Как «Лента Онлайн» на 30 процентов ускорила сборку заказов благодаря мультипикингу

В июле «Лента» внедрила мультипикинг при сборке онлайн-заказов. Для этого команда «Ленты Онлайн» разработала технологию объединения заказов и специальное оборудование для параллельной сборки в магазинах. В статье расскажем, почему это важный шаг для e-grocery, как удалось технически это реализовать, и изменится ли что-то для покупателей.

Как «Лента Онлайн» на 30 процентов ускорила сборку заказов благодаря мультипикингу

Чем мультипикинг отличается от пикинга

Мультипикинг активно применяется компаниями для сборки заказов на складах. Им проще внедрить эту технологию для конвейерной сборки: в большом помещении выше доступность, можно возить тележки покрупнее, и сборщики формируют в них по 6-8 заказов одновременно. Если речь о магазинах, здесь несколько иная модель: они отличаются друг от друга пространством торгового помещения, по-другому расположены продуктовые секции и товары, более узкие проходы, много обычных покупателей с тележками.

Поэтому в магазинах повсеместно используется обычный пикинг: комплектовщик в приложении видит новый заказ, идет по магазину, собирает их в корзину, комплектует и отправляет на доставку.

Для сокращения расходов на комплектацию мы реализовали алгоритм объединения нескольких заказов для одновременной сборки.

Мультипикинг — сборка, при которой комплектовщик одновременно собирает несколько заказов, комплектует и передает на доставку. Т.е. пикинг — последовательная сборка, а мультипикинг — параллельная. Это позволяет повысить скорость комплектации в среднем на 30% по сравнению с последовательной сборкой разными комплектовщиками.

Как это влияет на экономику

Задача по внедрению технологии мультипикнга долгое время лежала у нас в бэклоге задач, но в этом году мы приоритизировали планы так, чтобы реализовать ее в первую очередь.

Любой новый проект в компании направлен на то, чтобы сократить CPO (cost per order – стоимость одного заказа) — это общие расчетные затраты, которые компания несет с одного заказа. Чем больше заказов удается объединить, тем выше уровень экономии. Получается ситуация win-win: комплектовщик получает больше, поскольку собирает не один, а несколько заказов сразу (в “Ленте” помимо почасовой оплаты есть сдельная оплата труда), а компания может принимать и продавать больше заказов за единицу времени.

Процесс разработки

Сроки

Проект стартовал в первом квартале 2022. Собрали команду из штатных специалистов — продакт-оунер, 2 продакта и два дивизионных директора — и сначала на протяжении месяца закладывали логику: писали схемы, описывали критерии, условия для MVP. Мы долго выбирали оптимальную модель, поскольку существует два варианта: либо один комплектовщик собирает несколько заказов, либо один заказ собирает несколько комплектовщиков по аналогии с конвейерной сборкой. Пока мы остановились на первом, но будем тестировать и другую модель. В марте отдали проект на реализацию в разработку — она заняла около трех месяцев. Во второй декаде июня мы уже запустили мультипикинг в некоторых магазинах.

Оборудование

Отдельный кейс был с подбором тележек для мультипикинга. Не так много производителей знают про эту технологию, а те, кто делают похожее специальное оборудование, обычно специализируются на складском. Нам же нужны были особенные, которые размером подходили бы для сборки заказов в обычном магазине и были удобны для комплектовщиков. Пришлось разрабатывать их самостоятельно.

Специальные тележки

У нас было 5 вариаций тележек для мультипикинга, которые мы тестировали в магазинах. К универсальному варианту, который предлагают для складов, мы добавили держатели для телефонов, фасовочных пакетов, изменили размер, ручки. Представители производителя приезжали к нам в магазин и вместе с нашими администраторами, комплектовщиками и продакт-оунером проекта замеряли и обсуждали размеры будущего оборудования.

Сейчас тележка 100 сантиметров в высоту, в нее можно положить третий ящик. Она не такая же маневренная и удобная, как обычная покупательская тележка, но к ней изначально были другие требования. Для сборки заказов в эти тележки мы даже прорабатывали отдельные маршруты: обычную тележку можно возить за собой везде, но специальную — только по определенным проходам, потому что с ней нельзя пройти там, где есть паллеты.

Пока мы остановились на наиболее подходящем варианте, но инженеры будут прорабатывать конструкцию дальше, чтобы создать нашу идеальную тележку :) Сейчас у нас есть два вида оборудования: обычные тележки, которые делятся на 2-3 части, и новые, которые мы используем больших заказов. Этими тележками мы обеспечили всю Москву и частично Питер, сейчас их заканчивают изготавливать для остальных регионов. Именно они помогают сэкономить время на комплектовку заказа.

Объединение заказов и сборка

Объединение заказов происходит в три этапа: сбор заказов через единое окно, проверка веса и отсутствия крупногабаритных позиций, объединение заказов в группы с помощью оптимальной математической модели (перебор всех потенциальных заказов и проверка на предмет временных затрат), которую на старте мы создавали просто в Excel, а потом на бэкенде. Благодаря математической модели мы выбираем такие заказы для объединения, которые на 10% быстрее собирать параллельно, чем последовательно.

Как это происходит:раз в период — раз в 20 минут — мы запускаем итерацию объединения заказов в системе и определяем, можем ли соединить их. Заказы не должны превышать определенного весового значения, плюс есть ряд других критериев, которым они должны соответствовать. После этого мы понимаем пул заказов, которые можно соединить с единым временным окном на передачу в доставку. Для третьего этапа мы разработали математическую модель на бэкенде: она помогает определять, какие заказы выгоднее всего собирать вместе, какие отдельно, собирать по 2 или 3 заказа одновременно. К примеру, если мы видим, что у нас есть 2 заказа, в одном из которых молоко, картофель, макароны и салфетки, а в другом - ряженка, морковь, киви, вода, макароны, то в таком заказе мы потенциально можем сэкономить до 50% времени по сравнению с тем, если бы мы их собирали последовательно друг за другом. Наша целевая задача заключается в том, чтобы определить заказы с определенным процентом экономии по времени и передать их комплектовщикам.

После всех итераций задание поступает на терминал комплектовщика, и он видит, какой товар в какую корзину положить. Список позиций выставлен по приоритету секций маршрута сборщика — приоритет секций определяет администратор магазина. Комплектовщик собирает заказ, соблюдая все требования товарного соседства и правила упаковки.

Как мультипикинг отразится на клиентах

Мультипикинг помогает нам еще лучше соблюдать обещание клиенту доставить заказ вовремя без ущерба качества сборки: например, если мы сказали, что привезем заказ до 14:40, и привозим его в 14:35, то обещание мы выполнили.

Реакция комплектовщиков

Одной из задач проекта был бесшовный переход к новой модели сборки для комплектовщиков. Некоторые из них участвовали в обсуждении по оборудованию, другие — в тестировании в полях. Логика продумана таким образом, чтобы комплектовщику было интуитивно понятно, как это собирать: если он в приложении видит, что это мультизаказ, то берет другое оборудование и идет его собирать, а в корзине ему все четко подсвечивается. Мы не хотели переучивать людей, просто давали рекомендации, как лучше сделать.

Как «Лента Онлайн» на 30 процентов ускорила сборку заказов благодаря мультипикингу

Во время разработки технологии команда “Ленты Онлайн” много общалась с комплектовщиками, а те в свою очередь, часто давали обратную связь. В целом реакция была положительной или нейтральной.

Что могу сказать на счёт МП, очень удобно что соединяет 2-3 заказа в одно и распределение товаров по секциям продуманно.

В “Ленте” относительно высокая доля сделки (есть доля сделки и доля часа). За счет высокой доли сделки производительность повышается, и сборщики зарабатывают больше.

Сдельная оплата труда - это система, при которой размер оплаты труда зависит от количества собранных товаров в корзину.

Результаты

Теперь мы принимаем еще больше заказов и быстрее их комплектуем, что способствует сокращению времени доставки.

Изначально мы рассчитали n-ое количество заказов в магазинах и планировали раскатать мультипикинг на те, где это будет максимально выгодно. Но позже свели статистику и поняли, что не нужно привязываться только к большому количеству заказов.

Масштабировать мультипикинг быстро достаточно легко — это мы предусмотрели на этапе разработки. Все участники отвечали за свой пул задач в этом процессе: главный инженер сделал тележку, администратор со старшим комплектовщиком рассказали сборщикам, как собирать заказы, а лидеры дивизиона, у которых это уже работает, им помогли. Когда мы подключали Москву и Санкт-Петербург, всех администраторов отправляли в магазины, где уже заработал мультипилинг: они несколько часов смотрели, задавали вопросы, ехали в свои магазины, и им уже было все понятно.

Чтобы понимать скорость экспансии: за неделю с момента запуска технологии мы могли подключить около 70 магазинов. В августе планируем внедрить технологию на всю географию присутствия сервиса.

16