{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Олимпиады Учи.ру как лучшая практика в школьном EdTech

Рассказываем, как мы придумали интеллектуальные состязания, в которых ежегодно участвует несколько миллионов школьников.

Олимпиады, как правило, проверяют предметные знания и способности школьников в решении нестандартных задач. Традиционно этот формат используется для выявления одаренных учеников. Команда Учи.ру решила пересмотреть подход к проведению олимпиад и превратить его в масштабное онлайн-состязание, направленное на развитие интеллектуальных способностей всех участников.

Олимпиады Учи.ру не только проверяют, насколько ребенок разбирается в конкретной области, но в первую очередь развивают логику, умение искать нестандартный способ решения задач в условиях ограниченного времени. Такой подход к олимпиадам объединил миллионы детей в их стремлении узнавать предмет с новой, неожиданной стороны.

Рассказываем, как в Учи.ру подарили новую жизнь олимпиадам, провели более 100 онлайн-соревнований за 5 лет и сделали этот формат самым популярным на платформе.

Как появились олимпиады на Учи.ру

Олимпиады появились на платформе в 2014 году. Одной из первых стала ежегодная олимпиада по математике «Плюс» для учеников 2 классов в партнерстве с Центром педагогического мастерства. Олимпиада проходила в гибридном формате — дети в классе решали задания онлайн.

Пример задания из олимпиады по математике «Плюс»

В 2015 году появилась первая олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель» для 1–6 классов, разработанная совместно с Московской школой управления «Сколково». Именно она стала прообразом всех последующих онлайн-соревнований на Учи.ру.

Олимпиада включала 10 интерактивных заданий, напоминающих мини-игру, на решение которых отводилось 60 минут. Олимпиада полностью проходила онлайн в течение нескольких недель. Принять в ней участие мог каждый школьник, зарегистрированный на платформе, в удобное для него время.

Во время подготовки заданий к первой олимпиаде по предпринимательству мы столкнулись с некоторыми сложностями:

  • в школах на тот момент не было предмета, который учил бы детей бизнес-навыкам;
  • не было понимания, как объяснить ребенку сам термин предпринимательства из-за большого количества трактовок.

Поэтому мы решили основной акцент в заданиях сделать на развитие навыков лидерства, планирования и управления. В каждой олимпиаде по предпринимательству есть задачи по созданию продукта, организации бизнеса и команды, по управлению процессами и планированию времени. Но главное — все задания направлены на то, чтобы помочь ребенку развить навыки мышления для реализации его бизнес-идей в жизнь.

Пример заданий из олимпиады «Юный предприниматель»
Пример задания из олимпиады «Юный предприниматель»

В каком-то смысле олимпиада по предпринимательству соединила все сильные характеристики продуктов Учи.ру — прикладной характер заданий, развитие навыков XXI века вместе с предметными знаниями, интерактивность и уникальную подачу.

Следом появились и другие онлайн-состязания — по русскому языку, по математике «Дино» — которые полностью повторяли формат олимпиады по предпринимательству.

Пример задания из олимпиады «Дино» по математике

Первая олимпиада по русскому языку стала настоящим вызовом для команды. Если процесс создания заданий по математике и предпринимательству был понятен — берешь головоломку и усложняешь ее проходимость в зависимости от класса — то русский язык так просто не укладывался в формат мини-игры с усложнением.

Примеры заданий из олимпиады по русскому языку

Как сейчас развиваются олимпиады

Успех первых олимпиад вдохновил нас на создание онлайн-соревнований и по другим предметам: олимпиада по математике «Дино» стала межпредметной, добавились состязания по программированию, окружающему миру, английскому языку и литературе.

Стали появляться новые олимпиады по внешкольным предметам, например, «Экология», «Безопасные дороги» и «Безопасный интернет».

В 2022 году в олимпиаде «Безопасные дороги» приняли участие почти 4,5 млн школьников. Это пока наиболее охватная олимпиада на платформе. Всего в 2022 году количество участников олимпиад на Учи.ру составило 9,3 млн.

Большой опыт создания заданий по внешкольным предметам научил команду Учи.у разрабатывать олимпиады практически на любую тему, превращая их в образовательные игровые квесты для школьников. Так, например, в 2018 году на Учи.ру прошла Всероссийская метапредметная краеведческая олимпиада «Ближе к Дальнему», организованная совместно с Дальневосточным федеральным университетом и с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Про команду и сложности

В команде олимпиад Учи.ру сейчас работает 35 человек. Им помогают сотрудники техподдержки, маркетинга и PR.

Менеджер продукта согласовывает и фиксирует важные стартовые данные проекта — тему, сроки, цели, аудиторию — и следит за всем процессом работы над проектом.

Методист придумывает задачи разного уровня сложности и ищет сюжеты, которые помогут сделать задание интереснее.

UX-дизайнеры и иллюстраторы. Дизайнеры создают логику прохождения задачи в сером макете, подбирают оптимальное расположение элементов, текстов и иллюстраций. Часто перепридумывают задачу в новом сюжете и новой механике, чтобы обновить привычные задания. А иллюстраторы наполняют макеты персонажами и фонами.

Front и back разработчики реализовывают пользовательскую и программную логику олимпиады.

Тестировщики проверяют корректность работы продукта на всевозможных устройствах, в разных ОС и браузерах, чтобы ребенку не приходилось сталкиваться с техническими препятствиями в выполнении заданий.

Процесс разработки олимпиад сопровождается рядом сложностей, среди которых:

1. Выбор нужного уровня сложности
Слишком простые или, наоборот, слишком сложные задания снижают мотивацию и познавательный интерес ребенка. Поэтому методисту важно верно подбирать уровень сложности заданий. Так как ученики стремятся быстро прочитать задачу и сразу перейти к ее выполнению, формулировки и условия должны быть понятными, при этом само решение — нетривиальным.

Мы стремимся к тому, чтобы в одном разделе олимпиады были задания разной сложности, чтобы ученик наверняка бы смог решить хотя бы несколько. При этом со сложными заданиями получится справиться только у самых сильных.

2. Обучение вместе с проверкой знаний
Так как мы ежегодно расширяем темы соревнований и добавляем к ним внешкольные предметы, важно перед проверкой знаний сначала обучить ребенка. Поэтому в некоторых наших олимпиадах есть теоретический блок. Только после его прохождения школьники могут приступать к решению заданий.

Пример обучающего блока из олимпиады

Почему олимпиады так популярны

Есть несколько характеристик, благодаря которым олимпиады Учи.ру стали лучшей практикой, которую в последующем стали использовать другие образовательные платформы. Расскажем о них подробнее:

1. Ребенок сам приходит к решению
Олимпиадные задания построены так, что ребенок самостоятельно приходит к решению. Единственная сложность — проявить логику, смекалку и креативность. Мы видим, что такой подход нравится детям больше стандартных упражнений.

Пример задания с подсказками для самостоятельного принятия решения

2. Яркий и интерактивный дизайн
Все задания, даже самые простые, мы делаем яркими и интерактивными. Это привлекает внимание ребенка и вызывает желание попробовать свои силы в решении нестандартных задач.

Пример визуального оформления задания

3. Доступность
Участие в олимпиадах доступно каждому ребенку вне зависимости от успеваемости и уровня знаний, так как задания в первую очередь направлены на проверку и развитие смекалки и сообразительности.

4. Система поощрений
Независимо от финального количества баллов каждый школьник получает сертификат, грамоту или диплом за прохождение олимпиады. Похвала мотивирует детей улучшать свои результаты и пополнять библиотеку наград. Такое вроде бы простое решение помогло превратить олимпиадное движение в целую культуру — школьники уже не соревнуются друг с другом, а следят за тем, как из года в год улучшаются их собственные результаты.

Диплом, который выдавался всем участникам олимпиады по шахматам

5. Вселенная персонажей
С постепенным развитием олимпиад, создавались и новые заврики — персонажи платформы Учи.ру. Теперь дети ждут новых состязаний, чтобы узнать больше о любимых героях, посмотреть, с кем они дружат и какие сложности преодолевают.

Заврики, которые появляются в олимпиадных заданиях

6. Удобный инструмент для учителей и родителей
Учитель может использовать олимпиады в качестве дополнительного инструмента вовлечения детей в предмет или для привлечения их внимания к социально-значимыми темами: экологии, здоровому образу жизни, правилам дорожного движения. А родители с помощью олимпиадных заданий могут повышать финансовую грамотность ребенка или познакомить его с новыми предметами, например, программированием.

Олимпиады на Учи.ру проходят в течение всего учебного года и принять в них участие могут все желающие, зарегистрированные на платформе. А задания всех прошедших олимпиад доступны в личном кабинете ученика, их можно использовать для подготовки к предстоящим олимпиадам или для общего развития.

Открывайте знакомые предметы с неожиданной стороны, будьте любознательными, развивайте логику и смекалку и не бойтесь смотреть на знакомые вещи под другим углом. Именно этого хочется пожелать нашим пользователям в канун уходящего 2022 года и в честь 10-летия Учи.ру.

Приглашаем его отпраздновать вместе с нами и попробовать ответить на вопросы викторины, которую разработала команда олимпиад. Всех участников ждут подарки от партнёров и скидки.

Вопросы посвящены истории онлайн-платформы и курсам. Присоединяйтесь к соревнованию и узнайте, почему нас выбирают более 10 млн российских школьников!

0
4 комментария
Андрей Грачев

олимпиады это хороший бонус для школьника ,у меня в школе была система поощрения поэтому у всех был стимул в них поучаствовать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лановой
лучшая практика в школьном EdTech

Мне одному режет слух EdTech? Почему не внешкольное обучение например.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Мухаметшин

Какая разница?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда