Agile и Scrum в HR

Мое первое погружение в мир Agile было в 2018 году. Это была легкая дегустация, без глубокого погружения в суть.

Вернулась я к нему уже в 2022 году. Начала изучать Scrum Guide, затем принципы и ценности Agile. Все это переросло в огромное потребление различного материала, связанного так или иначе с философией Agile. В какой-то момент я даже хотела перейти на позицию Scrum Master. Это тоже связано с работой с людьми, что мне нравится, но с другой стороны, более глубокой.

Я даже пошла учиться на Agile Coach и Scrum Master и 8 месяцев погружалась в новые для себя технологии, инструменты и подходы в работе с людьми. Было невероятно интересно, увлекательно и даже захватывающе.

Очень хотела перейти в сферу ИТ, но все мои попытки не увенчались успехом. Из раза в раз я получала отказ, и чаще всего звучали две основные причины отказа: у вас нет опыта работы в ИТ сфере, и у вас очень маленький опыт Agile Coach.

Мне не хватало аргументов в тот момент, чтобы объяснить, что инструменты Agile во многом пересекаются с передовыми методами и технологиями, которые используются в HR сфере уже многие десятилетия. А в HR я уже более 15 лет.

Тогда я решила забыть о поиске работы в ИТ сфере и начала постепенно внедрять шаг за шагом полученные знания и навыки на своем текущем месте работы.

Первое, что я сделала, это обозначила, какие роли есть в структуре моей компании.

Стейкхолдеры и Потребители

Стейкхолдерами в моем случае на первом месте находятся два собственника, на втором месте - руководители подразделений.

Стейкхолдеры первого уровня хотят максимальной вовлеченности, результативности, эффективности и самоотдачи от своих сотрудников, готовых отдавать им свое время, знания и навыки, которые стейкхолдеры преобразуют в доход.

С другой стороны, потребители - это все сотрудники компании, готовых приобретать все блага и условия, которые стейкхолдеры предлагают в качестве интересных проектов профессионального и карьерного развития, как в любой хорошей игре, собирая "алмазики" (доход) за выполненные задания.

В этом случае моя задача заключается в том, чтобы помочь найти баланс между двумя сторонами. И я начинаю выступать не просто как Scrum Master, но и, выполняю функции Product Owner, собирая и согласовывая запросы сотрудников и руководства для достижения наилучших выгодных результатов для обеих сторон. С другой стороны, я выступаю в роли Agile Coach, который запускает процессы трансформации на разных уровнях организации, и в слоях общения и взаимодействия.

Потому что я работаю с людьми, и моя команда тоже работает с людьми. В просторечии нас называют HR-специалистами, а кто-то по старинке еще называет нас кадровиками.

Agile-принципы в HR

Первый раз, когда я прочла 4 ключевые ценности Agile, меня в прямом смысле поразило. Четыре простых ценности, которые буквально идеально описывают всю суть работы с людьми и организацией в целом.

Возьму в качестве примера хотя бы эту:

"Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов."

Уже много лет я поддерживаю идею того, что HR должны разбираться не только в людях, но и в бизнес-процессах, а также уметь работать с цифрами. При этом вы можете написать самый идеальный бизнес-процесс на бумаге, но он окажется бесполезным в считанные минуты, если нет взаимопонимания и доверия между людьми, задействованными в этом идеально прописанном бизнес-процессе. Все начинается с людей, с их готовности и желания что-то менять и совершенствовать.

Особенно люблю в Манифесте Agile эти строки: "…не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева."

Как я это реализую? Допустим, мне нужно понять и выстроить работу на складе. Да, я могла бы написать красивую структуру процесса работы складского подразделения и потом пытаться «натянуть» ее на людей с помощью штрафов, чек-листов и регламентов. Но я иду от обратного. Я иду к людям, собираю информацию у них и прописываю процесс так, как он существует на самом деле. Затем с этой командой склада мы анализируем, что работает хорошо, а что можно упростить, чтобы работа приносила удовольствие, несмотря на все сложности, которые иногда возникают в рабочих процессах.

Agile и Scrum в HR

Мы вместе создаем прототип процесса, внедряем новые изменения, и начинаем регулярно встречаться, чтобы обсуждать и постепенно улучшать работу, минимизируя потери ресурсов, времени и сил.

Мой Agile может не идеальный и не представлен в привычном понимании, но я все больше убеждаюсь, что в Agile нет жестких рамок. Каждый адаптирует его под реалии своей компании, но главное – в центре внимания всегда люди и их взаимодействие.

Встречи и Ретроспективы

Взаимодействие выстраивается через регулярные встречи. Если говорить в рамках моего отдела, то я регулярно встречаюсь с руководителями других подразделений, чтобы согласоваться с ними по ключевым задачам на ближайшее время. Со своей командой мы ввели правило еженедельных подведений итогов. Каждая неделя - это спринт с главной задачей для всех. По пятницам, за 2 часа до завершения рабочего дня, мы закрываемся в своем кабинете, чтобы каждый мог подвести итоги своей недели: какие задачи удалось реализовать, которые были взяты как ответственность на текущую неделю. Затем совместно обсуждаем и берем ключевую цель на следующую неделю, и в рамках нее снова каждый берет на себя обязательства в рамках своего функционала, то, что он готов сделать.

Agile и Scrum в HR

А завершаем встречи мы лайт версией светофора “здоровье команды”. Каждый озвучивает, какая неделя была для него: зеленой, красной или желтой. Таким образом, я отслеживаю динамику настроения своей команды. Они не просто озвучивают цвет своего состояния, но и рассказывают, какие события привели к этому, и я уже подбираю инструменты, как с этим справиться вместе.

Такую практику я предложила своей коллеге из отдела маркетинга, и она внедрила ее у себя в отделе. Каждую неделю ребята подводят итоги, обсуждают, что мешало, а что помогало в работе, координируются по задачам и целям. А спустя пару месяцев они пришли и сказали спасибо, такой формат не просто им понравился, он помог предотвратить сложности в работе.

Заключение

Я собираю и делюсь своими наработками в области Agile и развития карьерных треков, которые адаптирую в своей работе каждый день.

Возможности применять философию Agile есть в любой сфере и отрасли. Все зависит от нас самих и нашей готовности быть агентами изменений, несмотря ни на что.

Я пока не работаю в ИТ сфере, но я набираюсь опыта применения философии Agile на текущем месте работы, с доступными мне ресурсами и возможностями.

1
Начать дискуссию