Консолидированный учет. Почему отсутствие или отдельное ведение управленческого учета — проблема для бизнеса

К сожалению, даже во времена огромного количества технологических решений и возможности для оптимизации бизнеса многие компании продолжают ограничиваться только бухгалтерским учетом, совершенно игнорируя управленческий. В большей степени это относится к небольшим предприятиям, которые рискуют такими и остаться без качественного управленческого учета и наглядных данных для принятия бизнес-решений.

Есть достаточно большая часть бизнесменов, которые считают, что данных бухгалтерского учета (обязательного по закону) достаточно для того, чтобы операционно управлять бизнесом. Но это не так. Между бухгалтерским и управленческим учетом много отличий: начиная от целей и пользователей информации, заканчивая методологией, периодичностью и даже единицами измерения.

В этой статье мы хотим рассказать о том, чем отличается бухгалтерский учет от управленческого, а также поделимся опытом, как и зачем консолидировать их в одну функциональную систему.

Разница между управленческим и бухгалтерским учетом

1. Пользователи информации

Обязательная бухгалтерская отчетность, в первую очередь, составляется для внешних пользователей: налоговой инспекции, инвесторов, аудиторов, органов статистики, кредиторов и других лиц, заинтересованные в получении финансового отчета компании.

Управленческий учет, наоборот, нужен для внутреннего использования. Менеджерам среднего и высшего звена. Они могут видеть, например, объемы ликвидных средств на счетах, статистику продаж или количество товара на складе. Эти данные помогают им вести операционную деятельность и принимать решения.

2. Цели

Основная цель бухгалтерского учета — документирование и систематизация данных о совершаемых в компании операциях и объектах бухгалтерского учета. Отчетность содержит данные об активах и обязательствах предприятия, а также финансовых результатах. Как уже было сказано выше, эта информация, в первую очередь, нужна для внешних пользователей.

Ключевая цель управленческого учета состоит в создании удобной и информативной системы измерения, сбора и анализа основных показателей работы компании. Грамотно выстроенный управленческий учет в компании показывает не абстрактные числовые данные, разнесенные по счетам, а конкретную удобно изложенную информацию, необходимую для пользователей (складские запасы, движение средств, учет трудовых ресурсов, инструменты планирования и т.д.)

3. Регулирование

Бухгалтерский учет — обязательная процедура, которая строго регламентируется законом, МСФО (Международными стандартами бухгалтерского учета) и НСБУ (Национальными стандартами бухгалтерского учета). Все бухгалтерские процессы строго регламентированы.

Управленческий учет выстраивается только на основе принятых внутри компании нормативов. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать принципы, механизмы и формы учета. Кроме того, в управленческом учете, в отличие от бухгалтерского, можно не использовать принцип двойной записи.

4. Методы измерения

Операции и сальдо счетов в бухгалтерии рассчитываются только в стоимостном выражении (в деньгах). Управленческий учет может быть не только стоимостным, но и количественным. При этом единицы измерения компания выбирает сама, в зависимости от особенностей товара.

Кроме того, в управленческом учете может быть решена проблема разделения товара по наименованиям и партиям. Пользователь наглядно видит, сколько товара было продано и по какой цене. Валовой стоимостной метод в бухгалтерии такой информации не дает. Есть только общая сумма продаж. Максимум - разнесенная по субсчетам.

5. Направленность и принцип использования

В бизнес-среде есть расхожее выражение: «Финансовое управление помогает реанимировать, а бухгалтерия только констатирует смерть». Его смысл в том, что бухгалтерский учет всегда направлен в прошлое, на систематизацию и расчет уже свершившихся операций.

В то время как управленческий учет, наоборот, направлен в будущее. Он дает пользователям информацию, которая необходима менеджерам во избежание проблем, простоев и дефицита в будущем.

Также, продолжая тему времени, стоит отметить, что бухгалтерия имеет четкие периоды и даты отчетности, а управленческий учет ведется оперативно, в зависимости от нужд компании. Данные могут быть представлены в разрезе любого временного периода, вплоть до часа.

Понятно, отличия есть, как теперь внедрить?

Вторая распространенная ошибка, связанная с использованием управленческого учета (кроме его отсутствия) — это внедрение его в отрыве от бухгалтерии. Есть очень много компаний, которые буквально ведут двойной учет. У них есть две конфигурации 1С для ведения бухгалтерского и управленческого учета, и каждое действие оператор должен дублировать и в одной, и в другой программе.

Естественно, это приводит к целому ряду проблем:

  • Механические ошибки. Человеческий фактор никто не отменял. А когда рутинных ручных действий вдвое больше, количество ошибок растет пропорционально.
  • Внесение данных только в одну конфигурацию. Продолжение предыдущего пункта. Когда данные по одной операции дважды вносятся в разные учетные системы, велик риск забыть об одной из них. В таком случае расхождения в учете будут существенными. А это дополнительное время на поиск и исправление проблемы.
  • Отличия в учете. Как уже было сказано выше, методы и принципы учета различны, а значит, данные по одной и той же операции могут считаться по-разному в бухгалтерии и управленческой отчетности. Типичный пример — продажи с НДС.

В итоге, почти нет вероятности, что в бухгалтерской и управленческой конфигурации 1С данные будут релевантны друг другу. Не говоря уже о том, что на инвентаризации план с фактом будет сходиться реже, чем никогда. При всех этих недостатках, операторы при таком рассинхроном учете должны еще и тратить в два раза больше времени на рутинную работу.

Выход из этой ситуации — настройка обмена данными между учетными системами. Какая-то из конфигураций должна быть главной. После введения данных об операции они автоматически передаются в другую систему учета. Так получится избавиться от двойного введения данных, ошибок, неточностей, а также освободить операторов от половины рутинных задач. При этом синхронизация данных должна быть проведена с учетом разницы в принципах учета.

Внедрение конфигурации управленческого учета и ее синхронизация с бухгалтерией — это не опция, а необходимость для современного бизнеса. Без информации о работе предприятия управлять бизнесом приходится буквально «вслепую». Естественно, такая компания уже в ближайшем будущем критично отстанет от конкурентов.

Хотите внедрить консолидированный учет в своей компании? Получите бесплатную персональную консультацию наших специалистов о том, как это сделать конкретно на вашем предприятии.

164164 открытия
Начать дискуссию