Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток

Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток

Меня зовут Мила, я сооснователь стартапа Beau (читается просто «Бо»). Этим летом мы участвовали в батче S21, и я хочу рассказать о драматической истории прохождения в Y Combinator! В этом отборе мы, в составе трех кофаундеров, обошли 16 тысяч (!) других стартапов за место под солнцем 🙂

Заявка

Все началось еще в начале года: в качестве одного из способов валидации идеи и тренировки питча, мы рассматривали подачу заявок в акселераторы. У нас еще не было продукта, только питч дек и горящие глаза, поэтому проверить адекватность и«инвестоемкость»идеи через VC было сложно — они всегда говорят одинаково -«выклассные, но приходите попозже». Но у акселераторов есть очевидные KPI: приглашения на интервью и в батч. Мы просто мониторили дедлайны акселераторов на сайтах вроде f6s, gust+следили за топовыми отдельно. И подавали во все подходящие.

В YC мы подавали одну из самых первых заявок — их early deadline в январе поспособствовал этому. Забегая вперед, скажу, что мы также в течение весны подали в 100+ акселераторов, получали два десятка приглашений на интервью, в том числе от top tier акселераторов, но на большинство не ходили — наша задача была отработать питч и самим лучше понять продукт, которым занимаемся.

Подготовка заявки — это отдельная тема, скажу только, что она не была идеальной. Вообще: ) Вкратце Кирилл написал о нашей заявке, многие найдут тезисы очень неоднозначными:

Близится early deadline в Y Combinator (19 июля), и если вы занимаетесь стартапом, нет ни одной причины не попробовать свои силы! Обычные советы для аппликантов похожи - их очень много в интернете. И они обязательны к прочтению! Я бы хотел рассказать о нашей успешной заявке в батч S21, но от обратного: что мы сделали не так (кое-что из этого - сознательно).

Факты:
- Мы проигнорировали вопросы вроде “расскажите что-то необычное о себе” - просто поставили прочерки.
- На видео почти забили: сняли с одного дубля, не в полном составе (два кофаундера из трех), вышло полторы минуты вместо одной, было видно что мы просто читаем текст (мы не готовились).
- Загрузили видео за день до обычного дедлайна в марте, хотя заявку отправили в январе.
- В январе у нас был только питч дек и все.
- В заявке поставили себе реальные дедлайны с точными датами - вроде “19 февраля покажем прототип”.
- В районе этих дедлайнов YC писал нам с вопросами, выполнили ли мы обещанное.
- Заявку дали почитать кому-то из Страйпа и паре W21 фаундеров - были очень полезные советы. В основном у них триггернуло в одинаковых местах - где были нелепые баззворды и много воды.
- В заявке было видео нашего приложения, ролик собрали частично на статичном фронтенде, частично - кликабельный прототип из макетов. Видео было без какого-либо объяснения, 3 минуты грустной тишины.
- Мы подавали заявку в январе, чтобы проверить “инвестоемкость” нашей идеи, без надежды попасть в YC. Подавали в другие акселераторы. Некоторые, не самые последние, приглашали нас на интервью еще в январе-феврале (Acceleprise, TinySeed, etc.)

Наши абсолютно субъективные рассуждения, которые наверняка малоприменимы для многих стартапов:
- Некая разумная небрежность заявки работает в плюс: видно, что фаундеры занимаются делом, а не пытаются впечатлить кого-то, заполняя формы.
- Мы добавили дедлайны по наитию, но это в какой-то степени повлияло на интерес со стороны YC к нам.
- На видео достаточно показать, что фаундеры адекватны, а не какие-то ебобо.
- Полтора-два десятка приглашений на интервью в акселераторы в начале года дали понять, что мы на правильном пути. Мы ходили только на несколько из них - не хотелось тратить время на подготовку. Получали отказы, потому что у нас не было MVP.
- Шансы пройти в YC с early application на несколько месяцев раньше других - 0,001%. Но ранняя заявка помогает фиксировать прогресс стартапа - и это работает.
- Еще работают рекомендации (о которых почти никто не знает): любой YC фаундер может порекомендовать перспективный стартап YC, и это однозначно в несколько раз увеличивает шансы пройти (если стартап действительно перспективный).


Желаю всем удачи с прохождением в W22!

PS Вот обещанное в прошлом посте видео с питерского митапа. Мы рассказали о нашем пути в YC и конечно о судьбоносном имейле, который изменил решение YC после очередного отказа. А здесь будем писать о нашем прогрессе, в том числе в S21. Все только начинается!

#ycombinator #мысли #видео

@kyrillic

Но мы верим, что выделяться из толпы и делать не так, как все — очень важно!

В итоге критичным оказалось, что мы указали в заявке конкретные дедлайны нашего будущего прогресса, и неожиданно YC начал в переписке спрашивать, получилось ли у нас достичь указанных майлстоунов. Напоминаю: вначале у нас был только дек, и весной мы сделали прототип, и позже — какой-никакой MVP.

Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток

Приглашение на интервью

За день до грустного дня, когда YC массово отправляет тысячи отказов фаундерам по всему миру, мы напомнили YC о своем существовании письмом в духе: “спасибо за чатик, завтра день X, и мы видимо пролетаем мимо интервью 😔“ Через полдня нам пришло приглашение на интервью!

У нас было почти две недели для подготовки. И мы подошли к этому обстоятельно. Шутка ли, на интервью берут только около 5% компаний, подавших заявку, и в итоге проходят 30-40% приглашенных! Так что шанс был реальный, и мы хотели сделать все, чтобы потом не было сожалений «а могли бы и получше!»

  • Мы составили ВСЕ возможные вопросы, которые могут быть на интервью, и записали ответы на них в 1-2 предложения. Получилось больше 100 вопросов.
  • Сгруппировали результат по темам и разделили вопросы между фаундерами.
  • Многие верят в пользу мок-инвервью, но на них не получается проверить все вопросы — только малую часть. К тому же фаундеры, в том числе из YC, — не имеют достаточной насмотренности, чтобы хорошо потренировать.
  • Наш подход: мы попросили несколько W21 фаундеров посмотреть все наши вопросы/ответы и дать свои комментарии. Это было невероятно полезно, некоторыми формулировками и идеями пользуемся до сих пор. И у некоторых триггернуло в одинаковых местах: баззворды, вода и тд — мы поняли, где точно нужно улучшать питч.
  • В итоге мы сделали всего два мок-интервью — с инвестором и одним сотрудником Страйпа с очень релевантным (акселераторским) опытом. Вот эти моки были действительно полезными и мотивирующими!
Одно из двух мок-интервью
Одно из двух мок-интервью

В основном мы тренировались с помощью приложений с карточками (flashcards) «вопросы/ответы». Они очень популярны среди школьников США, есть несколько приложений в аппсторе, например Quizlet — их легко узнать по десяткам тысяч оценок. Кстати если поискать по запросам вроде «Quizlet YC» можно найти готовые вопросы-ответы для подготовки к интервью. Очень полезно посмотреть, как отвечают на те же вопросы другие стартапы.

Очень часто можно прочитать совет о том, что желательно укладываться в 15 секунд на каждый вопрос. Даже есть сайты-тренажеры, выдающие вопрос каждые 15-20 секунд с предложением уложиться. На практике, нашей и других интервьюируемых, нет никакого смысла отвечать очень коротко. Важно отвечать точно!

День X: интервью

Если не учитывать мандраж перед интервью, то оно в целом прошло очень обычно: несколько партнеров YC, 10 минут, ожидаемые вопросы.

Но я не могу не учитывать мандраж! :) Вроде бы к моменту интервью с YC мы уже хорошенько попитчили Бо другим акселераторам (и не только), и еще лучше натренировали все ответы. Но наверное невозможно не волноваться перед интервью с главным акселератором мира, особенно когда цель так близко!

В общем все прошло очень быстро и дружелюбно. И уже утром, по пути за утренним круассаном, я получила имейл от YC.

Сердце опускается в пятки, когда видишь на телефоне превью пост-интервью письма от YC, которое начинается с

Unfortunately, we’ve decided not to fund Beau this batch…

И только открыв его, и пробравшись через объяснения отказа, в третьем абзаце обнаружилось Here is what we suggest…

Thanks God!

В общем нам дали шанс доказать нашу состоятельность очень простым способом: если наберете определённое количество платящих клиентов, то милости просим на второе интервью! Хаха, легко сказать, сложно сделать!

У нас было почти три недели до начала батча, за которые нам предлагалось выполнить KPI. Но была небольшая, совсем малюсенькая загвоздка: мы еще не успели запустить MVP: )

Но благодаря нашему длинному вейтлисту, наработанному за прошлые месяцы, и удачному запуску на Product Hunt, мы смогли выполнить требуемое даже быстрее — и в итоге получили долгожданное реинтервью!

День Y: реинтервью

Отдельно нужно сказать, что мы пытались найти похожие кейсы, когда бы YC предлагали не «все супер, но покажите нам трекшн и подавайтесь в следующий батч», а дали шанс в текущем цикле. Обгуглили интернет вдоль и поперек, спрашивали десятки YC-фаундеров и в разных стартап-коммьюнити — безрезультатно.

Самый похожий случай: основателя Dropbox просили найти себе кофаундера за две недели, и тогда их возьмут в батч. Что ж, мы в неплохой компании!

Интересный факт: в открытом доступе можно найти заявку Дропбокса в YC. Несмотря на монументальные сдвиги в индустрии за 15 лет, вопросы заявки практически не изменились! Мир меняется, люди — нет 🙂

Перед вторым интервью мандража не уменьшилось: мы не знали, чего ожидать. Иногда реинтервью длятся по полчаса с очень глубоким погружением в детали. Иногда — совсем формальность. У нас в итоге был диалог, очень похожий на первый: немного общих вопросов и несколько вопросов о прогрессе прошедших пары недель.

Мы ожидали получить ответ так же быстро, как в первый раз. Но в итоге только через несколько дней, за два дня до начала батча, в субботу (!) получили уже окончательный отказ — уже без всяких however..!

Третье интервью?

Все усилия, которые мы приложили во время подготовки и привлечения первых платящих пользователей резко показались напрасными: мы были так близки к цели! Вновь и вновь перечитывали текст отказа, писали знакомым, которые переживали за нас весь месяц этой эпопеи, получали поддержку от них.

В итоге в сердцах написали ответ. Нам вежливо предлагалось подавать в следующий, W22 батч, что ожидаемо. Мы написали, что

«спасибо за предложение, мы уже не будем подаваться в YC, пойдем своим путем».

Через несколько часов получили ответ: «Хотим с вами созвониться asap, когда удобнее?». Мы знали, что при отказе YC всегда присылает письмо с причинами, а если берут — то звонят и поздравляют лично. Но это письмо выглядело, как приглашение на третье интервью — мы даже проконсультировались с парой W21 фаундеров — они подтвердили.

Что ж, ответили «давайте завтра в любое время CET» и снова начали готовиться!

УРА

Мы снова переживали, гадали, что могут еще спрашивать, и почему вдруг решили с нами поговорит?! Но в итоге все решилось просто: вечером в воскресенье зазвонил Вацап — «говорит YC, мы вас берем, поздравляем!» Ура!

Это случилось за день до начала батча. Для сравнения: некоторые наши батчмейты попали в S21 за несколько месяцев(!) до этого, а значит получили доступ к внутренней соцсети, фандингу, сообществу, перкам и многому другому намного раньше.

В итоге у нас не было времени отметить это грандиозное событие, хотя праздничная пицца с бокалом вина была вдвойне приятна: за пару дней до этого во Франции (мы живем в Ницце) открылись кафе после полугодового локдауна.

Ответ на публикацию @kyrilku
Welcome to YC S21, @BeauWorkflows! Beau is a no-code tool for businesses to onboard and automate interactions with their clients. https://twitter.com/kyrilku/status/1417146662158544902

Female Founders

Я бы хотела отдельно сказать о растущем тренде female founders: появляется все больше стартапов с женщинами-основателями, а также есть множество сообществ для таких фаундеров. В любом отчете о стартап-лендскейпе вы найдете скромную страничку по динамике female founded startups. В Y Combinator их количество растет с каждым батчем. И что немаловажно, во время фандрейзинга таким компаниям чууууть-чуть легче 😉

🔥 Так что девушки-фаундеры: можем вместе организовать наше собственное сообщество, пишите мне!

Послесловие

Как и два предыдущих, наш батч S21 проходил полностью удаленно, поэтому не было возможности сделать знаковое фото возле офиса YC в Маунтин Вью. Но я пофотошопила:

Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток

Уже попав в YC и пообщавшись с батчмейтами, оказалось, что наша история — еще не самая драматическая. Оно и понятно: тем, кто хочет попасть в главное стартап-сообщество мира, просто не будет!

Батч уже давно закончился, но мы еще собираем в кучу наши впечатления: о YC, фаундерах и стартапах внутри коммьюнити и многих других аспектах главного мирового акселератора. Думаю, что спустя годы, мы будем вспоминать это историю с теплотой, как удивительное начало нашего большого пути! Кстати о нем чуть более практично и намного более скучно пишет Кирилл в телеграме.

На выходных сформулировал, и хочу зафиксировать для себя и для вас первую пачку своих впечатлений от недавно завершившегося S21 батча Y Combinator’a. Напишу сначала о YC-фаундерах, которые и составляют то самое YC коммьюнити. Многим мои инсайты покажутся странными, спорными, неполными, очевидными или непонятными. Почти каждый пункт нужно, по-хорошему, подробно разъяснить, расписав до размера полновесной статьи, но я к такому не готов! Так что - что есть, то есть - после трех месяцев нахождения в YC :)

0. Не буду писать про совсем банальные вещи - высокий уровнь поддержки фаундерами друг друга (оно и понятно - все в одной лодке с одинаковыми проблемами), таланте и особенности YC-фаундеров (в YC берут 2% подающих заявки) и т.д.

1. Я бы разделил всех фаундеров на американцев и неамериканцев - это выражено как в возрасте и опыте, так и в стадии компании. Если молодых американцев могут брать с амбициозной идеей и горящими глазами в 20+ лет, то для international founders нужны более существенные успехи: предыдущий экзит, хороший трекшн, впечатляющий опыт или невероятный продукт. И возраст 30+. Да, и любопытно, что процент female founders больше среди неамериканских стартапов.

2. Среди фаундеров невероятно много выпускников университетов Ivy League + Стэнфорд конечно. В итоге получается, что самый действенный способ попасть в YC для молодого фаундера - поступить в Стэнфорд. А перед подачей заявки - бросить его :)

3. Среди стартапов YC сообщества есть компании любой стадии, и мы ожидаемо получали самые полезные советы и инсайты от фаундеров, которые на один или полшага впереди нас. Я даже скажу больше: еще до попадания в батч нам помогали советом пара W21 фаундеров, и мы бы вряд ли прошли без их помощи. Но! На удивление, даже сверхуспешные фаундеры (например сделавшие экзиты лет 7 назад) не бронзовеют, умудряются оставаться в контексте и давать сверхточечные сверхточные советы.

4. Несмотря на экстраординарность YC фаундеров, среди них категорически мало популярных - с кучей подписчиков в соцсетях или кучей статей в блогах. Интуитивно я чувствовал такую корреляцию и раньше (чем больше таланта, тем меньше популярности), но так явно это увидел сейчас. Такую зависимость я наблюдаю и в других областях, в том числе среди инвесторов.

5. Любопытно, как работает внутренний форум: после написания поста, активный диалог почти никогда не ведется в комментариях. Их получаешь меньше, чем личных имейлов - очень обстоятельных. Это, очевидно, часть майндсета талантливого фаундера. И в каком-то смысле продолжение п.4

6. Научиться определять майндсет успешного фаундера - это то, над чем бьются гениальные умы социологии и статистики капиталистического мира. У меня есть только очень субъективное мнение, которое наверняка будет дополняться, но среди явных факторов - два типа мышления: либо нечеловечески сфокусированный на своих узких задачах фаундер, либо наоборот - невероятно опенмайндед чел с необычным опытом и широким кругозором.

7. Несмотря на то, что важнейшим аспектом YC является фандрейзинг, среди фаундеров на удивление мало разговоров про собственно фандрейзинг - только обсуждение конкретных хаков/приемов/вопросов по ходу сезона. Скажу даже больше: в любом другом стартап-сообществе разговоров про инвестиции в 10 раз больше! Мое субъективное суждение: YC сильно отсеивает фаундеров с авантюрным майндсетом “закроем раунд и заживем!”

8. Многие фаундеры сразу после попадания в батч становятся angel инвесторами. Это полезно им и как фаундерам: высокая насмотренность, знание инсайтов, рука на пульсе; и как инвесторам: более founder-friendly подход, умение говорить со стартапами на одном языке и доступ к внутряку YC конечно. Я ожидал, что инвесторами становятся чуть позже, после пары лет работы над стартапом. Но много примеров, когда начинают инвестировать даже в своих батчмейтов.

@kyrillic
Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток
7373
17 комментариев

Я не понимат что делает ваш продукт, это важно )

9
Ответить

Представьте что вы, например, турфирма и занимаетесь, например, организацией туров. И почти в каждом случае вам нужно получить с клиента некий набор одинаковых данных - ФИО, дату поездки. Возможно, оплату самого тура и желание оформить страховку.

Это все можно оформить в вашем офисе или же по телефону, но мы даем бизнесам инструмент для автоматизации таких процессов и сбора всех необходимых данных для оформления тура.

Ответить

Я тоже не понял что это на сервис/продукт.
Сайт на английском, зачем тогда размещаете здесь статью в русскоязычном пространстве и не поясняете что это такое.
Первая мысль была "косметика"....

5
Ответить

Да вроде ничего сложного. Если я правильно понял, это упрощенная ЦРМ-ка, ну типа Битрикса. Модное сейчас направление автоматизации бизнес-процессов. Небольшим компаниям как бы невыгодно заказывать установку сложных систем, вот им, с некоторой подгонкой под отрасль, такое решение. Не понял, СааС или клиент, не очень понял, в чем фичи. У всех МСП так или иначе автоматизирован клиент релэйшн, пусть даже в экселе... Но это неважно. Мода такая мода... На мой взгляд, стартап удачно попал в струю "общества спектакля", где многие фичи нужны как фичи, как таковые, а не ради какой-то прям особенной пользы. Ну вот какая польза от этих ваших соцсетей? Однако, вот вам прямая цитата: "О чем можно разговаривать с человеком, у которого нет акка в фейсбуке?" Безусловно, много о чем можно с ним разговаривать. Может быть даже, гораздо о большем, чем с клиническим фейсбучником. Но... так устроен современный мир. Психологически 95% людей - не предприниматели ни разу, а самые обычные бюргеры-потребители-обыватели (никакой негативной коннотации - на них мир держится). А работы по инструкции на всех не хватает, особенно в США, где доджитал-экономика уже властвует вовсю. Бюргеры честно начинают делать бизнес - поскольку больше им делать нечего, а самоутверждаться надо же... и им нужны инструкции для предпринимательства. Отсюда расцвет всяких тренингов, методологий и BPM систем. (Я, например, долго не мог понять, на хрена мне СВОТ-анализ, у меня и так всё это в голове, причем далеко не в двух бинарных измерениях... А он просто заменяет голову. Хорошо! Нарисовал квадратики - и можно не думать!)
И если в команде малого бизнеса отчего-то до сих пор нет айтишника - вот ему еще такой вот красивый и модный инструмент. Молодцы ребята! Развод американских лохов на бабки - наше всё! Тем более и того, и другого там завались.:))

Что же касается английского, то Вы уж извините, но в венчурном бизнесе, как и в программировании, это основной язык. Да и чо там непонятного то? Пиджин учится за месяц: Ту ду, ту би, ай эм спик инглиш, "ит воз зэ тэйбл йестэди"...
Бардзо просты езык!

4
Ответить

Помню ваше выступление на летнем митапе в Питере, вы огненные! Из перечисленных тем в опросе хотелось бы почитать про все :) Но больше всего про последнюю.

3
Ответить

Спасибо за статью)
Прочитал и написал имейл в YC с апдейтами нашими. А то до этого как то даже не хотелось после 2х пролётов ))

Успехов с вашим стартапом!

1
Ответить

Ребята пушечные!

Ответить