Соглашение ЕС гарантирует больше прав работникам гиг-экономики

Государства-члены ЕС согласовали правила, которые могут уравнять водителей Uber и работников доставки с сотрудниками на трудовых договорах. За текст Соглашения проголосовали почти все страны ЕС, восемь стран воздержались, назвав текст недостаточно амбициозным и эффективным. Стоит отметить, что первоначальная позиция ЕС, выраженная Советом Европы, предлагала больше защиты гиг-работникам. Страны долго не могли прийти к единому мнению и до Европейского Парламента дошла более «легкая версия», подразумевающая чуть меньше прав и льгот у гиг-работников по сравнению с штатными сотрудниками. Массированное лобби из гиг-корпораций предупреждает ЕС о массовых увольнениях работников, которые лишатся независимости после навязывания им трудовых договоров, оплаты декретного отпуска и других льгот.

Страны ЕС наконец достигли соглашения в отношении правил, благодаря которым 28 млн работников гиг-экономики ощутят себя более защищенными.

Соглашение может разрешить считать гиг-работников, в том числе водителей Uber и работников доставки, штатными работниками, а значит, они имеют право на гарантии своих трудовых прав и социальную защиту. Соглашение знаменует окончание затянувшихся обсуждений 27 стран ЕС, что не давало этому вопросу перейти в законодательную форму.

Paulina Brandberg, министр по гендерному равенству и работе Швеции: «Гиг-экономика принесла много полезного в нашу каждодневную жизнь, но эта польза не должна получаться за счет злоупотребления правами работников».

«Подход Совета Европы – это баланс между зашитой трудовых прав работников и правовой прозрачностью платформы, которая их нанимает».

Большинство работников таких сервисов как Deliveroo регистрируются как самозанятые. Совет Европы предлагает компаниям, которые контролируют рабочие часы таких работников, указывают работникам, какую униформу им носить, и ограничивают право работников отказаться от выполнения работы, считать их таким же штатными работниками, как и других работников, заключивших трудовой договор. Следовательно, эти компании должны нести такие же расходы на гиг-работников, как и на штатных сотрудников.

Соглашение также включает в себя правила применения технологий искусственного интеллекта на рабочем месте. Компании обязаны гарантировать контроль человека над системами автоматического мониторинга и принятия решений.

Государства- члены ЕС теперь должны принять участие в дискуссиях в Европейском Парламенте. Причем им необходимо успеть закончить обсуждение документа до конца лета 2024 года, когда закончится законодательный цикл ЕС.

Обсуждения министров ЕС начались еще в декабре. Страны разделились на два лагеря: те, кто согласен принять предложение от Совета Европы, которое включает в себя несколько условий для бизнеса, чтобы он сменил категоризацию гиг-работников, и те, кто считает, что бизнес нуждается в менее жестком регулировании.

Так что согласовали страны ЕС

Тупик был преодолен на встрече в Люксембурге в понедельник. Хотя никто из стран ЕС не проголосовал против, Германия, Испания, Греция, Эстония и Латвия воздержались.

Восемь самых «амбициозных» стран, среди которых Испания и Нидерланды, заявили, что текст Соглашения оказался «менее амбициозным и результативным», чем предыдущая версия.

То, что часть стран воздержалась при голосовании, говорит об отсутствии единой позиции на переговорах, особенно в части статуса «работник».

Разногласие между Советом Европы и Европейским Парламентом

По сведениям двух европейских дипломатов, Европейский Парламент принял позицию, что гиг-работники считаются штатными работниками, но с меньшими правами и льготами. Это приведет к бурной дискуссии между Советом Европы и парламентом. «Им придется найти приемлемое решение».

Определение «работник» имеет большое значение для таких компаний как Uber и Deliveroo. Чем больше работников сервисов будут считаться наемными, а не самозанятыми, тем больше компании потратят на такие льготы как декретный отпуск и социальное обеспечение.

Гиг-корпорации защищают право работников оставаться независимыми и менее защищенными

Как утверждают члены Парламента и дипломаты, текст Соглашения стал предметом массированного лоббирования в Брюсселе последние годы. Топ менеджеры компаний, включая Dara Khosrowshahi – глава Uber, и Markus Villig - глава сервиса перевозок Bolt, направили обращение в издание FT, где озвучили риск потери независимости курьеров, когда они станут штатными работниками.

Anabel Diaz Calderon, вице-президент Uber: «Вместо того, чтобы заниматься правовой прозрачностью и обязательной правовой защитой самозанятых работников, Совет и Парламент скорее подумали бы о том, что они вынудят покинуть работу сотни тысяч работников, и заставят меньшинство работников заключить трудовые договора, которые им не нужны».

2222 показа
3030 открытий
Начать дискуссию