Зачем при разработке обучающих продуктов нужна редполитика

Меня зовут Анна Плахотникова, я педагогический дизайнер в компании LEVEL. Начинала свой путь в электронном обучении с корректора-тестировщика и много работала с текстом. Знания о хорошем тексте накапливались с космической скоростью, и у меня появилась идея их структурировать и поделиться с коллегами.

Почему от одних курсов не хочется отрываться, даже если тема сложная или скучная, а другие даже не хочется дочитывать до конца? Все дело в текстах: если курс написан понятным и живым языком, повышается уровень вовлеченности пользователя. Чтобы качество контента не зависело от того, кто именно был его автором, начните работать над редакционной политикой. Рассказываем, как с ее помощью LEVEL удалось упростить создание курсов.

Что такое редакционное политика

Безусловно, над хорошим проектом долго и усердно работает целая команда: тратит на это много времени, идей и ресурсов, чтобы в конце получился курс, который читается на одном дыхании. Но какими бы ни были дизайн и игровые механики, базовой составляющей обучающего продукта остаётся текст. Именно на него сознательно или подсознательно обращает внимание пользователь в первую очередь.

Написать хороший и понятный текст — задача методолога. Проверить и предложить улучшения — работа редактора. Чтобы все сотрудники понимали общие принципы работы с текстом курса, нужен единый инструмент, которым может руководствоваться вся команда. Таким инструментом выступает редакционная политика.

Редполитика для обучающих продуктов — это справочник с инструкциями по составлению текстов. Она нужна, чтобы все сотрудники, причастные к проекту, писали в похожем стиле, не допускали одинаковых ошибок и быстрее включились в работу.

С чего все начиналось

Когда я только начинала свой путь в LEVEL, придерживалась академических правил написания и у меня на рабочем столе лежал словарь Розенталя.

<p><i>Огромный словарь Розенталя на моем рабочем столе</i></p>

Огромный словарь Розенталя на моем рабочем столе

Первый курс, который я отредактировала, менеджер отправил клиенту. Через пару дней пришла обратная связь: «Убрать канцеляризмы и переписать текст в инфостиле». И в качестве аргумента давалась ссылка на книгу «Пиши, сокращай».

Я поняла, что только Розенталя и университетских знаний не хватит, и электронные курсы — это нечто среднее между книгами, пособиями — с одной стороны, и сайтом, интернет-ресурсами — с другой. Здесь требуются свои правила, которые в точности нигде не прописаны.

Мы работаем с разными заказчиками. И если один стиль уместен в производственном курсе, то для IT-компании нужен совсем другой подход. В процессе разработки накапливалось все больше нюансов, которые фиксировались сначала в произвольной форме, а потом потребовали определенной структуры. Так появилась первая версия редполитики.

Редполитика обучающих курсов LEVEL

Это обычный вордовский документ, в котором собраны все требования к контенту: начиная от лексики и слов-профессионализмов, заканчивая правилами оформления списков.

Так выглядит редполитика электронных курсов

К этому документу может обратиться любой сотрудник для разъяснения возникших вопросов. Редполитика помогает разрешить споры и служит ориентиром новому сотруднику. Ведь лучше показать один раз, чем сто раз объяснить.

Но редполитика — не свод незыблемых правил и законов, не грамматика русского языка и не сбор установок «пишем так, а не иначе». Всё, что занесено в документ, носит рекомендательный характер и постоянно обновляется, как только в этом возникает потребность.

Зачем нужна редполитика

Мы разрабатываем обучающие продукты для совершенно разных компаний, и у каждого курса своя уникальная целевая аудитория.

В одних компаниях обращаются друг к другу на «Вы», в других — предпочитают неформальный стиль общения. Для кого-то в тексте обязательно должна быть буква «ё» с точками наверху, а у кого-то все должности пишутся с большой буквы. Все эти особенности нужно отобразить в курсе. Но правила и требования настолько разнообразны, что физически их запомнить невозможно, а если в проекте участвуют несколько человек или мы делаем серию проектов с огромным количеством вовлеченных, то сотрудникам нужно синхронизироваться.

Для того чтобы это проходило быстрее, на брифе с новым клиентом мы узнаём о принятых в компании нормах и заносим всю информацию в сводную таблицу «Стандарты компаний по написанию текстов». Здесь отражаются требования и рекомендации по текстам на разных уровнях языка — лексики, стилистики и орфографии.

<i>Таблица по оформлению текстов. У каждой компании есть свои требования</i>
Таблица по оформлению текстов. У каждой компании есть свои требования

Общие принципы написания текста

С этого раздела начинается редполитика. Для LEVEL это забота и польза для обучающегося, проявление уважения к нему. А также чистота текста — пишем понятно, лаконично, грамотно. Придерживаясь этих принципов, мы сможем удержать внимание пользователя и доступным ему языком объяснить даже самую сложную тему. А главное — оставим хорошее впечатление о курсе.

При разработке редполитики сформулируйте принципы, которые близки вам и отзываются миссии компании.

Как писать не следует

В отдельный раздел редполитики мы внесли неудачные формулировки с канцеляризмами, фактические и логические ошибки и примеры того, как писать не надо.

Показывать неудачные примеры — тоже опыт для сотрудников. В идеале рассказать, как сделать неудачный пример лучше.

<i>Пример того, как затрудняют прочтение лишние слова в предложении и как это исправить</i>
Пример того, как затрудняют прочтение лишние слова в предложении и как это исправить

Понаблюдайте за тем, какие ошибки и как часто встречаются в вашей компании. Занесите «популярные» из них в редполитику и покажите, на что заменить, чтобы текст звучал проще и логичнее.

Оформление в редполитике курса

Помимо рекомендаций по тексту, мы добавили в редполитику требования к оформлению: какие кавычки используем в тексте, какие знаки применяем в маркированных и нумерованных списках и прочее. Это кажется мелочью, но на практике оказывается, что именно к оформлению возникает больше всего вопросов.

Сделайте небольшую памятку для сотрудников, но не переписывайте словарь правил русского языка. Обратите внимание на базовые вещи. Оставьте ссылки на источники, где указано, какими правилами руководствоваться.

Обновление информации

По мере того как у нас появляются новые клиенты и растет опыт в разработке электронных курсов, редполитика обновляется. Например, заметили 3-4 повторяющиеся ошибки — стоит их выделить и записать в редполитику, чтобы в дальнейшем они не повторялись.

Чек-лист: как создать рабочую редполитику

Итак, если вы решили внедрить в вашей компанию редполитику, пользуйтесь этим чек-листом:

  1. Пропишите цели и задачи редакционной политики.
  2. Сформулируйте общие принципы написания текстов. Определите, что важно донести вашему читателю или обучающемуся.
  3. Зафиксируете все особенности текста на уровнях лексики, стилистики и графики. Пропишите примеры подходящих формулировок.
  4. Определите, что будет являться ошибкой. Пропишите примеры неподходящих формулировок.
  5. Не забудьте добавить рекомендации по оформлению.
  6. По мере появления новых проектов и новых клиентов обновляйте документ, добавляйте новую и удаляйте неактуальную информацию.
  7. Не раздувайте редполитику. Документ должен быстро и легко читаться, чтобы его правила быстро запоминались.
11
Начать дискуссию