной. Как литератор, написавший бестселлер и получающий доход от каждого переизданного тиража и проданного экземпляра книги.

Роялти «Братьев Чистовых» составляет 5% в месяц от оборота партнера. Куда тратит эти деньги франчайзер? На активную работу со своими франчайзи: поддержку, обучение новым стратегиям бизнеса, заработную плату кураторов. Жизнь не стоит на месте, постоянно открываются все новые и новые возможности для роста компании, и франчайзер «Братья Чистовы» внимательно отслеживает бизнес-потоки.

Что такое маркетинговый сбор?

Сама суть франшизы — возможность работать «под крылом» у сильной и известной компании, которая продолжает развиваться и наращивать свои мощности. Вкладывает средства в рекламу, в создание маркетинговых материалов, в свое имя и репутацию. Франчайзи избавлен от необходимости разрабатывать сайты, придумывать тексты для презентаций, создавать программы лояльности. Но так как партнер, приобретая франшизу, становится частью большого бизнеса, он берет на себя обязательства оплачивать небольшую долю расходов на маркетинг.

В компании «Братья Чистовы» маркетинговый сбор составляет всего 2% от ежемесячного оборота франчайзи — минимальный процент вознаграждения. За это партнеры компании получают постоянно обновляемый пакет рекламных материалов, возможность пользоваться приложениями, сайтами, услугами SMM и SEO специалистов. И, самое главное, у франчайзи освобождается время и остаются силы для развития собственного бизнеса.

Родоначальником формата деловой франшизы стал Рей Кок, который в 1955 году основал империю McDonald’s и начал продавать систему ведения своего бизнеса предпринимателям по всему миру. С тех пор к бизнесу по франшизе присоединились миллионы других компаний.

Почему бы и вам не войти в их число? Бюро чистоты «Братья Чистовы» всегда придерживается политики искренности и честности со своими партнерами. Наша цель — создать крупнейшую сеть клининговых компаний, которыми будут руководить настоящие энтузиасты своего дела. И тогда у нас точно получится сделать этот мир чище.

Начать дискуссию