Как боты меняют коммуникации

Валерий Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум»

Механический труд победил ручной. Замену человека машиной затеял ещё Форд, придумав конвейер. С тех пор многое изменилось — роботы вытесняют людей уже не только в физическом, но и в интеллектуальном труде. И мы с вами — счастливые современники качественного скачка в этом процессе. После того как Каспаров в 96-м году проиграл компьютеру в шахматы, железный мозг продвинулся довольно серьезно. Сегодня нейросеть создаёт картины, дописывает альбомы Егора Летова, робот обыгрывает лучшего в мире игрока в Го. А в августе бот Илона Маска выиграл чемпионат по второй Доте, а это уже не шутки.

Как боты меняют коммуникации

Год назад аудитория 4 мессенджеров-лидеров превысила аудиторию 4 крупнейших соцсетей. В России ими пользуются от 50 до 60 миллионов человек. И хотя чаты, каналы и боты пока остаются развлечением узкого круга лиц, очень скоро они станут новыми медиа, соцсетями, сайтами и рекламными каналами — все в одном. По прогнозу консалтинговой компании Gartner, к 2020 году 85% клиентских коммуникаций будут происходить без контакта с людьми. Вместо тучи приложений с отдельными ярлыками, которые вместе уже не влезают даже на экран топовых Самсунгов-лопат, будет одно единственное приложение – мессенджер. А в нем – банк, такси, новости, билеты на ближайший отпуск, что-нибудь на посмеяться – всё, на что хватит фантазии разработчиков, и что найдёт отклик у аудитории.

Роботы вместо людей?

Бот — это программа-собеседник, в которую заложен алгоритм ответов на запросы, способная имитировать реальный диалог. По идее, любого менеджера по продажам, работающего по скрипту, можно заменить на бота.

Обычные боты ограничены заложенными в них шаблонами: команды пользователя вводятся текстом либо кнопками в интерфейсе чата, программа реагирует на них строго определенным образом. Обучаемые боты находят подходящие ответы в своей базе диалогов, подстраиваясь под беседу, и даже могут создавать и сохранять новые, наиболее удачные шаблоны. Бот с нейронной сетью в качестве мозгов теоретически не ограничен ничем.

Представьте, что вас посылают в командировку в Питер. Что вы обычно делаете? Идёте в бухгалтерию за документами, потом в отдел деловых поездок за билетами и бронью гостиницы, потом гуглите, как добраться до выставки, какая погода в Питере в эти дни, стараетесь не перепутать время вылета. А сотрудник КРОК, одной из крупнейших ИТ-компаний России, пойдёт на корпоративную кухню, нальёт себе кофе и напишет КРОК-боту в чатике: «Привет, железяка! Я еду в командировку в Питер 1 декабря. Сделаешь все, как надо?» Бот сам постучится в бухгалтерию, пошлет запрос специалисту службы деловых поездок, пришлёт билеты и бронь на ближайший принтер.

Как боты меняют коммуникации

КРОК Бот – пример многофункционального корпоративного бота со сложным алгоритмом. Автоматизированный набор типовых бизнес-процессов, облеченный в форму чат-бота в мессенджере. Он значительно облегчает жизнь коллектива и, в принципе, может полностью заменить собой офис-менеджера — даже кофе «сделает», заказав его доставку.

В бизнесе вообще много процессов, которые автоматизируются на ура. Помните недавний шум вокруг hr-бота Веры? Её уже успели протестировать в МТС, Пятерочке, Ростелекоме, PepsiCo. Вы ей: «Верочка, найдите мне Новосельцева линейный персонал для нового гипермаркета». Она вам: «Будет сделано!». Собирает резюме с пяти сайтов, сама обзванивает кандидатов и даже видеоинтервью проводит. И вот у вас соискатели в гипермаркет не помещаются.

Как боты меняют коммуникации

Она, конечно, не сможет распознать подающего надежды продажника по блеску в глазах, но обзвонит кандидатов, выяснит, устраивают ли их условия работы, опросит по стандартной анкете, распознает и отфильтрует результаты и выдаст рекрутеру «сухой остаток». Работа, которая сжирает кучу рабочего времени, а по сути вообще не требует присутствия живого человека.

