Что такое Business Capability

Business Capability — это способность компании выполнять какую-либо функцию. Для разных бизнесов обычно нужен разный набор способностей — то, что должен уметь делать банк не всегда нужно продуктовому магазину. Но бывает что какие-то умения нужны почти каждому бизнесу, например — Маркетинг.

Хотя одна и та же бизнес-способность может требоваться в разных бизнесах, но необходимый уровень её развития может сильно отличаться в зависимости от отрасли, бизнес-модели, категории клиентов или даже местоположения компании. Степень необходимой развитости тех или иных способностей может наглядно отображать саму суть бизнеса. А сравнение текущей развитости с целевой — показать зоны роста и максимальных рисков в определенной компании.

Карта бизнес-способностей (business-capability map) — это схема с набором business-capability, которая максимально наглядно и полно отображает те умения, которые нужны бизнесу, чтобы эффективно функционировать. Business-capability верхнего уровня на карте могут состоять из более гранулярных business-capability, степень вложенности может быть теоретически любая, но на практике используется максимум 3–4 уровня.

<p>Пример карты бизнес-способностей</p> Источник: https://www.hosiaisluoma.fi/blog/archimate-examples/

Пример карты бизнес-способностей

Источник: https://www.hosiaisluoma.fi/blog/archimate-examples/

Лучшие практики моделирования Business Capability

  • Не перекрывают друг друга. Хорошо проработанные способности не пересекаются, они взаимоисключающие. Хорошим тестом является проверка можете ли вы назначать возможности вложенного уровня без двусмысленности.
  • Говорят “Что”, а не “Как”. Возможности описывают то, что компания делает прямо сейчас и что она должна делать для решения текущих и будущих задач.
  • Стабильность во времени. Правильно определенные возможности компании довольно стабильны во времени, сохраняясь при любых организационных изменениях. Только крупные обновления бизнес-модели могут повлиять на них.
  • Сквозные для организации. Абстрагируйтесь от организационной структуры. Возможности должны оставаться неизменными и быть независимыми от текущей структуры организации.
  • От 7 до 10 возможностей верхнего уровня. Возможности самого высокого уровня должны представлять собой полное описание вашей компании. Цель — чтобы ваши категории отражали ключевые аспекты того, чем на самом деле занимается компания.
  • Лучше шире, чем глубже. Не слишком углубляйтесь в детали. Продемонстрируйте широту деловых возможностей вашей организации, опустившись не более чем на три уровня вниз. Этого будет достаточно, чтобы представить ИТ-ландшафт вашего предприятия.
  • Приняты всеми заинтересованными сторонами. Цель карты функциональных возможностей заключается в том, чтобы она стала общей основой для обсуждения и планирования. Используйте любую возможность, чтобы привязать процессы вашей организации к модели.
  • Связывают стратегию и исполнение. Привлекайте тех, кто определяет стратегию при создании карты. Рассматривайте стратегию как набор исходных данных при определении ваших функциональных возможностей на самом высоком уровне.

Отраслевые стандарты

Ресурсы

22
Начать дискуссию