{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Выбираем между флористикой и кино, а ещё — пишем код для робота-пылесоса.

Лишь 53% россиян работают по специальности, на которую учились. А тех, кто нашёл истинное призвание, и вовсе можно назвать счастливчиками — так считает продюсер Лена.

Лена Наребецкая
Продюсер vc.ru

Я специалист, который придумывает идеи для рекламы.

«Сегодняшней» мне очевидно, почему я оказалась в этой сфере. Но в школе было сложно представить, что идеи можно продавать, — никто об этом не рассказывал. А вот навязать мне «серьёзные» и статусные профессии взрослые пытались часто. Говорили: «Ты способная, но ленишься. Постарайся, и сможешь в банке работать».

Считаю, что «указывать путь» ребёнку не нужно — он найдёт его сам, если не будет переживать, что с его интересами и амбициями «что-то не так».

Обычно на вопрос «кем я хочу стать, когда вырасту?» помогает ответить профориентация. Большинство тестов (например, тест Йовайши или «карта интересов» Голомштока) не рассказывают о профессиях, а исследуют увлечения и личностные качества. Они показывают, к чему больше предрасположен респондент: к работе с цифрами или с людьми; к вдумчивой, но монотонной рутине или бурным творческим порывам.

Мне захотелось провести эксперимент и сравнить, как профориентацию пройдёт мой сверстник и как — подросток.

Для этого я обратилась к платформе «Билет в будущее» — с её помощью школьники могут выбрать профессию по душе: изучить рынок труда в России и познакомиться с актуальными специальностями. А родители, к примеру, могут узнать, как поговорить с ребёнком о непростом карьерном выборе, или пройти совместный тест о том, насколько совпадает их с детьми видение будущего.

По данным организаторов, уже более 17 000 учителей из 85 регионов РФ стали навигаторами проекта. А за последний год к нему присоединилось более 1 300 000 школьников.

Суть проекта создатели описывают схемой: это путь школьника к своей профессии.

На каждом этапе школьника ждёт разный набор инструментов — всего на платформе их больше 20. Они помогают пройти все этапы схемы.

Но мы решили сконцентрироваться на «Конструкторе будущего» — он поможет познакомиться с площадкой с разных сторон. С помощью этого инструмента учителя создают профориентационные уроки для школьников средних и старших классов. Пока «Конструктором» могут пользоваться только приглашённые учителя, но со следующего года доступ сможет получить любой учитель из России — нужно будет только оставить заявку.

Чтобы я протестировала инструмент, мне выдали доступ к личному кабинету педагога — я начала собирать уроки. А чтобы эксперимент был чистым, проходила их не сама, а попросила коллегу — редактора vc.ru Машу Еремину — и её 14-летнего брата Андрея. Сравнивать ответы взрослого и подростка интереснее, если семейный бэкграунд у них примерно одинаковый.

Как устроена платформа

«Конструктор будущего» — инструмент для профориентации, разработанный по методологии кафедры психологии МГУ. Внутри «Конструктора» — игры, видео, чек-листы, упражнения. Некоторые из них основаны на интервью со специалистами из крупных компаний — например, VK, РЖД или «Росатома». Всего создатели провели больше 90 интервью.

На стартовой странице два минималистичных блока: сверху — конструктор нового занятия, ниже — библиотека с готовыми уроками. В конструкторе много разных блоков — игр, видео и групповых упражнений. Пробую собрать первый урок — доступны модули для учеников 6–11 классов. Суть конструктора в том, что все материалы внутри него уже готовы: упражнения, ролики и другие блоки делали специалисты по профориентации.

Выбираю «Урок профориентации» — это основной продукт, на который сделан упор в «Конструкторе». Для каждого года обучения есть своя программа, адаптированная по уровню и возрасту школьника.

Затем указываю несколько направлений, о которых будем говорить на уроке. Для ребят помладше они делятся по школьным предметам, для старших классов — по профессиональным сферам.