Ещё одна модная тема — саппорт-боты. Прекрасная замена существующего канала клиентской поддержки и возможность его разгрузить, дополнить, улучшить. Пользователи тепло встречают переход саппорта в мессенджеры: не приходится долго ждать ответа и можно получать помощь там, где и так проводишь большую часть времени. Это как пицца с доставкой: та же вкусная, горячая пицца, только ещё и ходить никуда не надо.

Достойный представитель ботов-помощников – виртуальный консультант колл-центра мегафона Елена. Пока она работает только в Москве и является всего лишь надстройкой голосового меню: те же «для перехода в основное меню нажмите решетку», но приятным женским голосом и нормальным русским языком. На 70 стандартных вопросов Елена может ответить сама, а если слишком сложно, перенаправляет на оператора. Благодаря разработкам питерского «Центра речевых технологий» она на 80% понимает слитную речь и успешно обрабатывает более 50% обращений.

Как боты меняют коммуникации

Другой удачный кейс – саппорт-бот каршеринга YouDrive, который взял на себя 65% звонков в компанию. Он пока не развлекает клиентов разговорами и вообще не имеет голоса, зато приносит явную пользу: консультирует по стандартным проблемам, вроде «как завести автомобиль», «что делать, если я попал в ДТП», а если готового решения нет в базе — перенаправляет в соответствующий отдел на живого сотрудника.

У американских маркетологов тоже есть умный помощник. Разработанный русскими специалистами Михаилом Меланьиным и Артемом Кейдуновым аналитический statsbot работает на базе корпоративного мессенджера Slack. Он выгружает статистику из Google Analytics, Salesforce, Mixpane и других сервисов, обрабатывает ее и показывает в виде графиков, сводных таблиц и диаграмм. 5000 инсталлов за 2 месяца, самый популярный бот в Slack – statsbot уже стоит на смартфонах маркетологов NASA, Vimeo, SalesForce, Pebble. Он удобный, полезный и наглядный.

Как боты меняют коммуникации

Мессенджер Telegram, перспективный в плане технических возможностей, изобилует чат-ботами. @AviasalesBot следит за ценами по выбранным направлениям и сообщает, когда цена на них снижается: например, маякнет, когда билеты Москва — Море на август подешевеют на 30%. @TaxiMaximBot оформляет заказ без необходимости звонить оператору и даже скачивать приложение. А @egrul_bot облегчает жизнь предпринимателей: присылает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по номеру ИНН или ОГРН.

Как боты меняют коммуникации

Личные коммуникации

Часто незначительные изменения полностью переворачивают знакомые, устоявшиеся сферы. Вот занимались маркетологи SEO и баннерной рекламой, а в 2004 году один студент по имени Марк запустил сайт, чтобы мальчики и девочки знакомились, и уже никто не мыслит рекламной кампании без продвижения в социальных сетях. Такие же изменения происходят прямо сейчас в привычных нам способах общения с целевой аудиторией. Чат-боты – это не только электронные помощники, избавляющие от необходимости лишний раз тыкать кнопки. Это новая площадка для информационного вовлечения, объединяющая людей с общими потребностями, предлагающая брендам уникальный канал коммуникации.

Яркий тому пример – @MatryoshaBot, разработанный digital-агентством «Интериум» и SPN Communications (спасибо им за смелость!). Она успешно отработала на 16-ом форумe Baltic Weekend: рассказывала участникам о программе, спикерах, премии PROBA Awards, развлекала чатом, стикерами и советами, чем заняться в Питере. Но Матрена Андреевна – больше чем просто машина. Это машина с мозгами – интеллектуальная система Матрёша 2.0.

Как боты меняют коммуникации

Кроме годных шуток и эффективной автоматизации она совершила информационный прорыв. Её чат, созданный как саппорт-инструмент под конкретное мероприятие, зажил собственной жизнью. Участники пользовались ботом, чтобы быть в курсе событий, но живой, душевный разговор с Матрешей, где автоматика искрометно модерировалась операторами, настолько вовлек цвет российского PR-сообщества, что активная беседа продолжилась и после окончания форума.

За 2 дня @MatryoshaBot получила более 4000 сообщений от участников и отправила 13000 ответов, чем заслужила почетное звание «бот-ведущий». Кроме того, её приглашали на ужин и свидание, просили совета по поводу вечернего наряда, спрашивали, где можно поесть и выпить, а после узнавали информацию об аптеках, пытались флиртовать и даже приглашали в свой номер.

Робот (пока ещё не без помощи людей, конечно) сумел «зажечь» цвет коммуникационного рынка, который ежегодно собирается на Baltic Weekend.

Возможности ботов не ограничиваются объединением узкопрофессиональной аудитории. Они в состоянии стать центром притяжения для широкого круга людей. Например, массовым инструментом для поиска автопарковок, пунктов велопроката, обсуждения проблем реновации и даже вызова сантехника. Digital-агентство «Интериум» уже создает таких ботов для местной эко-системы. Пока это инновационные проекты, но уже скоро подобные каналы станут привычным местом общения людей для совместного решения насущных вопросов.

Чат жильцов по благоустройству двора или электронное родительское собрание – бренды должны быть готовы выстраивать грамотную линию общения в таких беседах, ненавязчиво предлагая одним саженцы цветов, другим учебники. Локализация онлайн-общения – будущее, которое начинается уже сегодня. Люди быстро устают от назойливой рекламы и уже не замечают кричащие объявления в соцсетях. Сегодня у аудитории вызывает настоящую заинтересованность только то, что происходит на соседней улице, в городском парке, в булочной за углом.

Digital становится «ближе к телу» каждый день. В недалекой перспективе бизнес сориентируется и переключится с маркетинга в социальных сетях на личные коммуникации. Бренды научатся общаться на языке наших соседей, создавать искусных ботов, маскирующихся под живых людей. И тогда мы перестанем отличать, кто так вкусно рассказывал про ужин в ресторане по соседству – соседка с третьего этажа или бот этого заведения. Жизнь станет интересней, а реальное общение и дружба – редким и ценным подарком.

33
3 комментария

А в августе бот Илона Маска выиграл чемпионат по второй Доте, а это уже не шутки.Вранье и нежелание разобраться в теме. После таких фраз пропадает доверие ко всей остальной статье.

Представьте, что Бостон Дайнемикс научила своего робота очень стабильно бить по мячу - благодаря мгновенным расчетам он каждый раз точно подбирает силу удара и место соприкосновения с мячом, и поэтому 100 из 100 раз он попадает мячом в заданную точку. После чего именно в таком формате - попаданий в заданную точку - он соревнуется с Роналдо и побеждает его в пух и прах.
(При всем при этом этот робот всё еще неуклюжий, концепции футбола не понимает, ведением мяча не владеет, в команде играть не умеет.)

Описать это как "команда из роботов Бостон Дайнемикс победила в Лиге чемпионов" - это сделать то, что было сделано в статье. На самом же деле команда ОпенАИ вычленила из Доты одну сугубо механическую составляющую - противостояние на линии - и сумела натренировать своего бота так, чтобы он в этом аспекте стал сильнее любого профессионального игрока. Ну и на чемпионате успешно это продемонстрировала в шоу-матче против одного популярного про-игрока.
Но стояние на линии - лишь малая часть игрового процесса, к слову, довольно просто поддающаяся алгоритмизации в отличие от игры в целом. Да и к тому же был выбран специфический герой и противостояние было "зеркальным", в реальных играх такого не бывает.

В самом чемпионате никакая команда из ботов не участвовала, так как эта задача в тысячу раз глубже и сложней, ОпенАИ обещали это на следующий год - ждем-с.

1
Ответить

https://blog.openai.com/more-on-dota-2/ - здесь можно почитать подробнее.

Ответить