Почему так обескураживает отсутствие обратной связи от работодателей? Может быть, дело в эффекте Зейгарник?
В психологии известен эффект Зейгарник. Это психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые
В моей табличке с регистрацией контактов с работодателями уже 184 записи с июля этого года.
Чудесная американская компания после месяца молчания не выдержала моих запросов на обратную связь и сообщила, что будет продвигаться с другим кандидатом.
Перспективный государственный проект, связанный с инновациями, тоже уплыл в направлении другого кандидата. Месяц работодатель молчал, но все же сдался под напором моих вопросов об обратной связи и вежливо отписался.
Я решила посчитать, кто из потенциальных работодателей давал обратную связь (любую) и кто это сделал без напоминаний (это тоже важно).
Что у меня получилось:
Всего 35 контакта (звонки-обсуждение вакансии, зум/Teams интервью, личная встреча в офисе)
Из них:
· 20 компаний дали свою обратную связь. 14 работодателей сделали это без напоминания, 6 компаний- после нескольких напоминаний (минимум два раза)
· 15 компаний ничего не написали/не позвонили после контакта.
Статистика кажется вполне нормальной. Чуть меньше половины компаний все же обратную связь предоставили. Но почему-то запоминаешь именно тех, кто не дает обратную связь, или ждет, пока ты раза два о себе напомнишь.
Почему мы часто акцентируем внимание на тех компаниях, которые молчат?
Думаю, это связано с тем, что кандидат вкладывается в интервью: читает информацию о компании, структурирует свой опыт, компетенции для обсуждения позиции.
Проходит интервью, стороны договариваются об обратной связи, следующих шагах. И потом – молчание со стороны компании.
Почему кандидатов так напрягает отсутствие обратной связи от компании?
В психологии известен эффект Зейгарник. Эффект получил название по фамилии основательницы советской патопсихологии Блюмы Вольфовны Зейгарник, которая описала его в своей дипломной работе аж в 1927 году. Это психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
Кандидат начал процесс коммуникации с компанией, у него есть понимание, как процесс должен завершиться, но процесс прерывается. Причем прерывает его другая сторона.
Кандидат это видит так: он вложился в встречу, получил обещание услышать какой-то ответ от другой стороны, но этого не произошло. Часто кандидат и компания понимают на первой встрече, что они друг другу не подходят. Но не всегда это очевидно и компании, и кандидату.
Компании могут набирать большой пул кандидатов и принимать решение не сразу, оценивая всех кандидатов.
Почему молчит работодатель
Компания классифицирует кандидатов как потенциально интересных и тех, кто пойдет в папку «отказ».
Где прерывается процесс коммуникации с кандидатом и почему?
· Не отстроенные процессы рекрутмента могут отразиться на коммуникации. Рекрутер концентрируется на потенциально перспективных кандидатов, а про остальных просто забывает.
· Процесс рекрутмента длинный. Рекрутер/нанимающий менеджер не ведет трекинг, кому и когда нужно дать обратную связь или просто поддержать контакт.
· Компания может возвращаться к первичному пулу кандидатов, так как из short листа никто не «выстрелил». Поддерживать коммуникацию рекрутер не успевает.
· Компания не тратит ресурсы рекрутеров на обратную связь кандидатов, которые «не подошли». Если кандидату не позвонили в течение недели-две, значит должен сам догадаться, что не прошел первый тур.
Обратная связь и бренд работодателя
Много лет назад читала интервью одного из топ-менеджеров Google, в котором он рассказывал, что компания уделяет много внимания работе с кандидатами. Если этот конкретный кандидат не подошел на конкретную вакансию, это значит, что в будущем он может оказаться самым перспективным кандидатом на другую позицию.
Менеджер Google также рассказывал о формировании бренда работодателя. Довольный общением с компанией кандидат делится с своими друзьями и коллегами позитивным впечатлением, а иногда и восхищением. Его друзья и коллеги являются потенциальными сотрудниками компании. Среди них может оказаться талантливый менеджер или инженер, который будет нужен Google в будущем. И он придет в Google, так как позитивный образ технологического гиганта у него уже сформировался.
Тема интересная. В ней хочется разобраться. Поспрашиваю своих потенциальных работодателей, почему они не дают обратную связь.
История про молчание компании
Сейчас у меня есть кейс. Моя экс-коллега прислала неделю назад короткое сообщение, что одна известная школа инноваций ищет менеджера в свой центр цифровой индустрии. Она скинула мое CV с моего разрешения автору поста в ватсапе, а тот перекинул резюме в эту школу.
В тот же день мне пишет директор по персоналу этой школы с копией начальнику отдела подбора персонала, что вот такая-то тема, очень нужно мое резюме на английском для встречи с иностранным лидером направления цифровой индустрии. Я резюме отправила.
А дальше-молчание. Прошло два дня – тишина. Я позвонила милой даме, которая инициировала контакт, и поинтересовалась судьбой моего резюме. Она радостно сказала, что сегодня вот с этим лидером встречается, отзвонится.
Снова молчание. Через пару дней я ей снова набрала. Не дозвонилась и написала в ватсап.
Тишина не прервалась.
Я, как кандидат, думаю, что большой потребности в кандидатах у этой школы нет. Возможно, был какой-то всплеск, лидер спросил о статусе подбора, HR напрягся, сделал рассылку по знакомым. Лидер на следующий день забыл, и все утихло. Компания не выстраивает отношений с кандидатами и не фокусирует свое внимание на бренде работодателя.
Если кто-то из коллег спросит меня об этой школе, отвечу, что компания немного странная.