Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Выбираем между флористикой и кино, а ещё — пишем код для робота-пылесоса.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Лишь 53% россиян работают по специальности, на которую учились. А тех, кто нашёл истинное призвание, и вовсе можно назвать счастливчиками — так считает продюсер Лена.

Лена Наребецкая
Продюсер vc.ru

Я специалист, который придумывает идеи для рекламы.

«Сегодняшней» мне очевидно, почему я оказалась в этой сфере. Но в школе было сложно представить, что идеи можно продавать, — никто об этом не рассказывал. А вот навязать мне «серьёзные» и статусные профессии взрослые пытались часто. Говорили: «Ты способная, но ленишься. Постарайся, и сможешь в банке работать».

Считаю, что «указывать путь» ребёнку не нужно — он найдёт его сам, если не будет переживать, что с его интересами и амбициями «что-то не так».

Обычно на вопрос «кем я хочу стать, когда вырасту?» помогает ответить профориентация. Большинство тестов (например, тест Йовайши или «карта интересов» Голомштока) не рассказывают о профессиях, а исследуют увлечения и личностные качества. Они показывают, к чему больше предрасположен респондент: к работе с цифрами или с людьми; к вдумчивой, но монотонной рутине или бурным творческим порывам.

Мне захотелось провести эксперимент и сравнить, как профориентацию пройдёт мой сверстник и как — подросток.

Для этого я обратилась к платформе «Билет в будущее» — с её помощью школьники могут выбрать профессию по душе: изучить рынок труда в России и познакомиться с актуальными специальностями. А родители, к примеру, могут узнать, как поговорить с ребёнком о непростом карьерном выборе, или пройти совместный тест о том, насколько совпадает их с детьми видение будущего.

По данным организаторов, уже более 17 000 учителей из 85 регионов РФ стали навигаторами проекта. А за последний год к нему присоединилось более 1 300 000 школьников.

Суть проекта создатели описывают схемой: это путь школьника к своей профессии.
Суть проекта создатели описывают схемой: это путь школьника к своей профессии.

На каждом этапе школьника ждёт разный набор инструментов — всего на платформе их больше 20. Они помогают пройти все этапы схемы.

Но мы решили сконцентрироваться на «Конструкторе будущего» — он поможет познакомиться с площадкой с разных сторон. С помощью этого инструмента учителя создают профориентационные уроки для школьников средних и старших классов. Пока «Конструктором» могут пользоваться только приглашённые учителя, но со следующего года доступ сможет получить любой учитель из России — нужно будет только оставить заявку.

Чтобы я протестировала инструмент, мне выдали доступ к личному кабинету педагога — я начала собирать уроки. А чтобы эксперимент был чистым, проходила их не сама, а попросила коллегу — редактора vc.ru Машу Еремину — и её 14-летнего брата Андрея. Сравнивать ответы взрослого и подростка интереснее, если семейный бэкграунд у них примерно одинаковый.

Как устроена платформа

«Конструктор будущего» — инструмент для профориентации, разработанный по методологии кафедры психологии МГУ. Внутри «Конструктора» — игры, видео, чек-листы, упражнения. Некоторые из них основаны на интервью со специалистами из крупных компаний — например, VK, РЖД или «Росатома». Всего создатели провели больше 90 интервью.

На стартовой странице два минималистичных блока: сверху — конструктор нового занятия, ниже — библиотека с готовыми уроками. В конструкторе много разных блоков — игр, видео и групповых упражнений. Пробую собрать первый урок — доступны модули для учеников 6–11 классов. Суть конструктора в том, что все материалы внутри него уже готовы: упражнения, ролики и другие блоки делали специалисты по профориентации.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Выбираю «Урок профориентации» — это основной продукт, на который сделан упор в «Конструкторе». Для каждого года обучения есть своя программа, адаптированная по уровню и возрасту школьника.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Затем указываю несколько направлений, о которых будем говорить на уроке. Для ребят помладше они делятся по школьным предметам, для старших классов — по профессиональным сферам.

Внутри каждого урока есть статичные блоки, которые нельзя изменить, и динамичные части. Например, вступительное слово учителя и другие монологи отредактировать нельзя, хоть и пользоваться ими не обязательно.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Внутри урока несколько упражнений, которые объясняют термины из «взрослого мира» — тайм-менеджмент, хард- и софт-скиллы.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Ребятам помладше предлагают порассуждать, хотят ли они поступить в университет или предпочтут сначала пойти работать.

Авторы «Конструктора» предлагают школьникам выбрать конкретные сферы и занятия, которые им интересны.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Затем идут модули — материалы, посвящённые одной или нескольким профессиям.

Сначала ребят вовлекают в тему с помощью вступительного ролика (этакого «обзора» профессии), потом — упражнений и игр. Интерактивную часть можно менять в зависимости от темы урока. На то, чтобы снять всё видео для платформы, у создателей ушло около 40 съёмочных дней — получилось больше пяти часов контента.

На платформе пока доступно 67 видеороликов, но создатели хотят расширять библиотеку и добавить возможность настроить контент в зависимости от региона, где проводится урок.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Ещё на платформе есть раздел «Профпробы» — интерактивные игры, с помощью которых школьники смогут посмотреть на профессию «изнутри». Например, побыть предпринимателем и попробовать открыть своё дело (от поиска локации до расчёта окупаемости) или примерить роль врача телемедицины и провести удалённую консультацию пациенту. Этот формат отвечает за практическую часть урока.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Начинаем эксперимент

Так как большая часть уроков предназначается для обсуждения в классе, я предложила Маше и Андрею сделать упражнения, которые можно выполнять самостоятельно.

Андрей Еремин
14 лет, учится в 8-м классе
Мария Еремина
24 года, работает
в коммерческом отделе «Комитета»

Кем вы хотели стать в детстве

Я начала с упражнения «Мечты детства» — в нём нужно вспомнить о своих первых увлечениях и поделиться планами на будущее.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Андрей

Я никогда не был уверен, чем хочу заниматься. Когда в детском саду все говорили, что станут космонавтами, я терялся: сложно представить четырёхлетку, который хочет работать, например, юристом.

Зато я отлично понимаю, кем бы я точно не хотел быть. Например, мне не подходят профессии, связанные с публичными выступлениями, — например, артист, политик. Я слишком застенчивый. Ещё я никогда не стану врачом или пожарным — это очень тяжёлая работа, которая подходит не всем. Пока я в поиске: ищу баланс между сложностью профессии и тем, что нравится.

Маша

В детстве я мечтала стать палеонтологом и очень долго не могла выйти из «динозавровой фазы», в которую, кажется, впадают все малыши. Я даже видела твит об этом:

Ровно в 4,5 года в мозг всех детей подгружаются по wi-fi названия всех динозавров, другого объяснения наблюдаемому явлению нет.

Энциклопедии с трицератопсами сменила мечта стать режиссёром — подростком я смотрела очень много кино. Позже, когда мне удалось трезво взглянуть на отечественную киноиндустрию, стало понятно: если я хочу есть, придётся выбрать что-то другое. В старших классах я остановилась на маркетинге и рекламе.

А ещё в детстве я обожала читать — думаю, любовь к книгам повлияла на то, что сейчас я работаю с текстами. Но представить, что я буду зарабатывать, переставляя буквы местами, точно не могла.

Куда идти дальше

Потом я дала ребятам анкету «Хочу, могу, буду»: первые два блока — о мечтах и навыках, третий — попытка найти пересечения между предыдущими. Упражнение помогает наметить план действий: чем респонденту стоит заняться прямо сейчас.

Андрей

Могу

  • Мастерить что-то руками, используя разные техники и инструменты (пару лет назад освоил лобзик, например).
  • Придумывать сюжеты для игр, описывать их логику и механику. Это больше подходит для онлайн-пространства, но и в «живых» ролёвках вроде D&D тоже полезно.
  • Программировать: прямо сейчас учусь писать код на Python. Базовый уровень я уже освоил.
  • Решать головоломки.

Хочу

  • Разработать голосовой интерфейс (или помощника), с которым можно будет вести осмысленные беседы, а не просто давать ему команды.
  • Изобрести или смоделировать что-то новое и полезное: дом, машину или программу.
  • Освоить новые техники моделирования, например в 3D-принтере.
  • Ещё было бы здорово попробовать себя в роли организатора: каждый раз, когда я бываю на публичном мероприятии, думаю, что мог бы устроить всё лучше. Эта мысль не даёт мне покоя — значит, надо учиться.

Буду

В этом пункте нужно составить план действий. У меня получился такой:

  • После Phyton перейти на другие языки программирования. Больше читать о работе ИИ и голосовых интерфейсов, а потом попасть на стажировку в компанию, которая их разрабатывает.
  • Освоить новые способы моделирования. Тут всё понятно: чем больше, тем лучше. В голове — работа с 3D-принтером, металлом и деревом.
  • Попробовать себя в организации мероприятий — раз уж сказал, что умею решать головоломки.

