Руководство по людям для начинающих котов
Теория
— Слушай сюда, Барсик, — Клеопатра лениво облизала лапу и окинула презрительным взглядом рыжего котенка, который уже десять минут пытался поймать собственный хвост. — Хватит крутиться как заводной. Садись. Будем изучать азы выживания.
Барсик послушно плюхнулся рядом с величественной черной кошкой, которая за свои восемь лет накопила такой опыт общения с людьми, что местные коты приходили к ней за советом даже из соседних подъездов.
— Первое правило, — начала Клеопатра, поправив усы, — человеческие звуки надо различать не только по словам, но и по интонации. Вот, например, "кис-кис-кис". Казалось бы, одно и то же, а смыслов штук пять.
Она встала и прошлась по подоконнику, демонстрируя осанку настоящего лектора.
— "Кис-кис-кис" с высокими нотками в голосе — это еда. Тут можно смело бежать на кухню, даже если только что поел. Правило номер один кошачьего мира: никогда не отказывайся от добавки, мало ли что.
Барсик кивнул, хотя был не совсем уверен, что понял.
— "Кис-кис-кис" низким голосом с хитрыми нотками — это ветеринар, дружок. Тут спасение только в бегстве. Причем бежать надо не просто быстро, а с фантазией: под диван, на шкаф, в стиральную машину, если она открыта. Люди удивительно неповоротливы, когда дело доходит до погони.
— А если они говорят "кис-кис-кис" и при этом трясут какой-то коробкой? — робко спросил Барсик.
Клеопатра замерла.
— Коробка? Какая коробка?
— Ну, такая... пластиковая... с дырочками...
— ПЕРЕНОСКА! — взвыла Клеопатра и тут же опомнилась. — То есть, кхм, переноска. Это, молодой человек, сигнал номер один к немедленной эвакуации. Переноска означает либо ветеринара, либо дачу, либо еще что похуже. В любом случае, ничего хорошего.
Она села и задумчиво посмотрела в окно.
— Знаешь, Барсик, за годы моей практики я выработала целую систему. Человеческие интонации можно разделить на несколько категорий. Есть "голос-вкусняшка" — мягкий, ласковый, многообещающий. Есть "голос-игра" — веселый, с подскоками. А есть "голос-беда" — вот тут надо включать все инстинкты.
— А как понять, что это "голос-беда"? — Барсик явно волновался.
— Очень просто. Если человек зовет тебя полным именем — беги. "Клеопатра Македонская, иди сюда немедленно!" — это никогда не про вкусняшки. Это значит, что ты где-то накосячил, и сейчас будет серьезный разговор.
Клеопатра встряхнулась и продолжила:
— Еще один важный момент — жесты. Если человек машет руками, но при этом улыбается, это обычно означает игру. Если машет руками и кричит — ты где-то не в то место наследил. Если стоит с руками на боках и молчит — готовься к лекции о твоем поведении.
— А что делать, если не понял, что хочет человек? — спросил Барсик.
— Универсальный прием, — Клеопатра прищурилась, — садишься, смотришь большими глазами и мяукаешь жалобно. В восьмидесяти процентах случаев получишь либо еду, либо ласку, либо и то, и другое. Люди удивительно просто устроены.
Она потянулась и зевнула.
— Но это только теория, дружок. А настоящее мастерство приходит с практикой.
Практика
Барсик проснулся от грохота на кухне. Часы показывали шесть утра — самое подходящее время для практических занятий.
— Клеопатра! — прошептал он. — Кажется, началось!
Но мудрая наставница уже была начеку. Ее уши торчком улавливали каждый звук из кухни. Хлопанье дверцей холодильника. Шуршание пакетов. И самое главное — знакомое побрякивание мисок.
— Слышишь? — Клеопатра наклонила голову. — Миска плюс открытие консервной банки. Классический "завтрак-сигнал". Пора проверить твои знания на деле.
Они неслышно проследовали в коридор. Хозяйка — пожилая женщина по имени Галина Сергеевна — действительно готовила завтрак и что-то бормотала себе под нос.
— Где же вы, мои хорошие... кис-кис-кис...
— Анализируй, — шепнула Клеопатра.
Барсик напряг все свои кошачьи мозги.
— Э-э-э... голос добрый... слова про "хороших"... и банка с кормом открыта... это... это "голос-вкусняшка"?
— Молодец! Теперь смотри, как правильно реагировать.
Клеопатра выступила из-за угла с таким видом, будто случайно проходила мимо кухни и вдруг обнаружила, что там происходит что-то интересное. Она потерлась о ноги хозяйки, издала мелодичное "мур-р-р" и села рядом с мисками, глядя на Галину Сергеевну полными ожидания глазами.
— Вот моя красавица! — обрадовалась женщина. — А где же Барсик?
Тут в дело вступала импровизация. Барсик, воодушевленный успехом теории, выскочил из укрытия и... попытался повторить маневр Клеопатры. Получилось не очень. Вместо грациозного потирания о ноги он запутался в собственных лапах, врезался в ножку стула и с грохотом упал.
— Барсик! — Галина Сергеевна бросилась к нему. — Что случилось, мой дорогой?
— Анализируй тон! — прошипела Клеопатра.
Барсик лежал на полу и пытался понять, что происходит. Голос хозяйки звучал встревоженно, но не сердито. Она подняла его и осматривала.
— Все цело? Ничего не болит?
— Это "голос-забота", — догадался Барсик. — Надо показать, что все хорошо?
— Правильно. Мурчи и трись о руки.
Барсик замурчал изо всех сил. Галина Сергеевна расслабилась и поставила его на пол.
— Ну вот, теперь завтракать.
Следующий урок начался уже после завтрака. Галина Сергеевна села в кресло с книгой, и тут же к ней на колени запрыгнула Клеопатра.
— Урок номер два, — она устроилась поудобнее. — Когда человек сидит с книгой или за компьютером, это означает, что он готов к кошачьему общению. Книгу можно закрывать лапой, по клавиатуре ходить, на страницы ложиться. Они делают вид, что недовольны, но на самом деле им нравится.
Барсик с интересом наблюдал, как Клеопатра демонстрировала приемы. Она изящно легла прямо на открытую книгу.
— Клеопатра, ну что же ты... — Галина Сергеевна пыталась выудить книгу из-под кошки, но делала это как-то нехотя.
— Видишь? — Клеопатра не сдвинулась ни на сантиметр. — Слова говорят одно, а руки делают другое. Она меня гладит, значит, все правильно.
Действительно, Галина Сергеевна уже забыла про книгу и чесала Клеопатру за ушком.
— Теперь ты, — скомандовала наставница.
Барсик подскочил и... сел рядом с креслом, не решаясь залезть.
— Эй! Куда ты? Прыгай смелее!
— А вдруг я тяжелый? А вдруг упаду?
— Барсик, ты кот или кто? Люди созданы для того, чтобы быть кошачьими подушками. Это их основная функция.
Барсик набрался храбрости и запрыгнул на колени. Получилось! Галина Сергеевна тут же принялась его гладить, забыв про Клеопатру.
— Эгоист, — проворчала она, но без особой обиды.
День прошел в интенсивных занятиях. Барсик учился различать звук ключей в двери (это означает, что кто-то уходит или приходит, и надо встречать или провожать), шелест пакетов с покупками (всегда есть шанс, что там что-то вкусное), звонок телефона (человек будет отвлечен, самое время залезть туда, куда обычно нельзя).
Но настоящее испытание ждало вечером.
В дверях появился незнакомый мужчина с большой сумкой. Галина Сергеевна встретила его словами:
— Проходите, проходите! Клеопатра, Барсик, идите знакомиться!
— Стоп, — Клеопатра напряглась. — Незнакомый человек. Анализируем ситуацию. Хозяйка спокойна, значит, это не грабитель. Но сумка подозрительная...
Мужчина поставил сумку и достал из нее... белый халат.
— Вот и наши пациенты, — улыбнулся он.
— ВЕТЕРИНАР! — взвыла Клеопатра. — Это ловушка! Барсик, применяй все, чему научился!
И тут началось то, что Галина Сергеевна потом долго рассказывала соседкам. Клеопатра исчезла так быстро, будто растворилась в воздухе. Барсик, верный ученик, последовал ее примеру, но не рассчитал траекторию и влетел в цветочный горшок.
— Где они? — ветеринар удивленно оглядывался.
— Да вот же... были же... — Галина Сергеевна заглядывала под диван. — Клеопатра! Барсик! Это просто профилактический осмотр!
Но коты словно провалились сквозь землю.
Их нашли только через два часа. Клеопатра обнаружилась в самой глубине шкафа, среди зимних вещей. Барсик сидел в стиральной машине и жалобно мяукал — он забрался туда в панике и теперь не мог выбраться.
— Ну что же вы так, — смеялся ветеринар, доставая Барсика. — Я же хороший!
— Все ветеринары говорят, что они хорошие, — буркнула Клеопатра, когда ее наконец выманили из шкафа. — Это часть их коварного плана.
Осмотр прошел быстро и безболезненно. Оба кота оказались здоровы. Ветеринар похвалил их упитанность и блестящую шерсть, дал несколько советов по питанию и ушел.
— Ну что, — Клеопатра облизывалась после стресса, — урок усвоен?
— Да, — кивнул Барсик. — Теперь я понимаю разницу между теорией и практикой.
— И какая же?
— В теории все просто. А на практике в панике забываешь все, что знал, и лезешь в стиральную машину.
Клеопатра задумчиво посмотрела на своего ученика.
— Знаешь что, Барсик? Ты сегодня понял главное. Никакой справочник не заменит собственного опыта. И даже если ты иногда попадаешь в стиральную машину — это тоже опыт.
Они устроились на подоконнике встречать закат. Где-то внизу мяукал котенок — видимо, кто-то еще нуждался в мудрых советах.
— Завтра приведешь его сюда, — зевнула Клеопатра. — Будем составлять новую главу справочника: "Как не попасть в стиральную машину во время паники".
— А если он спросит про переноску?
— Скажешь: главное — не паниковать. А то можешь оказаться не только в переноске, но и в стиральной машине одновременно.
Барсик представил эту картину и содрогнулся.
— Клеопатра?
— Что?
— А можно я завтра расскажу ему про "голос-вкусняшка"? Это же самое важное в справочнике?
— Можно. Но сначала научись сам не падать при подходе к миске.
И они замолчали, глядя на звезды и размышляя о сложности человеческо-кошачьих отношений.