От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

ВКонтакте появилась в 2006 году как место, где можно найти друзей, переписываться и обмениваться новостями. С тех пор соцсеть менялась вместе с пользователями: их привычками и самим мотивом выходить в онлайн. Это путь от первых чатов до платформы, где сегодня смотрят сериалы, созваниваются с друзьями, зарабатывают на контенте и покупают товары. В день рождения ВКонтакте покажем главные направления развития соцсети и услышим тех, кто стоит за ними: разработчиков, продактов, креаторов.

Социальные сервисы: всё для общения — в чатах, историях, каналах

Общение всегда было в центре внимания ВКонтакте. Но если на старте соцсети это был формат «Как дела?» от приятелей в личке, то сейчас возможностей больше. Сегодня это пространство, где люди находят новых друзей по интересам, делятся друг с другом идеями. Общение строится вокруг контента и его авторов, которых пользователь выбирает для себя сам.

Главная точка коммуникации — мессенджер. Здесь делятся постами, музыкой, клипами, видео. А в этом году мы запустили в мессенджере ещё один формат — каналы.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Истории смотрят 58 млн человек в месяц, а их дневная аудитория выросла за год на 14%. Этот контент живёт всего сутки и передаёт эмоции, важные здесь и сейчас. Именно спонтанность делает такой формат естественным поводом для разговора: мы выяснили, что часто с реакции на историю и начинаются диалоги. Ведь когда давно не общались, бывает сложно подобрать слова, проще отправить мем в ответ на историю. А там слово за слово, и…

Но основа всего в соцсети — по-прежнему друзья. И хотя этот раздел так же бережно хранит всех коллег, одноклассников и приятелей по детским лагерям, здесь тоже не без перемен. Сегодня это больше чем список контактов: ВКонтакте помогает быть в курсе интересов знакомых, советует контент на основе их активности. Так вы можете узнать, что вас с друзьями объединяет даже больше, чем вы думали: например, что вы подписаны на одни сообщества и можете обсудить кулинарию или искусство. Или что пригласить кого-то на пробежку или рыбалку точно будет хорошей идеей. А чтобы поддерживать связь, ВКонтакте сегодня много форматов: можно не только написать в чат, но и позвонить с видео или без, поделиться музыкой и клипом, отправить подарок, упомянуть человека в своём посте или истории.

Видео: от первых роликов к студии в кармане

Если на заре ВКонтакте пользователи просто загружали ролики для себя и друзей, то теперь из этого выросла видеоплатформа. Сформировались два направления: VK Видео и VK Клипы. Они охватывают все сценарии просмотра и создания контента: длинного и короткого, любительского и профессионального, развлекательного и познавательного.

VK Видео предлагает зрителям огромную библиотеку контента: здесь доступны эксклюзивные шоу и проекты с популярными блогерами, фильмы и сериалы, спортивные трансляции, мультфильмы и другие жанры. В месяц платформу посещают 76,4 млн человек, а в день могут зайти до 38 млн. Для просмотра есть отдельное приложение, в том числе для смарт-тв, версия для браузера и раздел прямо ВКонтакте. Так что смотреть можно где и когда удобно, переходя с устройства на устройство: в пути — на телефоне, дома — на ноутбуке или телевизоре.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

VK Видео развивается и как площадка для авторов. Сейчас на платформе публикуют ролики 182 тысячи уникальных авторов. Благодаря им контент постоянно обновляется, освещает большинство тем и отвечает интересам зрителей. Платформа помогает начинающим видеоблогерам: в школе авторов учат снимать качественные ролики, уверенно держаться перед камерой, находить свою аудиторию и зарабатывать на творчестве. А грантовые конкурсы дают авторам шанс реализовать свои идеи с поддержкой от экспертов и платформы.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Если VK Видео — это пространство для вдумчивого просмотра и длинных форматов, то VK Клипы развиваются в другой плоскости: они про спонтанность и творчество на ходу. Короткий формат подходит для другого сценария: когда есть всего десять минут, вы вряд ли откроете часовое видео. А вот лента клипов за то же время даст быстрый заряд эмоций и вдохновения. Этот же принцип отражают инструменты для авторов. Во встроенном редакторе клипов есть всё, чтобы быстро снять ролик, смонтировать и показать его многомиллионной аудитории. Такая мини-киностудия в кармане, чтобы вирусные идеи легко становились роликами и попадали к зрителям.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Авторы: трек роста для оригинальных креаторов

Авторы ведут сообщества, каналы, снимают клипы и видео, делятся историями. Создают то, ради чего миллионы людей каждый день заходят в соцсеть: чтобы открывать новое, следить за новостями, обсудить интересное с близкими и просто улыбнуться.

Роль платформы в том, чтобы создать среду развития для всех креаторов. Одни пишут, рисуют, делятся опытом просто для души, а другие профессионально развивают свои сообщества, ведут бизнес. Но для всех важно находить свою аудиторию и получать отдачу от творческих усилий. Поэтому мы совершенствуем рекомендации, расширяем возможности для авторов и бизнеса, а также развиваем инструменты монетизации: партнёрскую программу, VK Donut, VK AdBlogger и монетизацию видео. Используя эти возможности, авторы в прошлом году заработали в сумме 7,1 млрд рублей.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Каждый автор — часть этой работы и диалога. Особенно ценно, когда путь автора внутри ВКонтакте становится продолжительным и стабильным. Как у художника Антона Gudim — он уже больше 11 лет ведёт сообщество ВКонтакте.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

А тем, кто делает первые шаги, помогает Фонд оригинальных авторов VK. Это инициатива для тех, кто регулярно публикует уникальный контент в своём паблике с аудиторией от 1 до 100 тысяч подписчиков. Фонд помогает создателям контента найти свою аудиторию в соцсети и обрести уверенность: предоставляет авторам экспертную поддержку и ежемесячную выплату на развитие сообщества.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Социальная коммерция: из контента к покупкам

ВКонтакте пользователи и бизнес давно на связи. Люди подписываются на страницы брендов, следят за новинками, участвуют в опросах, обсуждают товары в комментариях, консультируются с администраторами в сообщениях. Когда в 2020 году появилась витрина «Маркет», бренды смогли добавить свои товары прямо в сообщества.

В этом направлении ВКонтакте логично развилась в полноценную платформу социальной коммерции. Здесь есть бизнесы с самыми разными товарами и услугами, есть заинтересованные покупатели и есть контент от авторов. Всё это объединяется в новый формат — шопсы. В постах и историях, клипах и трансляциях, в длинных видео могут интегрироваться карточки товаров или ссылки. По ним можно купить понравившуюся вещь в пару касаний.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Главная движущая сила этого формата — авторы. Они знают свою аудиторию и могут посоветовать подписчикам подходящие товары. При этом реклама нативно вписывается в стиль и тематику контента автора, ведь он сам выбирает, о каких продуктах рассказывать.

От общения к покупкам в соцсети: как ВКонтакте выросла в пространство контента и возможностей

Социальная коммерция в соцсети основана на доверии подписчиков к авторам. Люди не ищут, где купить что-то конкретное, а вдохновляются стилем и идеями друг друга — и могут сразу попробовать. А для бизнеса и авторов это инструмент заработка и вирального охвата: когда контент с товарами попадает в рекомендации, растут и продажи, и аудитория.

Что общего у всех этих направлений, форматов и инструментов ВКонтакте? Современная технологическая база. Ежедневно платформа обрабатывает миллиарды событий: публикации, видео, сообщения, покупки. Выдерживает пиковые нагрузки от десятков миллионов подключений. Контент доставляется через собственную CDN (сеть доставки контента) и системы умного кеширования, а рекомендации формируются алгоритмами машинного обучения в реальном времени.

И технологии здесь не ради технологий. Они нужны, чтобы создавать ежедневный удобный опыт для наших пользователей: тех, кто выбирает фильм на вечер, на ходу записывает видеокружок в чат, запускает рекламную кампанию. Чтобы всё работало быстро, стабильно и персонализированно.

За 19 лет ВКонтакте прошла путь от площадки для онлайн-общения до обширного пространства идей, творчества и возможностей. Здесь постоянно появляются новые форматы, проекты и связи, и каждый может реализовать свою идею: сообщество, магазин, благотворительный проект и что угодно ещё. Мы продолжим развивать направления, которые объединяют людей и откликаются на их запросы. Это разноплановый контент и инструменты для авторов, новые возможности социальной коммерции для покупателей, креаторов и бизнеса. Будем совершенствовать рекомендательные технологии и делать инфраструктуру надёжнее. И точно сохраним неизменным главное: неравнодушную команду и фокус на передовых IT-решениях — чтобы помогать людям быть ближе друг к другу.

9
3 комментария