Трансформация роли IT-департамента в бизнесе

Прогрессивные компании понимают, что IT-департамент не только поддерживает технические процессы, но и участвует в разработке стратегий и цифровой трансформации бизнеса. Однако не все руководители рассматривают айтишников как стратегических партнеров. В этой статье расскажем об изменении роли IT-департамента и руководителя службы информационных технологий.

От нелояльных сотрудников до стратегических консультантов

AXES Management исследовала вовлеченность сотрудников банков, производственных компаний и ритейла: только 45% «айтишников» вовлечены в работу и лояльны к компании. Это самый низкий показатель среди специалистов непрофильных для бизнеса подразделений.

Руководители крупных компаний стараются исправить ситуацию. Без технологической изменений бизнес обречен на неудачу. По результатам опроса Digital Leader, PwC, IDC и КРОК в 52% компаний за цифровую трансформацию отвечает именно IT-директор (CIO).

Аналитика IBM CIO Leadership Forum Survey показала, что 84% руководителей IT-департаментов уверены в значительной трансформации отрасли благодаря технологиям. Лишь 16% считают, что компании используют их потенциал на 100%. Большинство руководителей не знают, как грамотно интегрировать технологии в бизнес и какая польза от этого будет.

Новая реальность трансформирует IT-подразделения — теперь это не столько технические специалисты, сколько стратегические консультанты, помогающие бизнесу получать максимальную отдачу от вложений в IT.

Интеграция IT-департамента в бизнес-процессы

IT-департамент решает 3 ключевые задачи:

  1. Обслуживает инфраструктуру, корпоративные сервисы и оборудование.
  2. Управляет техническими процессами: повышает эффективность и безопасность.
  3. Развивает IT-среды компании: внедряет новые бизнес-решения.

Последний пункт подразумевает погружение IT-департамента в проблемы и задачи бизнеса. Нововведения повышают зрелость процессов и увеличивают надежность применяемых решений.

Результат зависит от понимания CIO ценности каждого бизнес-процесса для компании и выстраивания эффективного взаимодействия с подразделениями. В большинстве компаний роль IT-отдела — операционная. Однако в ряде случаев IT-подразделения участвуют в операционализации инноваций. Результатом становятся более интегрированные взаимоотношения между IT и бизнесом.

Быстроразвивающиеся компании в условиях конкурентного рынка стараются переходить на новую модель взаимоотношений с IT. Бизнес должен понимать, какие технические возможности есть на текущем этапе для внедрения тех или иных моделей, какие требуются инвестиции, каковы горизонты планирования и, главное, предполагаемая рентабельность. Для этого необходимо вовлечение IT-отдела на большинстве этапов, иначе ожидания будут сильно отличаться от результата.

Как устранить разрыв между IT и бизнес-подразделениями

Руководители IT-служб считают, что обладают всеобъемлющим взглядом на бизнес, который учитывает роль технологий — важнейшего конкурентного преимущества. CIO хотят, чтобы к их голосу прислушивались. Однако в некоторых организациях руководителям IT-департаментов отводится второстепенная роль — их не рассматривают как лидеров компании и партнеров по реорганизации бизнес-процессов.

Чтобы повысить влияние CIO, нужно правильно оценивать их роль в компании. В первую очередь необходимо признать стратегическую роль IT со стороны лидеров бизнеса. Главное здесь — обосновать необходимость инвестиций в технологии. Руководители IT-департаментов должны занимать места в исполнительных комитетах компаний.

Разрыв можно сократить за счет:

  • раннего вовлечения CIO в процесс принятия стратегических решений;
  • формирования прочных отношений с главным исполнительным директором и другими руководителями бизнеса;
  • руководства высокоуровневыми проектами трансформации;
  • сдвига оценки их работы от более традиционных показателей эффективности и затрат к показателям инноваций и роста.

CIO как лидер бизнеса

Чтобы позволить руководителям IT-департаментов вносить весомый вклад, нужно изменить 4 аспекта бизнеса:

  1. Измерение: вознаграждать вклад CIO в рост, инновации и развитие компании.
  2. Стратегия: вовлекать руководителей IT-служб в выработку стратегии на ранней стадии.
  3. Организация: помочь руководителям IT-подразделений приступить к трансформации процессов.
  4. Таланты: Позволить CIO развивать навыки и лидерство.

Актуальные компетенции CIO

Круг компетенций должен определяться необходимостью технологий и бизнес-задачами. Ключевая компетенция — DevOps — методология взаимодействия разработчиков со специалистами по информационно-технологическому обслуживанию. Не менее важны компетенции, связанные с облаками и мультиоблаками.

Потребность в облаках появляется при аутсорсинге сервисной архитектуры. Для каждой бизнес-идеи разрабатывают отдельное приложение. При этом неизвестно, будет ли новый процесс определять развитие компании или станет лишь вспомогательным. Облачные технологии нужны для работы именно в такой неопределенности.

Современные облака — это не только инфраструктура, но и платформа. Использование ее в качестве сервиса позволяет разрабатывать и развертывать приложения, строить бизнес-процессы, обрабатывать массивы информации.

Экосистема сервисов Webinar Group представлена «коробочным» и облачным решениями. Сервисы помогают решать любые задачи в онлайн-обучении и коммуникации: повышать эффективность удаленных сотрудников, увеличивать продажи через обучение клиентов и партнеров, презентовать продукт или бренд широкой аудитории.

Переход к новому формату

Сегодня от «айтишников» требуются другие качества и компетенции. Они должны обладать не только инженерной подготовкой и техническим кругозором, но и развивать в себе soft skills: коммуникабельность, ответственность и умение работать в меняющихся условиях.

Несмотря на перемены, компании полностью не отказываются от традиционной модели. IT-подразделения все еще отвечают за инфраструктуру и информационную безопасность. IT-департаменты, скованные только этим функционалом, существуют в рамках старых ограничений. Это наносит вред бизнесу, поэтому новый формат взаимодействия так необходим.

0
1 комментарий
Михаил Грозовский

К величайшему сожалению, ваша статья набрала очень мало просмотров и не получила ни одного комментария, несмотря на все усилия. Это печально ;-( Напишите мне в ДМ, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null