{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Визуальный язык саратовского транспорта. Глава 1. «Графические элементы»

Вступление

В 2021 участники коллектива «Сарметро» (Антон Пикляев и Николай Комиссаров) приступили к разработке руководств по использованию айдентики саратовского транспорта. Это работа была нацелена на решение задачи по внедрению единого стандарта в визуальное представление информации там, где такого стандарта не было, а также объединить некоторые существующие, но разрозненные стандарты. Подобный подход призван помочь пассажирам саратовского общественного транспорта просто и быстро ориентироваться в маршрутах и направлениях городского общественного транспорта.

В основной части руководства были изложены принципы оформления маршрутоуказателей, схем движения, сервисных сообщений, расписания и остановочных павильонов саратовского трамвая, троллейбуса, автобуса и городской электрички. В дальнейшем, по мере развития элементов городской инфраструктуры, в руководство будут добавлены разделы, посвящённые оформлению мобильных приложений и прочих элементов, которые планируются к внедрению на саратовском транспорте.

Все решения протестированы на соответствие стандартам по инклюзивности: UX/UI-дизайнер Николай Комиссаров проверил цвета на доступность для людей с дальтонизмом, с точки зрения контраста шрифты и на соответствие уровню AAA (Accessible colors) стандарта Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.2.

Основные принципы

Основные принципы, которые были взяты за основу при разработке айдентики саратовского транспорта:

1. Историческая преемственность
При разработке схем, маршрутоуказателей и иных элементов транспортной навигации я руководствовался принципом исторической преемственности: изучал историю транспортной навигации, сохранял те элементы, которые применимы и по сей день, добавлял к ним элементы, которых исторически в Саратове не было, и визуально объединял всё под единым зонтиком.
2. Инклюзивность
Все разработанные элементы транспортной навигации отвечают стандартам по инклюзивности: они удобны для людей с дальтонизмом, другими нарушениями восприятия зрительной информации, доступны для чтения в условиях низкой освещённости, при неблагоприятных погодных условиях и т.д.
3. Отсечение лишнего
Каждый элемент транспортной навигации обязательно должен нести в себе функциональность: при использовании визуального языка саратовского транспорта не должно использоваться ни одного элемента, без которого можно бы было обойтись. Язык коммуникаций должен быть максимально человечным, с минимальным количеством канцелярита, а также элементов письменной речи (таких, как сложные деепричастные обороты, страдательный залог, безличные предложения и т.д.) Тем самым концентрация смысла на единицу информации получается максимальной, а дизайн и тон обращения – максимально простым, дружелюбным и понятным для пассажира.
4. Цветовое кодирование
Каждому виду транспорта присвоен свой цвет, что помогает пассажирам ориентироваться в схемах и остальных элементах транспортной навигации. В то же время на мономодальных схемах трамвайных, троллейбусных маршрутов и городской электрички для упрощения поиска маршрута применяется цветовое кодирование для каждого маршрута.
5. Смешение географического и схематического принципов
При разработке схем линий метрополитена, географический принцип часто отодвигается на второй план: сохраняется основная ориентация схемы на север, однако пропорции и кривизна линий пассажирам не важна. В то же время когда пассажир использует наземный транспорт, при принятии решений о выходе или пересадке для него может быть важен изгиб линий, пересечение с другой линией или другие особенности маршрутной сети. В то же время при большом количестве линий и маршрутов, географически точная схема маршрутов будет плохо читаться из-за скопления маршрутов в центре и малой плотности на окраинах. Я взял за основу баланс между этими принципами: на схемах саратовского транспорта чётко прослеживается география города, но пропорции слегка искажены чтобы снизить плотность маршрутов в центре города и сделать схемы более удобными.

Цвет

Каждому виду транспорта мы присвоили цветовое значение, которое используем в навигационных элементах, на схемах, маршрутоуказателях, в приложениях и в прочих материалах, за исключением маршрутоуказателей и схем трамвая и троллейбуса, где каждому маршруту присвоено собственное цветовое значение, а цвет вида транспорта присутствует только во вспомогательных элементах.

Базовым цветом для текстов на схемах является тёмно-серый (K90), для отдельных текстов применяется серый и светло-серые оттенки. Не мультимодальных схемах транспорта используется также несколько специальных цветов для обозначения парковых зон, воды, пляжей.

Иконки, значки, пиктограммы

Для саратовского транспорта мы разработали или подобрали значки и иконки, обозначающие различные виды транспорта, информационные сообщения, направления движения и иные графические элементы.
По видам транспорта выделяются: авиационный транспорт (обозначение аэропорта, экспресса в аэропорт), железнодорожного транспорта, трамвая, троллейбуса и автобуса (понятие «автобус» включает в себя подвижной состав малой, средней и большой вместимости).
Трамвайные маршруты на маршрутоуказателях и схемах должны быть обозначены в круге цвета «Саратовский трамвай». Троллейбусные маршруты – в квадратах или прямоугольниках (маршрут № 109) цвета «Саратовский троллейбус». Автобусные маршруты – в прямоугольнике цвета «Саратовский автобус». Линии городской электрички обозначаются в квадратных скобках со скруглёнными углами соответствующего цвета.

Шрифт

Основным шрифтом для всех элементов навигации является Refrigerator Deluxe. Для элементов навигации саратовского транспорта используется 3 начертания шрифта: Regular, Bold и ExtraBold.
Минимальный размер кегля, установленный для любых не технических тестов, является 8pt. Основным размером элементов на схемах – 12 и 15pt. В элементах используются только прописные буквы. Исключение составляют только буквенные модификации номеров маршрута саратовского троллейбуса.
Для модификации номеров автобусных маршрутов используются также прописные буквы начертания «верхний индекс».

Для трамвайных маршрутов разработаны специальные цифры, которые отсылают к историческим маршрутоуказателям саратовского трамвая.
Шрифт объединяет в себе черты указателей первых трамваев в 1910-х годах, а также ранней и поздней советской традиций.

По мере работ над стилистикой номеров трамвайных маршрутов, я прошёл несколько итераций. В работе мне помогали коллеги-дизайнеры из разных городов, с разной степенью знакомства с историческим контекстом.

Мы остановились на варианте 3, который одновременно сочетает в себе исторические черты (например, характерный изгиб горизонтальной линии у номера 7) и является самым проработанным и целостным.

В следующей главе расскажем о схеме трамвайных маршрутов Саратова и опишу правила использования графических элементов на ней элементов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда