{"id":10556,"title":"\u0427\u0442\u043e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u043e\u043b\u044f\u043c\u0438 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=10556&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341444-istoriya-loginov-i-paroley&placeBit=1&hash=4378c7882a031e776dfd38e6a8e054710d9d42ecd8bac882e0a8f464b1c772cc","isPaidAndBannersEnabled":false}
Арина Сергеева

Дмитрий Завалишин (DZ) о времени и о себе. Часть 1. От FIDO к Интернету

К слову, наш герой, Дмитрий Завалишин, появился на свет ровно тогда же.

Fido существенно моложе: ее история восходит к 1984 году, когда американский программист Том Дженнингс объединил свою электронную доску объявлений (BBS) с принадлежащей его приятелю Джону Мэдилу, который жил в другом конце страны. При этом для связи выделялся час в течение ночи, когда, во-первых, действовал минимальный междугородний тариф, и, во-вторых, количество посетителей BBS минимально. Сеть была названа Fido, как утверждает молва, по кличке собаки Тома Дженнингса. Так что логотипом Fido стала собака с дискетой в зубах (рис. 1).

Рис. 1. Логотип Fido

Однако на территории тогда еще СССР Интернет и Fido появились почти одновременно, на рубеже 80 и 90 годов. «Обе сети пришли в Россию, а, точнее, тогда еще в Советский Союз абсолютно одновременно, где-то в 1990-м. Во всяком случае, в конце этого года были уже и Fido, и Интернет, точнее, «Релком», как она называлась первоначально. Разумеется, о массовом их использовании речи не шло, – о них знало буквально несколько человек по стране. Но к концу 1990-го я был подключен и к той, и к другой, — вспоминает Дмитрий Завалишин. — ФИДО было средой обитания. Эта сеть заменяла нам сегодняшние блоги и форумы по интересам. Все, какие есть. Фактически, все виды коммуникаций, какие мы видим сегодня в сети, уже присутствовали в то время в Fido».

Популярности Fido , по мнению Дмитрия Завалишина, и, к слову, не только его, способствовали несколько факторов. Один из них связан с последствиями распада СССР, когда Россия и другие постсоветские страны включились в международные коммуникации. Причем потребность в таких коммуникациях была очень высока, и как раз Fido с его низким порогом входа эту потребность удовлетворяла. «Релком» тоже, но он был коммерческим и, соответственно, серьезно отставал по уровню проникновения. По оценке писателя и блогера Алекса Экслера, перелом в пользу Интернета, по крайней мере, в Москве, произошел к 1997 году. В других городах это случилось еще на год-два позже. Да и в мире количество узлов (нодов) начало медленно, но верно снижаться с 1996 года (рис. 2).

Первый опыт входа в глобальные сети был увлекательным, хотя в самом начале 1990-х Интернет был совсем не таким, как сейчас: «Приехал домой, запустили с друзьями программу, как-то очень быстро разобрались что к чему. Сайтов в нынешнем понимании тогда еще не было, но были так называемые тематические ньюс-группы. В общем, первое письмо которое я написал в интернете, было письмом в ньюс-группу, посвященную музыке, с просьбой прислать мне текст песни «Отель Калифорния». И – чудо! — часа через два я получил сразу два ответа, причем меня до глубины поразило, что они пришли реально из Америки. Работает!».

Рис. 2. Количество узлов (нодов) Fido в мире по годам

Тем не менее, Fido существует до сих пор. Во многом благодаря тому, что удалось организовать обмен данными между сетями. К слову, Дмитрий к этому объединению также приложил руку: первый из таких узлов в России работал на его личном компьютере в течение нескольких лет: «Пару дней попрограммировал, и у меня получилось то, что называется, гейт между Fido и Интернетом. Испытал его на друзьях, — все работает, все довольны. А потом мы с Рыжковым подумали: может быть, всех подключить, а не только друзей? Для этого, по факту, нужно было только одобрение от «Демоса», а там главным был Валерий Бардин, можно сказать, основатель рунета. Сергей Рыжков (сотрудник компании «Демос», — ред.) пообещал нас познакомить, и я поехал. На негнущихся ногах, понимая, что это я еду у коммерческой компании просить доступа для халявного Fido в дорогой платный Интернет. Приехал, объяснил, считая, что меня, скорее всего, сейчас просто выгонят. А Бардин спрашивает: чего от нас-то надо? Да вот, — объясняю, — в таблицах роутинга прописать, что вот такие-то адреса идут на мой домен. Он говорит: и всего-то?! Вообще не вопрос, завтра включим. Это, конечно, чудо было. Я ехал воевать, упрашивать, а мне все – раз! – и само в руки упало. Приехал домой, написал в эхо-конференцию в Фидо, что теперь будем жить по-новому, и процесс пошел. Правда, в течение длительного времени – лет 10 – вся почта ходила через мою домашнюю машину, пока ребята из «Демоса» не прописали свой собственный гейт». Тем самым пользователи Fido получали доступ к полноценной электронной почте. С другой стороны, и пользователи Интернета при желании могут получать доступ к фидошным конференциям, или «эхам» (рис. 3).

Рис. 3. Чтение эхо-конференций Fido с помощью Thunderbird

Однако на ранней стадии Fido было удобнее. Как вспоминает Дмитрий, фидошники использовал шикарную, по крайней мере, по меркам того времени, программу для чтения и редактирования почты, — Golded (рис. 4), или, на сленге, «голый дед». А в Интернете для чтения писем использовалась малофункциональная и к тому же неудобная в использовании консольная программа. Письма в ней выглядели некрасиво. В итоге тут же появилась идея дополнить Golded возможностью чтения почты и из Интернет.

Рис. 4. Так выглядел Golded

Дмитрий в итоге стал первым координатором, который занимался эхо-конференциями, и организовал первый в России backbone, который структурировал их работу: «До этого все было несколько хаотично: связь между узлами была организована как попало, из-за этого возникали дубликаты сообщений. Но в конечном счете мы собрались на сисопку – встречу системных операторов узлов Fido, чтобы разобраться как бороться с этой проблемой. И я предложил: давайте, я буду координатором, спланирую некоторую единообразную схему, и мы будем ей пользоваться. Потому что если мы будем планировать каждое «эхо» отдельно, — мы просто убьемся.

Дело в том, что там была определенная сложность: конференции должны были двигаться по графу без циклов, — иначе массово возникали дубликаты сообщений. Мы сперва пользовались цепочечной структурой – такой длинной «кишкой» из узлов-хабов. Все было хорошо, но до последнего узла информация доходила с огромным опозданием. Вся связь тогда была через модемы, по dial-up, созвоны – ночью, и за ночь можно было сделать десяток созвонов, но десятый в цепочке получал информацию уже к утру.

И тогда я придумал систему, которую стали называть «московский блин» — структуру из пяти узлов, каждый из которых был связан с каждым. Она обладала уникальным свойством: все сообщения, которые возникали на одном узле, первым же шагом попадали и на другие. Она была очень высоконагруженная, эффективная, и очень важная для Москвы: Fido в столице прижилось быстро и узлов было много, — по-другому их было не обслужить. Это была большая работа».

Также Дмитрий выступил с инициативой создания так называемой Зоны 7 – выделения России в самостоятельную единицу верхнего уровня, или, в терминах Интернета, создать домен верхнего уровня. Но она была отторгнута, фактически, российское сообщество пользователей Fido отказалось от реальной самостоятельности.

В итоге Дмитрием был сделан неутешительный вывод: «Система, которая отказывается эволюционировать, мертва, и это стало понятно уже тогда. Интернет к тому моменту стал уже настолько всеобъемлюще превосходящим, что о конкуренции речь не шла, и заниматься развитием Fido стало по-хорошему, бессмысленно». Пришло время новых проектов.#ДмитрийЗавалишин, #ИТ, #Fido, #DZSystems

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Логарифмическое распределение цен на платформе Veles

Мы добавили логарифмическое распределение цен.

В новогоднюю ночь клиенты Yota переписывались в Viber и WhatsApp

По данным Yota, в период с 31 декабря по 1 января объем трафика мессенджеров Viber и WhatsApp среди пользователей оператора вырос более чем на 50% по сравнению с периодом 24-25 декабря.

Avito доставка: Покупатель не принял товар, но при возврате он был выдан неизвестному лицу

Доброго времени дня. Вот и у меня произошла неприятная ситуация с Авито и Boxberry: вернувшийся мне товар в виде видеокарты GTX1070 стоимостью 35.000 руб. был вручен постороннему человеку без проверки документов.

На кого поставить при развороте рынка вверх
Хардфорк Chia объявил о старте продаж новой расы питомцев для Chives NFT Game
Chives NFT game aquatic race

Стало известно о старте продаж новой расы NFT питомцев для будущей P2E игры, которая разрабатывается командой Chives coin.

Как Counter Strike сделал меня веб-разработчиком и как я открыл свою веб-студию

Я, как и многие подростки, начинал свой путь с компьютерных игр, вернее с видеоигр, тогда еще компьютеры не были настолько популярными. Да, я про те времена, когда мы зависали, играя в приставку SEGA и у нас горели блоки питания от перегрева, кто в теме, тот поймет =)

«Альфа-банк»: звонки от фейковой «службы безопасности банка»

После оформления заявки на кредит на официальном сайте АльфаБанка, начали поступить звонки от мошенников

Digital Horizon спрогнозировала развитие финтеха в 2022 году

Инвесткомпания, которая создала криптосервис, недавно проданный Тинькофф Групп, рассказала, как мы будем платить внутри метавселенных, что придет на смену big data, почему миру нужна тотальная токенизация и какую роль играют финтехи в реализации ESG-повестки.

Переход в облако только начинается, а прогнозы о будущем метавселенных могут не сбыться: тренды до 2030 года Статьи редакции

Аналитик и бывший партнёр фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс считает, что даже если технологии становятся лучше, это не значит, что им удастся заменить старые и привычные — они могут просто занять свою нишу на рынке.

«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

null