Краткая история тюльпанов в искусстве: от голландского цветочного бума XVII века до спорного букета Кунса

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. Ок. 1629.
Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. Ок. 1629.

Тюльпаны признаны во всем мире как предвестники весны. Широкая популярность тюльпанов привела к тому, что они стали многолетними музами для художников, символом весны и сюжетом ярких, вдохновленных природой пейзажей. Их почти повсеместное присутствие как в жизни, так и в искусстве заставляет задуматься о том, откуда они родом, каково их историческое и культурное значение и как менялось их использование художниками в своих работах на протяжении веков. В преддверии начала сезона тюльпанов я подготовила текст, из которого вы можете узнать больше об истории этого любимого многими цветочного мотива.

Происхождение тюльпанов (и названия)

Кувшин с декором в виде тюльпанов, Османская империя (XVI век).
Кувшин с декором в виде тюльпанов, Османская империя (XVI век).

Считается, что первоначально тюльпан был родом из горных хребтов Тянь-Шаня и Памиро-Алая в Центральной Азии, расположенных между современными Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и западной частью Китая. Отсюда дикие цветы широко распространились, в том числе в самые западные регионы азиатского континента, в частности на Кавказ и Анатолийский полуостров в пределах Османской империи. Название "тюльпан" происходит от персидского слова, означающего "тюрбан", и уже в 1 000 году до н.э. дикие тюльпаны культивировались и размножались.

Деталь фрагмента вышитого покрывала, Османская империя (XVI или начало XVII века).
Деталь фрагмента вышитого покрывала, Османская империя (XVI или начало XVII века).

Мотив тюльпана быстро стал частью визуальной культуры Османской империи и распространился как в декоративном, так и в изобразительном искусстве, появляясь во всем: от плитки и керамики, ковров и гобеленов до картин и иллюминированных манускриптов. Их символическое значение было разнообразным, но почти всегда несло в себе духовный и мистический элемент. Наряду с символикой красоты, любви и изобилия, он считался мощным оберегом от зла и средством для духовной медитации, о чем свидетельствуют его изображения на талисманах и использование в оформлении исламских религиозных объектов.

"Портрет муллы Мухаммад-хана Вали из Биджапура", фолио из альбома Шах-Джахана, оборотная сторона, (1537-47).
"Портрет муллы Мухаммад-хана Вали из Биджапура", фолио из альбома Шах-Джахана, оборотная сторона, (1537-47).

Сады были важной частью османской культуры, на которую большое влияние оказали садовые дизайны Персии, а те, в свою очередь, повлияли на сады Западной Европы. С появлением одомашненных, культивированных тюльпанов они вскоре стали широко популярным украшением османских садов. Постепенно цветок стал распространенным мотивом в искусстве, изображающем сады, и символом сложной и роскошной османской садоводческой культуры.

Тюльпаномания в Нидерландах

Якоб Восмаер, Ваза с цветами (ок. 1613)
Якоб Восмаер, Ваза с цветами (ок. 1613)
Ганс Боллонье, Цветочный натюрморт (1639)
Ганс Боллонье, Цветочный натюрморт (1639)

Нет другого периода в истории искусства, более тесно связанного с тюльпанами, чем Золотой век Нидерландов. Отмеченный экономическим процветанием, научными открытиями, расцветом искусства и культуры, тюльпан стал визитной карточкой успехов Нидерландов. Существуют некоторые разногласия по поводу того, когда и кем были привезены первые тюльпаны в Голландскую республику, но известно, что они были импортированы из Османской империи где-то во второй половине XVI века. Уже будучи дорогим товаром, спрос на луковицы разных цветов и сортов быстро превысил предложение тюльпанов, и так началась Тюльпаномания. В период своего расцвета цена на редкую и ценную луковицу тюльпана была равна годовой зарплате ремесленника.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами. 1660 г.
Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами. 1660 г.

