75 видов штампов – как их исключить и сделать текст информативнее

Если какое-то выражение употребляют слишком часто, оно теряет эмоциональную окраску и становится штампом.

Клише – шаблонное выражение, избитая мысль.

Как избавиться от штампов

Сокращаем штампы и канцеляризмы до одного слова

  1. В общих чертах – в общем,
  2. Имеют под собой основания – обоснованы,
  3. В настоящий момент – сейчас

  4. Провести установку – установить

  5. Обладает экономичностью – экономит

  6. Осуществляем выдачу/доставку – выдаем/доставляем

  7. Таким образом – так

  8. Провести улучшения – улучшить

  9. Было принято решение – (мы) решили

  10. По устоявшейся традиции – традиционно, обычно

  11. Имеет место – есть, существует

  12. Оказывает воздействие/влияние – действует, влияет

Такие замены не только сделают текст более ясным по смыслу, но и визуально “разгрузят” его.

В отдельных случаях распространенный штамп из нескольких слов заменить одним не получится. Например, «ведущий игрок на рынке». В этом случае лучше привести факт, доказывающий позицию компании относительно конкурентов.

Убираем субъективное, добавляем правду, вычищаем самовосхваление и заменяем его на факты.

Ниже приведены примеры штампов и рекомендации, на что их заменить, чтобы сделать текст более информативным

13. Индивидуальный подход к каждому клиенту

При описании товара/оказании услуги указываем:

  • бюджет,
  • дальность перевозки,
  • желаемые сроки доставки и др.

(то есть указываем критерии, которые могут изменяться)

14. Широкий спектр услуг/ассортимент

Перечислить конкретные услуги/товары (все или основные)

  • В нашем каталоге вы можете найти N позиций от L производителей
  • В наличии размеры от A до B
  • Мы реализуем N видов (название продукта): перечислить

15. Гибкая система скидок/ценовая политика

  • Скидки __%, при заказе от ___ руб., цены от ___ до ____ руб.

16. Динамично развивающаяся компания

  • Оборот нашей компании вырос по сравнению с предыдущим годом на N
  • Компания существует с …. года, ….. лет занимается продажей/ производством/ изготовлением...

17. Лидирующие позиции на рынке/ведущий производитель/лидер рынка

Описать заслуги, 10 лет стажа, победитель конкурса, 3 место в рейтинге и т.д.

18. Богатый опыт/опытные сотрудники

  • Все наши сотрудники имеют сертификаты/дипломы/прошли обучение в рамках…
  • Средний стаж работы – ___ лет, компания работает ___ лет

19. Высококачественное обслуживание/сервис высокого качества/первоклассный сервис/европейский уровень обслуживания

Перечислить услуги, обеспечивающие дополнительную выгоду покупателю (доставка, упаковка, индивидуальный дизайн, замеры, установка, возврат товара и т.п.)

  • Помимо стандартного набора услуг, вы получаете бонусы: ___

20. Комплексный подход/комплекс услуг/мер

Перечислить основное, что входит в перечень

21. Кратчайшие сроки

  • Срок изготовления (доставки) – (от) ___ дней

22. Лучшие условия сотрудничества

Слово “лучший” в данном контексте лучше вообще не употреблять, это запрет ФАС. Обосновать, в чем выгода

23. Взаимовыгодное сотрудничество

“Вода”, лучше не использовать, акцентировать на выгодах для клиента:

  • Работая с нами (Делая заказ у нас, Обращаясь к нам и т.п.), вы получаете:
  • Мы предлагаем клиентам:
  • В услугу входит:
  • В стоимость заказа (товара) включено:

24. Команда профессионалов/лучшие специалисты

  • Все наши сотрудники имеют сертификаты/дипломы/прошли обучение в рамках…
  • Специалисты с опытом работы X лет и т.п.
  • Сотрудники участвуют в отраслевых конференциях, имеют ученую степень - указать, большой стаж работы - указать цифры.

