«Если человек один раз добился успеха, он искренне начинает считать себя самым умным в комнате»

Предприниматель Алексей Крол о том, почему самоуверенные профессионалы ошибаются чаще новичков.

«Если человек один раз добился успеха, он искренне начинает считать себя самым умным в комнате»

Для начала приведу несколько примеров.

В Израиле есть очень крутой перец, его зовут Дов Моран. Если кто не в курсе — это изобретатель флешки. В 2006 году он продал свою компанию монстру SunDisk почти за $1,6 млрд, и после этого стал национальным героем Израиля, потому что до него таких сделок никто не заключал.

После этого Моран вышел с идеей модульного мобильного телефона, вложил в компанию почти $100 млн собственных средств и еще больше денег инвесторов, ведь люди верили в его проект. Но в 2008 году неожиданно выстрелил iPhone и его идея провалилась.

Дов Моран и его модульный телефон
Дов Моран и его модульный телефон

В начале 1970-х годов один молодой режиссер пытался собрать деньги для съемки фантастической сказки, но ему все отказывали. Компания Fox сжалилась над убогим и выделила средства, но режиссер выбился из бюджета.

Fox остановила финансирование, и тогда режиссер вместе с командой октазались от зарплат, взамен попросив долю в прибыли. Представители Fox не верили, что картина окупится, поэтому с радостью согласились: они отдали режиссеру огромный кусок доли.

Когда Fox осознала, что с картиной что-то не так, было поздно. Фильм назывался «Звездные Войны», режиссера звали Лукас, а сейчас капитализация франшизы составляет более $14 млрд. Fox рвет на себе волосы.

Джордж Лукас на съемочной площадке, 1977 год. Фото LA Times
Джордж Лукас на съемочной площадке, 1977 год. Фото LA Times

Лет 20 назад в компанию Disney пришел сценарист и предложил материал с условием, что ставить фильм будет он. Студия жутко перепугалась, и перепродала права другой компании за $18 млн, вложив $16 млн. 90% бюджета составил гонорар звезды — Брюса Уиллиса.

В Disney очень радовался своему коммерческому успеху и прагматичности, ведь компании удалось нажить $2 млн. Фильм назывался «Шестое чувство», сценаристом и режиссером был М. Найт Шьямалан. В прокате картина собрала $628 млн, а Disney вместе с Fox рвет на себе волосы.

Есть тысячи историй, как очень крутые и важные ребята с большими успехами за плечами создавали неудачные проекты или ошибались.

Есть тысячи историй, как голодранцы под носом у снобов из фондов и корпораций создавали компании-монстры, а потом их фамилии — Гейтс, Джобс, Безос, Ма, Брэнсон — становились символами.

У успешных людей таких историй навалом. Это означает, что инновации — трудная штука, а будущего никто не знает.

Аналитики пишут свои отчеты не потому, что знают будущее, а потому, что будущего никто не знает, и когда мы покупаем эту макулатуру, нам становится легче иметь дело с хаосом.

Мы прячемся за свою веру в то, что мы можем что-то предсказывать, потому что нам так легче. Но, как сказал классик, проблема даже не в том, что человек смертен, а в том, что он смертен внезапно.

Не сговариваясь, оказался неким боком вовлечен в несколько кейсов и проектов с идентичным диагнозом:

  • Крутые основатели с крутым успехом в прошлом.
  • Немерено ресурсов, мощная команда.
  • Много PR-активности.
  • Полный треш и угар с идеей, продуктом и тем, что они делают.
  • В нескольких случаях финансирование уже остановлено, в некоторых будет остановлено или возвращено с вероятностью близкой к 100%.
  • Число таких проектов нарастает.

Если человек один раз добился успеха и заработал денег, он искренне начинает считать себя самым умным парнем в комнате. Что автоматически приводит к нарушению все мыслимых подходов и рекомендаций при развитии новой идей и стартапа.

То есть ошибки, которые были бы просто невозможны в этой ситуации для новичков, становятся нормой. Кстати, в корпоративном мире все еще хуже. Недаром Стив Джобс говорил: «Оставайся голодным, оставайся сумасшедшим».

Венчурные деньги называют умными деньгами, но я вижу, какое количество денег бесполезно сжигается. Поэтому мне кажется, что все-таки венчурные деньги — это глупые деньги. Хотя, если глупыми назвать венчурные деньги, то как же назвать те, что отдаются под ICO?

2929
25 комментариев

Приходилось общаться с людьми, которые один раз добились успеха - сделал и продукт и продали.
Они так уверенны, что только их подход единственно верный.
С ними страшно иметь дело, они слепы от своего прошлого успеха.
Второй раз они ничего похожего не сделают, но зато со знанием дела раздают советы.

11
Ответить
Комментарий удалён модератором

Aviato

15
Ответить

радио в интернете :)

3
Ответить

По-моему, можно привести очень большое количество как примеров, так и контр-примеров к мыслям из этого поста. А значит нет никаких закономерностей между прошлыми успехами и будущими провалами/взлётами. Каждый человек уникален и глупо что-либо обобщать.

Сам автор, кстати, упомянув в статье Бренсона и Джобса противоречит идее и заголовку статьи. Бренсон создал огромное количество компаний в абсолютно разных нишах, от супер успешной студии звукозаписи (его первый бизнес) до авиаперевозок и газировки. Когда Джобса выгнали из Apple, он основал Pixar и прошлый успех не затмил ему разум. Про Илона Маска и Paypal тоже все знают.

Можно вспомнить и наших российских предпринимателей. Нелюбимый на этом сайте Тиньков основал, по-моему, 5 прибыльных компаний и каждая следующая была успешней предыдущей. Дуров после vk запустил Telegram, которым сейчас пользуются миллионы человек по всему миру.

Безусловно, есть люди, у которых ЧСВ влетает до небес после первого успеха, туманит им мозг и сильно мешает. Но также есть те, кто с каждым успехом/провалом становится умнее и мудрее.

14
Ответить

собственно согласен.
а приведенные примеры в статье скорее говорят о том, что всем людям свойственно ошибаться, даже самым успешным в своих нишах)

1
Ответить