Маша

Могу

  • Писать и редактировать тексты. Все, кроме художественных: мне кажется, что я пока недостаточно разбираюсь в драматургии.
  • Неплохо рисую в цифре и на бумаге — иногда беру подработки как иллюстратор.
  • Делать дизайн — на прошлом месте работы я сама оформляла медийный проект и делала «печатку» для друзей (флаеры, листовки, стикеры).
  • А ещё где-то в глубине меня живёт флорист — поэтому я изучаю цветы и умею ухаживать за срезанными.

Хочу

  • Рисовать «полноценные» комиксы, создать собственное произведение.
  • Научиться вёрстке, чтобы собирать книги и журналы, между делом разобраться в типографике.
  • Работать с цветами профессионально — если внутренний флорист не угомонится, придётся открывать цветочный бутик.
  • А ещё у меня, как и у брата, есть амбиции организатора, хотя все знакомые из event-сферы меня отговаривают.
  • И я была бы рада чаще писать о кино и сериалах (не зря же я всё это смотрю).

Буду

  • Проходить курс по комиксам — видимо, пора. И нужно присмотреться к занятиям по драматургии, чтобы научиться писать сценарии. Или просто взять и сделать: возможно, недостаток знаний — только предлог, чтобы отложить работу.
  • Когда надоест писать тексты, открою свой цветочный — потом напишу пост на vc.ru.

Тестируем профессию

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Напоследок я решила дать игру-симулятор «Профпроба» — она помогает понять, как выглядит рабочая рутина специалиста. Можно попробовать себя в роли агронома, инженера, графического дизайнера, предпринимателя — пока на платформе представлено девять специальностей. Учитывая интерес Андрея к ИТ, я выбрала профиль «Программист».

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

В первом задании игроку нужно подготовить рабочее место: включить компьютер, запустить ПО и так далее. Нужно определить корректный порядок действий.

Андрей: Задание было очень лёгким — проверяется не столько логика или навыки, сколько здравый смысл. Возможно, для ребят помладше это задание было бы более актуально.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

Во втором задании просят написать код для робота-пылесоса: «обучить» машину перемещаться по комнате. Сначала игрок учит устройство двигаться, а потом программирует движение по определённой траектории.

Андрей: Второе задание интереснее, но у него тоже есть недостатки: в «коде» есть подсказки — количество символов совпадает с ответами, поэтому думать не так интересно. Также было бы здорово, если бы на каждом этапе игра объясняла, что значат конкретные переменные — например, «class» во втором пункте. Иначе ты будто играешь в переводчика — с русского описания на английский код — и не учишь ничего нового.

Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось

В третьем задании предлагается продумать алгоритм для робота-пылесоса: например, придумать, что делать, если под щётку попал посторонний предмет.

Андрей: Задание про алгоритм мне понравилось: ты делаешь его как будто с нуля, подсказок нет, а ответов больше, чем самих вопросов, — тыкать наугад не получится.

Не уверен, что после этой игры мне захотелось стать программистом, но зато стало интересно попробовать поработать над своим роботом-пылесосом.

Делимся ощущениями

Андрей

Упражнения были довольно «общие»: думаю, они больше подойдут тем, кто пока мало понимает, чего хочет в будущем. Я понял, что мне хочется лучше ориентироваться в ИТ-профессиях и прикладных специальностях. Хотя новых знаний после теста я не получил, у меня появился прописанный план действий — и это полезно.

Игра «Профпроба» была прикольной, но я бы хотел большего погружения — и, конечно, больше возможностей для выбора специальностей, пока их только девять.

Маша

Для взрослого человека уроки по профориентации — «пинок» дойти до преподавателя или покупки онлайн-курса.

Поделюсь наблюдением: когда мы с братом выполняли упражнения, я заметила, как сильно отличается его представление о профессиях и моё. В его возрасте я тоже не понимала, чем именно занимается дата-сайентист, химик, веб-дизайнер, звукорежиссёр, из чего состоят их рабочие будни. А если не понимаешь, что на самом деле делает тот или иной специалист, как можно осмысленно выбрать профессию?

Поэтому было бы здорово делать больше «тренажёров» вроде «Профпробы» и чаще говорить со школьниками о рутине представителей разных профессий — так, вероятно, им будет проще сделать выбор.

2828
22 комментария

Странно, «билет в будущее», а интеграция не с Авиасейлс

10
Ответить

Поздравляем! Вы выкупили метаинтеграцию. Это когда все всё понимают и без прямых упоминаний

9
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Я вот удивился, разве это не один и тот же человек?😳

2
Ответить

то чувство, когда дети превзошли тебя в тыщу раз

2
Ответить

а еще говорят, что новое поколение это потерянное поколение

1
Ответить

Не превзошли, он просто заблуждается и пока не знает об этом.

Ответить