Внутри каждого урока есть статичные блоки, которые нельзя изменить, и динамичные части. Например, вступительное слово учителя и другие монологи отредактировать нельзя, хоть и пользоваться ими не обязательно.

Внутри урока несколько упражнений, которые объясняют термины из «взрослого мира» — тайм-менеджмент, хард- и софт-скиллы.

Ребятам помладше предлагают порассуждать, хотят ли они поступить в университет или предпочтут сначала пойти работать.

Авторы «Конструктора» предлагают школьникам выбрать конкретные сферы и занятия, которые им интересны.

Затем идут модули — материалы, посвящённые одной или нескольким профессиям.

Сначала ребят вовлекают в тему с помощью вступительного ролика (этакого «обзора» профессии), потом — упражнений и игр. Интерактивную часть можно менять в зависимости от темы урока. На то, чтобы снять всё видео для платформы, у создателей ушло около 40 съёмочных дней — получилось больше пяти часов контента.

На платформе пока доступно 67 видеороликов, но создатели хотят расширять библиотеку и добавить возможность настроить контент в зависимости от региона, где проводится урок.

Ещё на платформе есть раздел «Профпробы» — интерактивные игры, с помощью которых школьники смогут посмотреть на профессию «изнутри». Например, побыть предпринимателем и попробовать открыть своё дело (от поиска локации до расчёта окупаемости) или примерить роль врача телемедицины и провести удалённую консультацию пациенту. Этот формат отвечает за практическую часть урока.

Начинаем эксперимент

Так как большая часть уроков предназначается для обсуждения в классе, я предложила Маше и Андрею сделать упражнения, которые можно выполнять самостоятельно.

Андрей Еремин
14 лет, учится в 8-м классе
Мария Еремина
24 года, работает
в коммерческом отделе «Комитета»

Кем вы хотели стать в детстве

Я начала с упражнения «Мечты детства» — в нём нужно вспомнить о своих первых увлечениях и поделиться планами на будущее.

Андрей

Я никогда не был уверен, чем хочу заниматься. Когда в детском саду все говорили, что станут космонавтами, я терялся: сложно представить четырёхлетку, который хочет работать, например, юристом.

Зато я отлично понимаю, кем бы я точно не хотел быть. Например, мне не подходят профессии, связанные с публичными выступлениями, — например, артист, политик. Я слишком застенчивый. Ещё я никогда не стану врачом или пожарным — это очень тяжёлая работа, которая подходит не всем. Пока я в поиске: ищу баланс между сложностью профессии и тем, что нравится.

Маша

В детстве я мечтала стать палеонтологом и очень долго не могла выйти из «динозавровой фазы», в которую, кажется, впадают все малыши. Я даже видела твит об этом:

Ровно в 4,5 года в мозг всех детей подгружаются по wi-fi названия всех динозавров, другого объяснения наблюдаемому явлению нет.

Энциклопедии с трицератопсами сменила мечта стать режиссёром — подростком я смотрела очень много кино. Позже, когда мне удалось трезво взглянуть на отечественную киноиндустрию, стало понятно: если я хочу есть, придётся выбрать что-то другое. В старших классах я остановилась на маркетинге и рекламе.

А ещё в детстве я обожала читать — думаю, любовь к книгам повлияла на то, что сейчас я работаю с текстами. Но представить, что я буду зарабатывать, переставляя буквы местами, точно не могла.

Куда идти дальше

Потом я дала ребятам анкету «Хочу, могу, буду»: первые два блока — о мечтах и навыках, третий — попытка найти пересечения между предыдущими. Упражнение помогает наметить план действий: чем респонденту стоит заняться прямо сейчас.

Андрей

Могу

  • Мастерить что-то руками, используя разные техники и инструменты (пару лет назад освоил лобзик, например).
  • Придумывать сюжеты для игр, описывать их логику и механику. Это больше подходит для онлайн-пространства, но и в «живых» ролёвках вроде D&D тоже полезно.
  • Программировать: прямо сейчас учусь писать код на Python. Базовый уровень я уже освоил.
  • Решать головоломки.

Хочу

  • Разработать голосовой интерфейс (или помощника), с которым можно будет вести осмысленные беседы, а не просто давать ему команды.
  • Изобрести или смоделировать что-то новое и полезное: дом, машину или программу.
  • Освоить новые техники моделирования, например в 3D-принтере.
  • Ещё было бы здорово попробовать себя в роли организатора: каждый раз, когда я бываю на публичном мероприятии, думаю, что мог бы устроить всё лучше. Эта мысль не даёт мне покоя — значит, надо учиться.

Буду

В этом пункте нужно составить план действий. У меня получился такой:

  • После Phyton перейти на другие языки программирования. Больше читать о работе ИИ и голосовых интерфейсов, а потом попасть на стажировку в компанию, которая их разрабатывает.
  • Освоить новые способы моделирования. Тут всё понятно: чем больше, тем лучше. В голове — работа с 3D-принтером, металлом и деревом.
  • Попробовать себя в организации мероприятий — раз уж сказал, что умею решать головоломки.

Маша

Могу

  • Писать и редактировать тексты. Все, кроме художественных: мне кажется, что я пока недостаточно разбираюсь в драматургии.
  • Неплохо рисую в цифре и на бумаге — иногда беру подработки как иллюстратор.
  • Делать дизайн — на прошлом месте работы я сама оформляла медийный проект и делала «печатку» для друзей (флаеры, листовки, стикеры).
  • А ещё где-то в глубине меня живёт флорист — поэтому я изучаю цветы и умею ухаживать за срезанными.

Хочу

  • Рисовать «полноценные» комиксы, создать собственное произведение.
  • Научиться вёрстке, чтобы собирать книги и журналы, между делом разобраться в типографике.
  • Работать с цветами профессионально — если внутренний флорист не угомонится, придётся открывать цветочный бутик.
  • А ещё у меня, как и у брата, есть амбиции организатора, хотя все знакомые из event-сферы меня отговаривают.
  • И я была бы рада чаще писать о кино и сериалах (не зря же я всё это смотрю).

Буду

  • Проходить курс по комиксам — видимо, пора. И нужно присмотреться к занятиям по драматургии, чтобы научиться писать сценарии. Или просто взять и сделать: возможно, недостаток знаний — только предлог, чтобы отложить работу.
  • Когда надоест писать тексты, открою свой цветочный — потом напишу пост на vc.ru.

Тестируем профессию

Напоследок я решила дать игру-симулятор «Профпроба» — она помогает понять, как выглядит рабочая рутина специалиста. Можно попробовать себя в роли агронома, инженера, графического дизайнера, предпринимателя — пока на платформе представлено девять специальностей. Учитывая интерес Андрея к ИТ, я выбрала профиль «Программист».

В первом задании игроку нужно подготовить рабочее место: включить компьютер, запустить ПО и так далее. Нужно определить корректный порядок действий.

Андрей: Задание было очень лёгким — проверяется не столько логика или навыки, сколько здравый смысл. Возможно, для ребят помладше это задание было бы более актуально.

Во втором задании просят написать код для робота-пылесоса: «обучить» машину перемещаться по комнате. Сначала игрок учит устройство двигаться, а потом программирует движение по определённой траектории.

Андрей: Второе задание интереснее, но у него тоже есть недостатки: в «коде» есть подсказки — количество символов совпадает с ответами, поэтому думать не так интересно. Также было бы здорово, если бы на каждом этапе игра объясняла, что значат конкретные переменные — например, «class» во втором пункте. Иначе ты будто играешь в переводчика — с русского описания на английский код — и не учишь ничего нового.

В третьем задании предлагается продумать алгоритм для робота-пылесоса: например, придумать, что делать, если под щётку попал посторонний предмет.

Андрей: Задание про алгоритм мне понравилось: ты делаешь его как будто с нуля, подсказок нет, а ответов больше, чем самих вопросов, — тыкать наугад не получится.

Не уверен, что после этой игры мне захотелось стать программистом, но зато стало интересно попробовать поработать над своим роботом-пылесосом.

Делимся ощущениями

Андрей

Упражнения были довольно «общие»: думаю, они больше подойдут тем, кто пока мало понимает, чего хочет в будущем. Я понял, что мне хочется лучше ориентироваться в ИТ-профессиях и прикладных специальностях. Хотя новых знаний после теста я не получил, у меня появился прописанный план действий — и это полезно.

Игра «Профпроба» была прикольной, но я бы хотел большего погружения — и, конечно, больше возможностей для выбора специальностей, пока их только девять.

Маша

Для взрослого человека уроки по профориентации — «пинок» дойти до преподавателя или покупки онлайн-курса.

Поделюсь наблюдением: когда мы с братом выполняли упражнения, я заметила, как сильно отличается его представление о профессиях и моё. В его возрасте я тоже не понимала, чем именно занимается дата-сайентист, химик, веб-дизайнер, звукорежиссёр, из чего состоят их рабочие будни. А если не понимаешь, что на самом деле делает тот или иной специалист, как можно осмысленно выбрать профессию?

Поэтому было бы здорово делать больше «тренажёров» вроде «Профпробы» и чаще говорить со школьниками о рутине представителей разных профессий — так, вероятно, им будет проще сделать выбор.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Anton Zapuskalov

Странно, «билет в будущее», а интеграция не с Авиасейлс

Ответить
Развернуть ветку
Билет в будущее
Автор

Поздравляем! Вы выкупили метаинтеграцию. Это когда все всё понимают и без прямых упоминаний

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

"выкупили"
Всеотец, убей всех, кто использует это слово в таком значении, пожалуйста.....

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Я вот удивился, разве это не один и тот же человек?😳

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кононов

то чувство, когда дети превзошли тебя в тыщу раз

Ответить
Развернуть ветку
Megan Porter

а еще говорят, что новое поколение это потерянное поколение

Ответить
Развернуть ветку
Андриан Безглавый

нуу, может только отчасти

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хрусталев

на самом деле, новое поколение надо только хорошенечко заинтересовать, и будет вот такой результат

Ответить
Развернуть ветку
Константин Приветов

Не превзошли, он просто заблуждается и пока не знает об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

А есть для взрослых какие-нибудь аналоги? Кроме консультации с профориентаторами

Ответить
Развернуть ветку
Васильева Надя DailiChina

Тоже интересно 😂

Ответить
Развернуть ветку
Билет в будущее
Автор

Если найдёте - дайте нам знать, пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Еськин

психолог отличный аналог

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Tarasov

от 8 класса и средний возраст возможно

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Чу

А как самому зарегистрироваться на платформе без пароля от учителя? Боюсь у ребенка в школе учителя понятия не имеют об этой платформе…

Ответить
Развернуть ветку
Christina Mironova

Добрый день! На текущий момент родители не могут самостоятельно производить регистрацию, так как дети участвуют в проекте в тесной связке с педагогами-навигаторами, которые на платформе проходят специализированное обучение и помогают им на всех этапах проекта. Со своей стороны могу сказать, что запрос на разработку ЛК для родителей у команды разработки платформы имеется и планируется к реализации)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Дьяченко

А разве можно использовать чужие фотографии без указание откуда их взяли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пинчук

В итоге школьник 2008-го года рождения стал главным редактором vс.ru

Ответить
Развернуть ветку
Tric Gor

"Но в школе было сложно представить, что идеи можно продавать, — никто об этом не рассказывал."- одна из главных проблем образования, детям рассказывают об очень ограниченном списке возможностей

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда