С чего начиналась Учи.ру

Как за десять лет стартап студентов-энтузиастов превратился в крупнейшую EdTech-компанию.

В этом году Учи.ру исполняется десять лет. Из небольшой команды она превратилась в лидера школьного онлайн-образования. В честь юбилея мы публикуем серию статей о том, что обычно остается за кадром: личные истории сотрудников, продуктовые взлеты и падения, спрятанные в курсах пасхалки, секреты Вселенной завриков — маскотов платформы.

В этой статье расскажем, какой путь прошла компания за десять лет, и поделимся воспоминаниями сотрудников, которые работают с момента ее основания.

В сентябре 2012 года школы Москвы подключили к Wi-Fi, и выпускники МФТИ Иван Коломоец и Евгений Милютин решили запустить образовательную платформу с интерактивными задачами по математике. В основе первой версии лежала гипотеза, что с помощью наглядных примеров ребенку будет проще решать задачи, например, на сложение дробей. Но гипотеза провалилась: задания оказались слишком сложными для восприятия. Пришлось разбивать их на мелкие части и задавать наводящие вопросы там, где ребенок не справляется. Эта версия проекта привлекла первые инвестиции и стала развиваться.

Иван и Евгений собрали команду из трех человек. Сергей Веременко работал в школе завучем по информационным технологиям и пробовал использовать платформу на уроках. Техническую часть создавал Алексей Вахов, раньше разрабатывавший сайты, а дизайном занимался Олег Коротаев.

За три недели Алексей сделал первую версию оболочки Учи.ру, а в середине сентября началось тестирование платформы. Сотрудники Учи.ру ходили по школам, показывали продукт, собирали отклики от учителей и учеников. Смотрели, что детям непонятно, некомфортно и сложно, переделывали и проверяли снова.

Преподаватели первое время относились к платформе скептически. Постепенно те, кто уже успел оценить проект, делились своим положительным опытом с коллегами.

Для создания Учи.ру сразу выбрали язык программирования Ruby: в 2012 году на нем писали почти все стартапы. Куда больше сложностей, чем с выбором языка, было с серверами, стабильностью софта и модерацией. Многие процессы приходилось делать вручную. В 2014 году, когда появился полноценный курс по математике для начальных классов, Учи.ру организовала первый семинар в школе. На платформе тогда единовременно зарегистрировались 117 учителей. Модерация и коммуникация с каждым пользователем велись лишь одним сотрудником.

В 2015 году Учи.ру стала увеличивать аудиторию за счет активной работы со школами, учителями и завучами Москвы. Вместе с этим росло число сотрудников. Начиная с десяти человек в начале 2015 года, оно увеличивалось на 3–4 человека в месяц.

В этом же году Учи.ру запустила первую онлайн-олимпиаду. Тогда на платформу одномоментно пришло неожиданно много детей, так как старт был единым для всех, а на выполнение заданий давалось ограниченное время. Из–за резко возросшего трафика Алексею Вахову пришлось оперативно справляться с неполадками.

Первый офис компании находился в квартире на Арбате, в Столовом переулке. Маленький стартап объединил вокруг себя людей, неравнодушных к миссии проекта — совершенствовать образование и вдохновлять детей учиться. Ребята ощущали дух студенчества: молодые, беззаботные, с глобальными планами. На праздник покупали хлеб и колбасу, а первая кофемашина в офисе стала показателем успеха.

На самом деле успехом был каждый новый шаг. Каждая созданная карточка — особенная. Каждый день — еще один виток роста. Задач было много, и все разнообразные.

В 2016 году Учи.ру стала осваивать регионы. Екатерина Зотова, руководившая отделом по работе со школами, выбирала регионы по уровню покрытия интернета и технической оснащенности учебных заведений. После готовили письма для рассылки и отправляли по всей России. В них рассказывали о платформе, продукте и предлагали его протестировать.

В квартире, где тогда находился офис, становилось все теснее. Покупали столы поменьше, чтобы умещалось больше сотрудников. В какой-то момент людей стало так много, что на стол уже мог встать только компьютер, а стаканчик с кофе приходилось держать в руке. В итоге в 2016 году решили переехать. Новый офис выбрали на Новинском бульваре. Перебрались и стали расширять HR-команду. К концу 2016 года к компании присоединился сотый сотрудник.

Бурный рост продолжался и в 2017 году: росла аудитория и количество задач на платформе. Когда штат Учи.ру вырос в два раза, компания снова переехала. На этот раз на территорию Трехгорной мануфактуры.

Успешное развитие в России подтолкнуло компанию осваивать новые страны и открывать международное направление. Под брендом Dragonlearn она вышла на рынки Китая, ЮАР, Индии и Бразилии, причем не только с платформой, но и с международной олимпиадой BRICSMATH.COM. В 2019 году к списку охваченных стран добавились Индонезия и Вьетнам.

Продукт развивался за счет стремления команды находить и пробовать новые подходы, экспериментировать и в технической, и в продуктовой части.

В 2018 году количество сотрудников Учи.ру уже составляло 400 человек. Команды разрослись, и проект из маленького стартапа стал трансформироваться в крупную компанию. Фокус внимания переместился на внутренние процессы — привычные вещи требовали корректировок. В результате в компании выделили две вертикали: контент и продукт.

К школьным курсам стали добавляться внешкольные. Например, по просьбам родителей в Учи.ру запустили курс по программированию. Позже появились курсы по финансовой грамотности, планированию и постановке целей, анатомии и слепой печати.

По мере роста трансформировалась корпоративная культура. Студенческий дух сменился на профессионализм и опыт крупной ИТ-компании. Руководство разрабатывало программы адаптации новых сотрудников, проводило оценку 360 (оценка персонала через опрос его окружения) и работало над удержанием специалистов. В социальный пакет включили ДМС, квоты на обучение и материальную помощь.

У компании появилась официальная миссия — вдохновлять на развитие — и сформулированные ценности: ориентация на результат, здравый смысл и сильная команда.

Во время пандемии аудитория Учи.ру выросла до 8,5 млн пользователей к концу 2020 года, до 10 млн — к концу 2021 года. Компания научилась организовывать удаленную работу, в том числе найм. Случилась еще одна важная внутренняя трансформация — появилась наглядная матричная организационная структура с разделением по продуктам.

В итоге Учи.ру стала группой компаний, объединив не только одноименную образовательную платформу, но и школу онлайн-репетиторов «Учи.Дома», образовательный портал «Учи.Ответы», сеть офлайн-кружков Учи.ру по программированию, математике и английскому языку, образовательный онлайн-ресурс «ЯКласс».

Несмотря на все изменения, внутренние исследования компании показывают, что для сотрудников по-прежнему ключевая ценность работы — социальная значимость проекта. Это было на старте, и это остается актуальным сегодня. Методисты и дизайнеры прорабатывают каждую карточку отдельно, а многие персонажи из внешкольных курсов создаются на основе прообразов реальных сотрудников.

Приглашаем отпраздновать десятилетие Учи.ру вместе с нами и принять участие в викторине. Всех участников ждут подарки от партнёров и скидки.

Вопросы посвящены истории онлайн-платформы и курсам. Присоединяйтесь к соревнованию и узнайте, почему нас выбирают более 10 млн российских школьников.

0
3 комментария
Егор Власов

Вдохновляющая история, хотя и чувствуется, что уже "приглаженная" - видимо, компания становится становится серьезной. Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Яицкая

Открыли платформу с дочкой-первоклассницей. Не передать словами, насколько это крутой продукт! Постепенно открывали с дочкой курс за курсом. Очень нравится Программирование, Шахматы. Спасибо огромное всей команде!

Ответить
Развернуть ветку
Роза Фомина

Я безмерно благодарна вам за то, что мой ребенок может заниматься самостоятельно, а пока отдыхаю и читаю спокойно новости. Мы прошли почти все курсы на вашей платформе!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null