25. Гарантированный результат

Клише, которое к тому же может неоправданно завысить ожидания клиента, лучше не использовать или указать конкретные гарантии и чем они подтверждаются

«Гарантируем возврат товара в течение X дней, если...»

«Гарантируем возврат денег в течение X дней, если...»

26. Гарантия высокого качества

  • Гарантия от производителя ___ лет, качество подтверждено сертификатами соответствия ____

27. Значительные результаты/максимальный эффект

На … % быстрее/выше/сильнее (если есть данные)

28. Квалифицированная помощь

Лучше не использовать, т.к. неквалифицированную помощь и так никто не стремится оказывать/получать

29. Сотрудники с радостью проконсультируют

Клиенты понимают, что ответы на вопросы — обычная рабочая обязанность. Лучше использовать что-то более нейтральное: “сотрудники подберут товар под ваши задачи, помогут рассчитать стоимость партии, оформят доставку, запишут на прием и т.п. (конкретные действия)”

30. Лучшее соотношение цены и качества

Слово “лучший” в данном контексте под запретом у ФАС, желательно привести цены и перечислить, что за эту сумму получит клиент

31. Разные ценовые категории

  • Диапазон цен от … до ...

32. Выгодные/демократичные/оптимальные условия (цены)

  • Цены от …. руб

33. Цены приятно удивят

  • Цены от ___ до ____

34. Официальный поставщик

  • Сотрудничаем с производителем ______ (назвать компанию)

35. Самый взыскательный вкус

Перечислить, сколько есть моделей продукта, если есть для разных сегментов - указать это

36. Очень популярны и востребованы/одна из наиболее востребованных

Клише без смысловой нагрузки, т.к. бездоказательно. Лучше не использовать

37. Ограничивается только вашей фантазией

  • Представлено ___ моделей/оттенков и т.п.

38. Задать интересующие вопросы

  • Уточнить сроки изготовления, наличие товара, заказать доставку, заказать точный расчет стоимости (перечислить конкретные действия и вопросы)

39. Оптимальный выбор

  • ___ моделей/видов/цветов и т.п.

40. Разнообразие {цветовых решений}

Назвать количество, представленное в каталоге, можно в формате “более 20”, чтобы не теряло актуальность

41. Напрямую от производителя

Стоимость товара установлена производителем X и не включает в себя никаких наценок

42. Принять соответствующие меры

Перечислить, какие именно

43. На сегодняшний день

В N году

44. По телефону, указанному на сайте

Заменить на конкретный номер телефона (за исключением случаев, когда на сайте установлен коллтрекинг)

45. Мы используем современные/передовые технологии

Если текст для предприятия, можно указать, каких производителей есть станки, в других случаях - назвать технологии (3D окрашивание, ручное нанесение, лазерная гравировка и т.п.)

46. Исходя из личных предпочтений

Перечислить, какие есть варианты, посетитель сайта и так выберет из личных предпочтений

47. На любой вкус и кошелек

  • От … до … руб.

48. С учетом всех пожеланий клиента

Если выполняются индивидуальные заказы, стоит указать, какие параметры может предоставить клиент (цвет, размер, отделка и т.п.)

49. В соответствующем разделе на нашем сайте

Дать ссылку на этот раздел

50. Никого не оставляют равнодушным

Штамп без смысловой нагрузки, лучше вовсе отказаться от использования или показать отзывы

51. Получить исчерпывающую информацию

Перечислить, по каким вопросам можно обратиться

52. Длительный срок эксплуатации

  • __ мес. (лет)

53. Нас рекомендуют своим знакомым

Если есть серьезные награды, рейтинги и т.д. - привести их, если нет - ничего не указывать. Знакомые неизвестных покупателю людей - не аргумент

54. Уникальная возможность

Добавить конкретики: скидка до такого-то числа, акция такая-то, можно купить только в нашем магазине (если это правда) и т.п.

55. Нацеленность на результат

Клише без смысловой нагрузки, лучше опустить

56. Выполним работы любой сложности

Перечислить работы, опыт выполнения которых уже есть

57. Отвечаем мировым стандартам качества

Указать стандарты и сертификаты (например, отвечает ISO XXX-XX, ГОСТ....)

58. Скидки постоянным клиентам

Скидки на каждый N-й заказ / накопительная скидка от суммы покупок/...

59. Слова “вопрос” и “ряд”

Убираем, так как они не несут никакой смысловой нагрузки.

Пример:

Особое е значение имеют вопросы питания в первые 5-7 дней. → Особое значение имеет питание в первые 5-7 дней.

60. Слово "является" (в определенном контексте)

Вместо этого используем тире «-» или переформулируем.

Примеры:

  • Критичным является использование для этой цели медикаментов. → Для этой цели критично использовать медикаменты.
  • Иван Смирнов является автором курса «Настройка аналитики для начинающих» → Иван Смирнов — автор курса «Настройка аналитики для начинающих».

Избегайте затертых эпитетов

Некоторые устойчивые сочетания из-за частого повторения воспринимаются просто как фигура речи, даже если правдивы по смыслу. Их употребления в продающих текстах тоже стоит избегать:

61. Достойная альтернатива

62. Взыскательный вкус

63. Премиальный (сегмент, продукт и т.д.) – это в принципе ошибка, т.к. “премиальный” = “выданный в качестве премии”

64. Конкретные задачи

65. Индивидуальный случай

66. Оперативная доставка

67. Смелые решения

68. Инновационный продукт/материал

69. Достойная зарплата

70. Богатый опыт

71. Комплексный подход

72. Максимальный эффект

73. Люксовый бренд

74. Новейшая разработка

75. Широкий ряд

Если ваш текст перенасыщен подобными фразами, покупатель будет читать его невнимательно и может пропустить действительно ценную информацию.

Вывод

Факты, а не болтовня!

Каждая фраза должна быть построена на фактах, доказательствах или цифрах. Общие слова никак не воспринимаются или, еще хуже, отталкивают, потому что вы берете на себя смелость принимать решение за пользователя.

Пример без конкретики:

«На протяжении многих лет компания N выпускает различные серии холодильников. Ежегодно мы разрабатываем большое количество новых коллекций, которые подходят разным категориям покупателей. За годы работы наша компания сумела найти партнеров во всех уголках России и СНГ, регулярно открывает новые филиалы и занимает лидирующие позиции в отрасли».

Пример с конкретикой:

«Компания N была основана в 2016 году. По состоянию на 2021 год мы добились следующих показателей:

  • 17 серий холодильников за 5 лет работы;
  • от 3 до 5 серий холодильников ежегодно разрабатывается и запускается в производство;
  • три ценовых сегмента: «Бюджет» (до 15000 рублей за единицу), «Популярный» (до 38000 рублей за единицу), «Дорогой» (от 40000 до 270 000 рублей за единицу);
  • каждый год открываем от двух до шести новых филиалов компании, общее число торговых партнеров в России и СНГ превысило отметку 100».

Дополните в комментариях, какие виды штампы и клише вас раздражают, и как вы их заменяете.

Подпишитесь на VC, чтобы не пропустить кейс, как увеличить производительность отдела, сократив при этом затраты в 2 раза

В telegram-канале полезные посты для тех, кто хочет запустить настоящие фабрики контента

20
11 комментариев

Я правильно понял: вы прочитали "Пиши, сокращай" и сделали из этого статью?

3
Ответить

Увы, неправильно. Если честно, книгу "Пиши, сокращай" я бы саму сократила, там очень много воды.
А в статье собрала примеры из реальных текстов копирайтеров, с которыми уже много лет работаю. Так сказать, накипело)

1
Ответить

судя по вашему комментарию... из книги "пиши, сокращай" вы прочитали только название

Ответить

Некоторые клише настолько надоели, а их все используют и используют😀

1
Ответить

иногда на автомате уже )

1
Ответить

Используют, потому что они уже записаны на подкорке, но по факту эти фразы "пустые", ни о чем не говорят. Так что их единственная функция - добавить количество знаков в текст

1
Ответить

Ольга, а почему бы не использовать клише, если они работают и делают свое дело?!

Ответить