Электро самолёт
Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Как выбирать сооснователя/бизнес-партнера?

Легенда гласит, что бизнес с друзьями делать нельзя. С другой стороны — с кем попало тоже нежелательно. И человек должен быть надежный, и должно с ним быть волшебное “чувство локтя”. О том, как найти “того самого”, рассказывают российские предприниматели.

Как выбирать сооснователя/бизнес-партнера?

Олег Данилов, CEO сервиса для дистанционной оплаты топлива “Турбо”

Бизнес-партнера нужно либо знать лично, либо при его выборе руководствоваться рекомендациям людей, которым вы действительно доверяете. Партнер, безусловно, должен обладать какими-то компетенциями, которых недостает вам, чтобы выполнять задачи, которые вы не можете решить самостоятельно. Принимать окончательное решение стоит только после личной встречи. Ваши с партнером взгляды на какие-то моменты могут различаться, но главное, чтобы вы могли дискутировать и приходить к консенсусу в нормальном деловом русле. Помните – вам придется долго сидеть в одной лодке и грести в одну сторону.

Часто возникает вопрос, стоит ли сразу подписывать с бизнес-партнером какие-то документы. Я считаю, что начать сотрудничество можно с личной встречи: посмотрев партнеру в глаза, обсудив с ним детали, начать работать, опираясь не на бумажки, а на устные договоренности. А начало сотрудничества закрепить письмом, отправленным по электронной почте. Юристов лучше подключить потом – когда действительно будет что делить.

Дамир Латыпов, основатель Cointocoin

Я могу рассказать, как совершенно точно не надо выбирать себе бизнес-партнера: нельзя, чтобы у одного из вас были деньги, а у второго - только знания и навыки. Так рискует только один, второму рисковать нечем. Получается, что ваш партнер будет просто работать в вашей общей компании, ничего в нее не вкладывая. Такая схема никогда не работает. В случае неудачи, ваш сооснователь просто уйдет из бизнеса, ведь ему нечего терять. Он, скажем так, попробовал реализовать амбиции за ваш счет, но по каким-то причинам у него не получилось. Помните, что такой партнер всегда может уйти и стать наемным менеджером в другом месте, а вот вы останетесь с минусом.

Поэтому, на мой взгляд, все должны чем-то рисковать. Пусть это будет минимальная доля, но ваш бизнес-партнер обязан ею рискнуть. И, конечно, человек, который вложил в продукт больше, тоже должен разбираться в бизнесе, который он собирается строить. Ведь если миноритарий обладает какими-то знаниями, а мажоритарий - нет, вероятно, будут проблемы. Либо начнутся конфликты, либо это будет просто лайт-версия первого варианта развития событий: один из вас рискнет гораздо большим. Если же у партнеров примерно одинаковые доли, но все равно назревает конфликт, то следует поставить наемного менеджера. Так вы избежите ситуации с перетаскиванием одеяла: я здесь делаю все, а ты - ничего!

У меня есть такие партнеры, которые развивают со мной проекты. Эти люди очень близки мне по ценностям. Даже серьезные денежные вопросы решаются достаточно быстро, фактически по умолчанию. С такими партнерами очень приятно развивать любые идеи и идти нога в ногу.

Михаил Федоринин, основатель Calltouch

Всегда страшно начинать что-то серьезное в одиночку. Особенно когда делаешь это в первый раз. Все говорят, что работа с друзьями или родственниками неминуемо обратится в конфликт, но мой опыт показывает обратное. Другое дело, что, если вы решаетесь на этот шаг, всегда будьте готовы к тому, что друзей вы в итоге можете потерять.

Главное в таком партнерстве различать личное общение и бизнес-коммуникацию. Начинающие предприниматели часто их путают и берут себе в партнеры друзей или родственников, с которыми уже вроде бы выстроены хорошие доверительные отношения. Начать бизнес со знакомым – не приговор, если вы четко понимаете, что делаете это не из-за страха работать в одиночку, а вам действительно необходима экспертиза партнера. Мои наблюдения показывают, что подобный осознанный выбор – редкость.

На старте любого проекта важнее всего следующие экспертизы:

— Управленческая. Обязательно должен быть лидер, который сможет управлять проектом

— Продуктовая. Понимать продукт — это лишь половина успеха. Важно видеть, что ты хочешь получить через год, пять, десять лет

— Техническая. Без этой экспертизы вы очень быстро упретесь в стену с надписью: «Не умею. Не могу. Не понимаю.»

— Финансовая. Человек должен понимать, как управлять потоком денег и не вляпаться в кассовый разрыв

Анти Данилевский, основатель KICKICO, сооснователь WHIRL

Это сложная тема, но в общем случае считаю, что чем в бизнесе меньше основателей, сооснователей и партнеров, тем лучше. Стараюсь никого в статусе ко-фаундера на этапе формирования нового бизнеса не пускать, чтобы иметь полный контроль и вести бизнес туда, куда считаю нужным. Это позволяет избежать конфликтов и споров. Если кого-то “беру на board”, - то только опционами, без права принятия стратегических решений.

Если необходимо привлечь деньги, решающими факторами при выборе стратегического партнера/инвестора будет наличие опыта в той сфере, в которой действует бизнес, и заранее, на берегу закрепленная договоренность о невмешательстве: никто лучше создателя проекта не понимает, как в конечном итоге будет работать бизнес, и компромиссы скорее приведут к искажению и размытию оригинального замысла. Лучше отказаться от денег инвестора, который ничего не понимает в вашем деле, и инвестора, который будет терроризировать бизнес своим “авторским взглядом” на управление, развитие и процессы.

С точки зрения инвестора, (я даю деньги - партнеры создают бизнес) хочется видеть ответственность, активность, целеустремленность и упорство, а ещё - четкое осознание того, что, зачем и почему происходит, куда человек ведёт бизнес. В бизнесе нет мелочей: нужно понимать, что должно быть сделано, как это должно быть сделано, какими будут промежуточные цели, какие нужны ресурсы и кто должен быть в команде, сколько это всё стоит, что конкретно нужно для достижения каждого шага, и что это дает. Хорошие, бизнесовые “мозги”.

Качества, которые ценю в партнерах: постоянность, порядочность, честность и ответственность.

Качества, которые “сразу нет”: хитрожопость и эгоизм. Для меня важно, чтобы человек относился к другим с уважением, не считал себя пупом Земли и не болел звездной болезнью. Это всегда приводит к краху. Даже если у тебя миллиарды, это не делает тебя лучше других. Делать бизнес и оставаться порядочным - можно и нужно, особенно в наше время.

Сергей Катаргин, CEO компании “Независимые страховые консультанты”

Моё мнение, что лучший бизнес-партнер должен быть вашим тотальным единомышленником и специалистом в той же области, в которой вы делаете бизнес. Но в тоже время желательно, чтобы круги дружеского общения не пересекались. Можно делать успешный бизнес с друзьями и знакомыми, но это скорее исключение, чем правило. По моему опыту, дружеские отношения больше мешают работе, чем помогают. В бизнесе уровень ответственности огромен, поссориться с коллегой и поссориться с партнером по бизнесу – совершенно разные вещи.

В идеале нужно, чтобы партнеры по общему делу друг друга дополняли. Например, один занимается маркетингом, а другой берёт на себя техническую сторону. Или у одного аналитический склад ума, а другой – 100% гуманитарий. Тогда будет легко разделить сферы ответственности и вместе прийти к успеху.

Алия Прокофьева, президент ГК “Галактика”

У меня в жизни было 3 проекта в которых не получилось выстроить отношения с партнерами. В результате я пришла к следующему:

1. Человек полностью должен разделять твои ценности. Это первый шаг к обсуждению любых рабочих моментов. Без этого невозможен нормальный диалог.

2. Понимал и принимал твои цели. Не все мои проекты фокусируются на извлечении прибыли, и деньги не должны мешать коммуникации между людьми.

3. Проверка человека в напряженной ситуации. Смело берите его на пробежку или изнурительную кроссфит тренировку. Он проявит все положительные и отрицательные качества.

4. Бизнес партнер это как супруг(а). Держите глаза максимально открытыми и обращайте внимание на все мелочи.

У меня есть такие партнеры, которые развивают со мной проекты. Эти люди очень близки мне по ценностям. Даже серьезные денежные вопросы решаются достаточно быстро, фактически по умолчанию. С такими партнерами очень приятно развивать любые идеи и идти нога в ногу.

1212
8 комментариев
[]