Как построить личный образовательный трек на примере чашки кофе
Каждый раз, как заходит речь о построении образовательного трека, то каждый участник процесса видит в этих словах что-то свое. Преподаватель - конкретно образование, возможно, смешанное с воспитанием; ответственный за сбор класса - поток людей, с некоторыми из которых уже было счастье работать раньше; и так далее. Чтобы свести воедино все те характеристики, которые каждый из них закладывает в это понятие, нужно эти характеристики рассмотреть.
Здесь изложен такой взгляд. Взгляд на образовательный трек со стороны последовательной продажи образовательных продуктов. И с точки зрения продажи главным в словосочетании “образовательный продукт” является слово “продукт”. И чтобы раскрыть суть абстрактного понятия “образовательный продукт”, можно выбрать некий простой и понятный продукт, пусть и не “образовательный”, но обладающий адекватными характеристиками. Пусть это будет чашка кофе. Что в них общего, а чем они отличаются?
Кофе - простой ингредиент (доступность ингредиентов, возможность сделать самому)
- Кофе имеет ярковыраженный вкус (либо нравится, либо - нет)
- Кофе не является основной едой, но его можно назвать десертом (удовольствие, нет жесткой необходимости воспользоваться)
- Кофе можно употреблять, сколько захочется (частотность и продолжительность)
- Кофе можно встроить в график, когда удобно (гибкость графика потребления)
- Кофе вызывает зависимость (привычка использования), в том числе привязанность к месту где его варят хорошо.
- Кофе можно угостить или поделиться (шеринг на друзей), оно может объединять единомышленников (сообщество)
А теперь чем же “образовательный трек” может быть похож на «чашку кофе»?
Доступность ингредиентов, возможность сделать самому - использование навигатора должно иметь двунаправленную мотивацию: когда мы видим, что можно дать совет или наоборот, когда пользователь сам инициирует свой запрос.
Как применить:
- рекомендации по микро-подстрокйки своего обучения, должны сопровождать пользователя на всем на протяжении всего CJM: в ответных формах и страницах на сайте, отправке на почту, отображение в личном кабинете, встройка в LMS в процесс обучения и на момент завершения
- позиционирование отдельного сервиса с помощью которого можно проверить или определить свой выбор и получить рекомендацию.
Где уже используется:
Можешь принять предложение\формат, можешь - нет - Персональный трек оказывает только помощь в определении выбора. (это как с консультантами в торговом зале: ты либо пользуешься услугами, либо сразу отказываешься. Принял предложение - воспользовался, нет - прошел мимо.)
Как применить:
- пользователь совершил регистрацию на выбранный образовательный продукт, мы его поздравили и предложили комплиментарные услуги или товары, или предложения любого другого партнера школы, которые не являются прямыми конкурентами выбранного продукта и не являются замещающими товарами внутри товарной группы компании, но помогут ему лучше усвоить выбранный продукт.
Где используется:
Это не основа (образовательного) рациона, а, скорее, десерт, в котором нет жесткой необходимости - это должна быть только рекомендация, а не точное определение «вам сюда», но она не должна быть сухой, должны быть понятные аргументы выбора. Иначе использование будет одноразовым
Как применить:
- к рекомендации с комплементарными статьями и инструментами, прикладывается “профиль типичного студента курса”, консолидированный профиль тех, которые часто выбирают этот курс: их мотивация, результаты, оценки.
Где используется такой прием
Можно употреблять, сколько и так долго, сколько захочется. - задача сервиса вызывать желание обратиться к нему снова и снова. Люди так делают, когда хотят что-то проверить или свериться с принятым решением.
Как применить:
- пользователь обращается к сервизу для того, чтобы: проверить правильность\соответствие своего выбора или за тем, чтобы таким образом получить рекомендацию по комплементарным курсам, или статьям и материалам.
- пользователь может подбирать решение для себя, или проходят опрос\тест - для другого (в подарок, рекомендация и тп)
Где уже используется:
Можно встроить в график, когда удобно (гибкость графика потребления) - сервис должен понимать комфортное для человека время, которое он обычно выделяет на\для изучения\обучения. Делается это на основе анализа его истории взаимоотношения с сайтом (если он еще ни разу не был студентом этой школы) или с школой (если он уже студент).
Как применить:
- мы видим: когда пользоваться чаще всего уделяет время прочтению (время захода на сайт\время захода в LMS); сколько конкретно он проводит времени на каждом из заданий видео, тесты, практика); сколько раз он к ним возвращается и даже можем предположить причину. Обладая такими данными можно использовать рекомендованную установку цели прогресса обучения (так делает Coursera, например) и настроить push или алерты возврата пользователя к продукту.
Где используется
В открытых школах в явном виде пока такого не нашла. Скорее всего если и есть, то решения доступны только для студентов.
Вызывает зависимость, в том числе привязанность к месту, где его делают особенно хорошо. - это , пожалуй, один из самых важных аспектов. Чтобы отложиться в голове у пользователя как нечто необходимое каждый день, нужно хорошо знать что может “поддерживать” пользоватся в познавательном процессе.
Как применить:
- многие из ресурсов решают такую задачу рассылкой “цитаты дня” или интересного факта.
- FB при первом заходе в ленту показывает ваши воспоминания в этот день
Но, в образовательном процессе, не все так банально. У пользователя уже есть объем материалов для изучения (возможно и на каждый день), поэтому ему не нужна еще одна цитата\факт\статья, но представим себе, что пользователь поступил на асинхронный курс (т.е там, где надо успевать жить в одном темпе с группой), но он так не может. Он не может читать и не отвлекаться, работать на одном проекте, 100% времени уделять одному занятию, что тогда делать?
Coursera ответила на это решением: если ты не успеваешь закончить сейчас, мы предлагаем тебе переместиться в другую группу и продолжить с ней.
Хорошее решение, но для формирования привычки - пагубны перерывы. Молодая привычка может быстро разрушиться. Поэтому как раз в период ожидания старта второй группы, нужно скармливать пользователю комплиментарный контент и мотивировать, что его освоение будет зачтено, как дополнительный балл.
Такого тоже пока нигде не встречала, но наверняка кто-нибудь такие вещи уже просчитал.
Им можно поделиться, а также объединиться в сообщество любителей/единомышленников. - широко используемая повсеместно функция объединения над решением одной задачи.
Как применить:
Подводя итог хочется процитировать Нир Эяль “Мы входим в эпоху создания продуктов «стремящихся использовать привычки людей во благо».
Материал подготовлен в соавторстве с Валерием Кондаковым, CTO, co-founder Uninum, Data Science аналитик Бизнес Школы СКОЛКОВО
