Мама, я тимлид!
Год назад, в мою обычную жизнь, стали вдруг приходить рабочие термины. Работаю я маркетологом в IT компании. И на многие вещи я стала смотреть через призму работы.
Так вот, в декабре я стала тимлидом (у меня в команде оказалось 3 человека и куча подрядчиков) и я столкнулась с пониманием, что я не понимаю, как управлять командой. У меня в голове было представление, что моя команда - это все осознанные люди, которые сами знают, что делать. Но почему-то иногда не делают.
Оказывается люди любят, когда им дают задачи. Желательно четкие, коротки и простые. Да чего уж там, я и сама люблю. Кстати, это оказывается распространенный паттерн, выбирать задачи, которые проще делать, даже если у них не очень высокий приоритет, по сравнению с другими задачами.
Однажды в поезде Нижний Новгород - Москва я прочитала книгу "Мама, я тимлид" и решила некоторые советы применить в работе. Ехала я как раз в офис, встретиться с коллегами и всем радостно объявила, что с этого дня наша жизнь заиграет новыми красками. Я стала учиться формулировать задачи, стала делегировать, стала контролировать и давать обратную связь
(обязательно в нетоксичный форме). Ну прелесть, а не тимлид, я считаю.
И я подумала, хм, это работает с коллегами, а вдруг это будет работать с двумя моими дочками. Так сказать экстраполировала свой новый опыт на быт и воспитание. Так-то у нас коллектив, а значит я, тоже своего рода, тимлид. Тим у нас небольшой: Майя - 4 года, Кира - 2 года, Настя - 30 лет.
Теперь Маюша загружает стирку, помогает одеться младшей. А младшая собирает с пола игрушки, что уже прогресс.
Самая сложная задача, которую пока решала Маюша по моему четкому ТЗ: собрать грязные вещи, рассортировать на детское и взрослое, положить в стиральную машинку, нажать на кнопочку. Практически полный цикл.
Кто-то скажет, так и надо. Дети по умолчанию должны помогать!
А вот надо ли. Я не помню, как это было, но в какой-то момент, любая просьба моей мамы стала вызывать у меня агрессию. Мне казалось, что я только и делаю, что выполняю просьбы. А маме казалось, что я ничего не делаю, ну и конечно, что в комнате бардак. Этот вечный конфликт отцов и детей. А еще, мне кажется, многие родители не умеют просить. Типа, ты ребенок, ты по дефолту должен все делать. А просить, оказывается, тоже навык. Проверила на себе. Одно дело сказать " ну как быстро приберись в комнате" и совсем другое "повесь, пожалуйста, свои вещи на вешалки, сложи футболки в шкаф и аккуратно расставь книжки на полки"
Может, кто-то скажет, что это вообще-то эксплуатация детей.
Где там ювенальная юстиция? Мать под суд!
А деточки - цветочки, должны бегать вприпрыжку по зеленым цветущим холмам, под музыку Вивальди, складывать ромашки в корзинку, пить амброзию и наслаждаться жизнью. До скольки лет можно наслаждаться жизнью, и пить амброзию, каждый родитель сам решает для своего ребенка. Пока так.
Ту сам ап (выводы)
Книжки от души рекомендую к прочтению как родителям, так и тимлидам.
Четко сформулированная задача = на 50% увеличивает шанс ее успешного выполнения. Чем больше деталей, вводных вы дадите, тем проще и приятней будет выполнять задачу.
Надо вовремя давать обратную связь в конструктивной форме. ( Какая ты молодец, прекрасно собрала игрушки. Давай только в следующий раз медведи будут сидеть на верхней полке, а результат будет оформлен в таблицах Excel)
В идеале, когда команда сама просит обратную связь.
Когда у команды есть вопрос, не надо сразу бежать и предлагать 2-3 решения; наилучший вариант, это когда команда/ член команды сам предложит 2-3 решения.
Задача тимлида (лидера группы) предусмотреть все "узкие горлышки", которые могут возникнуть в процессе решения задачи варианты ее декомпозиции (разделения на более мелкие)
- Мам, я не могу надеть штаны!
- И что ты предлагаешь?
- Что бы ты надела мне штаны; Помоги мне
- Что конкретно ты не можешь сделать сама?
- Застегнуть пуговку
- Давай ты всунешь ноги в штанины, застегнешь молнию, а я помогу тебе застегнуть пуговку
(из разговора с Машей 3.5 года)
Вот еще одна книжка, которая очень перекликается с указанной выше.
Метрикой успеха лидерства, дома или работе, я считаю:
- выполненная задача
- уточняющие вопросы, которые я получаю в процессе ( а как именно, а что лучше)
- самостоятельно сгенерированные ответы на вопросы, возникающие в процессе выполнения задачи.
По итогу, воспитанная самостоятельность = куча свободного времени
Будет очень круто, если вы поделитесь книжками, и своими инсайтами 🥰