Одновременно с повальным увлечением тюльпанами и экономическим процветанием региона началось распространение кальвинизма, в результате чего религиозная живопись и церковное убранство вышли из моды. С появлением нового, богатого класса граждан, по-прежнему жаждущего роскоши, популярность пейзажной, жанровой и, что особенно важно, тюльпановой натюрмортной живописи резко возросла. Среди широкой типологии голландского натюрморта, включающей более строгие виньетки для завтрака, пышные пронкстильвен (что в переводе означает "показной" или "нарядный" натюрморт) и ванитас, цветочный натюрморт был высоко оценен и остается узнаваемым символом этого периода и сегодня.

Зарисовка тюльпана (адмирал Поттебекер) и мухи (ок. 1620-1629).
Зарисовка тюльпана (адмирал Поттебекер) и мухи (ок. 1620-1629).

Из-за высокой стоимости тюльпанов, особенно редких сортов, таких как "Semper Augustus" — белый цветок с ярко-красными изломанными полосами, многие художники могли работать только с репродукциями определенных тюльпанов. Тюльпан олицетворял богатство и удачу как отдельного человека, которому принадлежала картина или цветок, так и целой нации. Однако концепция memento mori — напоминание о том, что смерть ожидает всех нас, также была бы сразу узнаваема глазом того времени. Цветение тюльпана относительно недолговечно, всего одну-две недели. В религиозном контексте, где ценилась набожность, символ цветка, изображенного в различных состояниях цветения и увядания, должен был в какой-то степени намекать на неизбежность смерти и окончательного суда.

Якоб Маррель. Натюрморт с вазой цветов и мертвой лягушкой. 1634 г.
Якоб Маррель. Натюрморт с вазой цветов и мертвой лягушкой. 1634 г.

В 1630-х годах рынок тюльпанов окончательно сошел на нет, но любовь к тюльпанам сохранилась. В течение следующего столетия они продолжали активно изображаться в голландском искусстве, а сам цветок и его выращивание является важной частью нидерландской культуры и сегодня.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Любопытно, что в XVIII веке Османская империя пережила аналогичное увлечение тюльпанами, которое привело к так называемому "тюльпановому периоду", или "тюльпановой эре". Придворное общество восприняло тюльпан как символ благородства, роскоши и процветания — как для самих дворян, так и для империи в целом. Несмотря на то, что этот период длился всего лишь с 1718 по 1730 годы, он был периодом мира, в который наблюдался огромный рост искусства и архитектуры.

Универсальный символ весны XIX века

Клод Моне. Тюльпановые поля близ Гааги. 1886 г.
Клод Моне. Тюльпановые поля близ Гааги. 1886 г.

К XIX веку религиозные и духовные ассоциации тюльпана на Западе в значительной степени угасли, и он стал более широко признаваться как символ весны и привлекательный композиционный мотив. Голландия укрепилась в качестве центра культивирования тюльпанов, и с ростом популярности живописи на пленэре Клод Моне увековечил яркие поля цветов, заметив однажды другу, что этот вид "невозможно передать с нашими плохими красками". Другие выдающиеся импрессионисты, от Эдуарда Мане до Поля Сезанна, опирались на традицию цветочных натюрмортов, увековечивая весеннее цветение в своем собственном неповторимом стиле.

Поль Сезанн. Тюльпаны в вазе. 1888-1890 гг.
Поль Сезанн. Тюльпаны в вазе. 1888-1890 гг.

По ту сторону Атлантики тюльпаны быстро становились основой американского народного творчества. Эти цветы появились на континенте сравнительно скоро после их ввоза в Голландию: луковицы были завезены в начале 1600-х годов. К XIX веку тюльпан широко распространился в американском народном искусстве и ремесле. В резьбе по дереву, текстиле, керамике, живописи и даже в формах для масла мотив тюльпана оказался популярным благодаря своей вариативности: его обтекаемый силуэт можно было как геометрически упростить, так и, наоборот, преувеличить, чтобы передать экзотичность цветка.

Приписывается Марии Лауменний. Горизонтальное панно с птицами и тюльпанами. 1827 г.
Приписывается Марии Лауменний. Горизонтальное панно с птицами и тюльпанами. 1827 г.

Мотив тюльпана имел особое значение в истории и традициях пенсильванских голландцев. Состоящая из протестантских немецких иммигрантов, поселившихся в некоторых регионах Пенсильвании на рубеже XVIII века, и их потомков, эта община была относительно замкнутой, что привело к дистилляции визуальной культуры, вылившейся в богатую и самобытную традицию народного искусства и ремесел. Склонное к использованию ярких цветов, симметричных узоров и изображению флоры и фауны, народное искусство пенсильванских голландцев часто использовало тюльпан, который воплощал в себе популярные эстетические представления. Искусство проявлялось на всем, от деревянных сундуков до вышивки, однако пенсильванские голландцы завоевали репутацию прежде всего своими квилтами, а также "фрактурами". Фрактуры — это работы на бумаге, выполненные тушью и акварелью, и наиболее близки к традиции иллюминированных рукописей, поскольку часто украшали значимые документы или тексты, такие как свидетельства о рождении или браке, но также использовались просто как средство творческого самовыражения.

Тюльпановое одеяло. Ок. 1850-80 гг. Коллекция Метрополитен-музея, Нью-Йорк
Тюльпановое одеяло. Ок. 1850-80 гг. Коллекция Метрополитен-музея, Нью-Йорк

Вдохновение тюльпанами в XX-XXI веках

Столовая с круглым столом и креслами финского архитектора Ээро Сааринена (производитель: Knoll).
Столовая с круглым столом и креслами финского архитектора Ээро Сааринена (производитель: Knoll).

Тюльпан как композиционный силуэт претерпел глубокую трансформацию в XX веке. В 1911 году архитектор Фрэнк Ллойд Райт завершил строительство отеля Lake Geneva Hotel, расположенного на юге штата Висконсин. Верхние этажи здания украшали свинцовые окна с геометризированными и упрощенными мотивами тюльпанов — стиль, за который получил признание Райт и, в конечном счете, движение "Школа прерий". На другом конце спектра, отказавшись от строгих линий и углов Райта, архитектор Ээро Сааринен в середине 1950-х годов разработал культовые стол и стул Tulip Table и Chair для производителя мебели Knoll International. Вдохновляясь тем, как цветок тюльпана сидит на тонком стебле, Сааринен подражал этому силуэту, используя инновационную на тот момент конструкцию пьедестала.

Вид на инсталляцию Яёи Кусама "Со всей моей любовью к тюльпанам, я молюсь вечно". 2017.
Вид на инсталляцию Яёи Кусама "Со всей моей любовью к тюльпанам, я молюсь вечно". 2017.

В сфере изобразительного искусства тюльпаны продолжают волновать умы и воображение современных художников по всему миру — вероятно, точно так же, как это делали турецкие ремесленники столетиями ранее. Символизируя весну, идеальную или настоящую любовь, тюльпан получил признание во всех культурах благодаря своей красоте и изяществу. Японская художница Яёи Кусама часто использует мотив тюльпана в своих работах; одно из ее наиболее монументальных изображений тюльпанов можно увидеть в работе "Со всей моей любовью к тюльпанам, я молюсь вечно" (2011). Иммерсивная работа, в которой представлены тюльпаны в горшках из армированного стекловолокном пластика, цветы, горшки и все поверхности комнаты покрыты ее фирменными точками в горошек, что напоминает о других знаменитых работах, таких как ее знаменитые "Комнаты Облитерации".

Вид на инсталляцию Джеффа Кунса "Букет тюльпанов" (2019) в Пти-Пале, Париж.
Вид на инсталляцию Джеффа Кунса "Букет тюльпанов" (2019) в Пти-Пале, Париж.

В 2016 году Джефф Кунс объявил, что дарит городу Парижу скульптуру в память о жертвах французских терактов. Букет тюльпанов был установлен у входа в Пти-Пале в Париже и представляет собой колоссальную руку, держащую букет тюльпанов из фирменных воздушных шаров Кунса. Ранее Кунс уже создавал многочисленные скульптуры из воздушных шаров в виде тюльпанов больших размеров в рамках своей серии "Тюльпаны" (1995-2004). Вдохновленная минималистским силуэтом цветка и буйством красок, скульптура, по словам Кунса, призвана "олицетворять потерю, возрождение и жизненную силу человеческого духа".

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию