Аудит Минобразования США выявил серьезные проблемы в расходовании бюджетных средств на частные школы

Американская WP публикует расследование в отношении федеральной программы финансирования частных школ, а именно чартерных школ. Аудит программы выявил серьезные нарушения получателей бюджетных средств, среди которых штаты, коммерческие структуры и НКО. Получатели бюджетных средств не выполнили свои обязательства на более чем 50%, а средства потратили почти на 70%. Полученные средства исчисляются миллионами долларов. Директор правозащитной организации задается вопросом, почему с 2006 года Минобразование платит не менее $12 млн в год частной компании за управление программой. С 2006 по 2014 года на открытие новых чартерных школ было выделено $4,1 млрд денег налогоплательщиков, из них $1,17 млрд было потрачено нецелевым образом, а 1 777 частных школ так и не открылись. Дотошный анализ правозащитника демонстрирует незамысловатую систему получения многомиллионных грантов на частные школы по всей стране и отсутствие контроля за целевым использованием средств.

Главная инспекция Министерства образования США выпустила отчет по результатам аудита программы чартерных школ*. Аудит выявил шокирующие находки в части использования выделенных миллионов долларов из бюджета. Среди прочего аудит показал, что штаты и коммерческие организации не открыли того количества школ, которое должно быть открыто и под которое были выделены средства бюджета.

* Под чартерными школами подразумеваются независмые школы, работающие на контрактной основе, возникшие на базе общественных и получившие лицензию («хартию») на право оказания образовательных услуг и самостоятельного распоряжения ресурсами, а взамен – гарантирующие более высокое качество обучения и большую гибкость в организации в обмен на большую подотчетность за персонал, бюджет и учебные программы.

Сложно утверждать, что чартерные школы являются государственными или частными, так как в США термин «государственная школа» двусмыслен. Если опираться на то, что школа считается государственной, когда она доступна для поступления, то чартерные школы тоже будут считаться муниципальными. Под эту трактовку также попадают и частные и религиозные школы, поскольку они финансируются государством.

Находки аудита не удивительны, так как расследование, которое проводила несколько лет назад общественная организация Сеть общественного обучения (Network for Public Education), выявило те же проблемы.

Чартерные школы финансируются государством, а управляются коммерческой компанией. Федеральная программа чартерных школ (CSP) была открыта в 1994 году. Ее целью было улучшение качества образования в альтернативных школах. Программа встретила поддержку и демократов, и республиканцев, однако многие демократы позже отозвали свои голоса вследствие негативных финансовых последствий для школ округов и скандалов вокруг чартерных школ. Администрация президента Байдена внесла изменения в программу, чтобы снизить уровень мошенничества в части нецелевого использования средств бюджета и увеличить прозрачность работы этих школ.

Анализ аудиторского заключения был проведен Carol Burris, исполнительным директором Network for Public Education. Carol наблюдает за чартерными школами много лет и следит за отчетностью, выпускаемой этими школами. Общественная организация Network for Public Education - это движение за улучшение американской государственной системы образования, которое рассматривает чартерные школы как попытку приватизации системы образования.

Что выяснила Carol Burris

Отчет главного инспектора называется «“The Effectiveness of Charter School Programs in Increasing the Number of Charter Schools”. Он включает в себя обязательства чартерных школ об увеличении количества таких учебных заведений. Для этих целей чартерные школы получают немало финансирования из бюджета.

Главный инспектор является независимым регулятором при Министерстве образования. Согласно аудиторскому отчету только 51% чартерных школ, получивших финансирование в период с 2013 по 2016 года для открытия новых школ, действительно открыли новые школы или расширили действующие учебные заведения.

За что WestEd получат миллионы долларов от Министерств образования?

Также был выявлено, что школы небрежно вели финансовую документацию, осуществляли слабый контроль расходуемых средств. В целом это характерно для всей программы чартерных школ. С 2006 года Министерство образования выплачивает миллионы долларов частной компании WestEd за ведение отчетности по программе чартерных школ (CSP). Текущий контракт с WestEd превышает сумму в $12 млн. Общая сумма всех контрактов частной компании с Министерством образования составляет больше $27,6 млн. Аудиторы главного инспектора не смогли найти подтверждающих документов для значительного количества грантов, которые были получены в рамках программы CSP. Несмотря на попытки администрации президента Байдена навести порядок в программе чартерных школ, предстоит еще много чего сделать.

Что за аудиторский отчет главного инспектора?

Аудиторский отчет преследует три цели. Во-первых, описать как Управление начальной и средней школы Минобразования контролирует и проверяет количество открытых чартерных школ, на которые были выделены бюджетные средства. Во-вторых, выяснить, действительно ли получатели бюджетного финансирования открыли то количество школ, на которое они получили миллионы долларов. В-третьих, сколько чартерных школ еще открыто спустя два года после окончания финансирования программы CSP.

Офис главного инспектора проштудировал отчетные документы по выданным грантам на школы с 2013 по 2016 года. За этот период Минобразование выдало 103 гранта отдельным штатам, частным организациям и НКО. 94 гранта были тщательно проанализированы. Данный период времени был выбран неслучайно: в этот период Минобразование выделило максимальное количество грантов на чартерные школы.

Некорректная и неполная отчетность чартерных школ

Аудиторы выявили, что WestEd контролировал расходование бюджетных средств до момента окончания гранта, после этого никакой аналитики не проводилось. Более того, Минобразование не имело информации, оставались ли чартерные школы открытыми после того, как бюджетное финансирование заканчивалось. Такой подход не позволяет ответить на вопрос, действительно ли деньги были потрачены на улучшение качества образования чартерных школ.

Аудиторы не смогли выяснить, что значит «улучшение качества образования», так как «сотрудники программы CSP не могут его определить, ведь в каждом штате свои стандарты образования».

«Также определение того, что значит улучшение качества образования чартерных школ, входит в зону ответственности уполномоченных по чартерным школам». Сотрудники программы CSP также сообщили, что они не отвечают за то, что происходит с чартерной школой по окончании программы финансирования.

Даже если бы сотрудники CSP хотели бы провести аудит целевого использования средств, они бы не смогли это сделать, так как отсутствует достоверная база данных для принятия решения, продолжать ли выплату многомиллионного гранта чартерной школе.

Из отчета аудиторов: «Хотя администрация программы CSP создала процедуру контроля чартерных школ, эта процедура действовала только в период получения и расходования гранта. Процедура не позволяла получать точные данные об использовании бюджетных средств в отчетах грантополучателей о финансовой деятельности, годовом отчете и других отчетных документах. В результате администраторам программы было невозможно сделать вывод об эффективности использования гранта или эффективности самой программы CSP».

Администрация CSP не смогла предоставить аудиторам 13% требуемых финансовых отчетов грантополучателей и 43% требуемых финансовых данных. Было замечено, что чартерные школы указывали разные данные о новых школах в разных отчетных документах.

Отчет Still Asleep at the Wheel, оценивающий эффективность расходования бюджетных средств чартерными школами за 2020 год, показал, что отчетные документы от WestEd и опубликованные Betsy De Vos, министром образования США, содержали многочисленные ошибки.

Главный инспектор обнаружил еще большие неточности в отчетности. Более половины школ, которые грантополучатели должны были открыть или расширить существующие на полученные бюджетные средства, не открылись и не получили расширения.

Получатели бюджетных средств программы CSP не выполнили свои обязательства

94 получателя грантов, среди которых – государственные службы штатов, частные организации и НКО - должны были открыть или расширить 17 570 чартерных школ по стране. Однако, этого не произошло.

В июле 2021 года почти 75% полученных бюджетных средств были израсходованы, но только 51% школ было открыто.

У Carol Burris возник вопрос: а на что потратили бюджетные средства?

Где деньги, Зин?

Департамент образования штата Флорида, заполняя заявку на грант в 2016 году, пообещал реализовать «амбициозный план создания высокоэффективной системы образования для отстающих студентов и студентов с особенными потребностями». Грант обещали использовать для «создания 200 новых чартерных школ в следующие пять лет».

Штат Флорида получил $70,7 млн на свой амбициозный план. В июле 2021 года штат открыл 66 школы - это всего лишь 33%, но потратил более 51% полученных средств.

Штат Колорадо пообещал в 2015 году открыть 72 чартерные школы и получил на это $24,2 млн. Открыть удалось только 33% школ, расширить 3 имеющиеся школы, а потратили 87,5% выделенных бюджетных средств.

Штат Теннеси планировал открыть 114 чартерных школ. Открыли 16 школ, а потратили 63% средств.

Эти штаты не являются исключением. Это закономерность.

Частным компаниям также не удалось выполнить свои обязательства. Частная сеть школ KIPP планировала открыть 65 школ на полученные $48 750 000. Удалось открыть только 34 школы.

Тренд оказался верен и для НКО. Innovation Development Corporation получила $405 730 в рамках программы CSP для открытия чартерной школы The Delaware Met. Школа открылась на несколько месяцев и закрылась. Innovation Development Corporation получила и потратила $72 000 на школу DE Stem. Эта школа была закрыта, не открывшись. На открытие Willow Public School, чартерной школы в Вашингтоне, было получено и потрачено $602 875. Школа открылась, столкнулась с проблемами, сменила название и закрылась.

Почему чартерные школы в США не открываются?

Администрация программы CSP и Национальный альянс чартерных школ винит в неудачах органы Минобразования, которые не выдают лицензии этим школам, и власти штатов. Каждый штат, получивший финансирование из этой программы, имеет специальный орган управления, который имеет право отменить невыполнение заявки на открытие школы. Штаты также осведомлены о всех ограничениях.

Например, в 2018 году штат Нью-Йорк получил финансирование в размере $78,8 млн на открытие чартерных школ. Администрация программы CSP не обратила внимание, что штат не потратил предыдущий грант, а законы штата вводят ограничение на количество чартерных школ. Заявку удовлетворили, деньги выдали. И куда же пошли деньги? Более $10 млн было потрачено на обучение персонала технологиям чартерных школ.

Мега гранты. Почему грантополучатели требуют масштабного финансирования

Штаты и коммерческие организации обычно заполняют заявки на довольно большие суммы, при этом они знают, что не смогут выполнить обязательства. Так в чем же дело?

Во-первых, получатели грантов удерживают 10% от стоимости полученных средств на административно-хозяйственные расходы. Чем больше полученная сумма из бюджета, тем больше эти пресловутые 10%. Таким образом коммерческая организация KIPP потратила почти $5 млн на АХО, при этом обещанное количество школ не открыла. Штат Флорида оставил себе $7 млн на административные расходы.

Во-вторых, в программе CSP нет ограничений на размер суммы, необходимой на открытие одной чартерной школы. Заявка может быть на $250 000 и на $1,5 млн.

В-третьих, ни одна из администраций президентов США не предпринимала попыток реформировать программу чартерных школ. Штаты, коммерческие структур и НКО довольно быстро сообразили, что они могут подавать самые грандиозные заявки на гранты, иногда даже предоставляя изначально некорректные сведения, и никаких последствий в случае невыполнения обязательств не последует.

Администрация президента Байдена вступила в борьбу за регулирование программы CSP. Реформы в секторе чартерных школ жизненно необходимы.

Отчет главного инспектора Министерства образования США по чартерным школам: https://www2.ed.gov/about/offices/list/oig/auditreports/fy2022/a21il0034.pdf

Отчет Still Asleep at the Wheel от Network for Public Education об эффективности расходования бюджетных средств чартерными школами за 2020 год: https://networkforpubliceducation.org/wp-content/uploads/2020/02/Still-Asleep-at-the-Wheel.pdf

Начать дискуссию