Разработки от поколения Z: пресеты для продуктовой корзины, сканер холодильника и кассовые аппараты прямо в тележках

Торговая сеть «Перекрёсток» и лаборатория дизайн-мышления Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ провели серию семинаров по дизайн-мышлению для студентов-бакалавров.

На протяжении шести недель более 400 слушателей курса исследовали потребности покупателей «Перекрёстка» и создавали новые продукты и сервисы, улучшающие опыт клиентов. Что из этого вышло – читайте в статье.

Специальный курс по дизайн-мышлению для студентов-второкурсников был задуман НИУ ВШЭ на основе реальных потребностей клиентов, поэтому в качестве бизнес-спонсора проекта пригласили торговую сеть «Перекрёсток», а в команду 11 менторов вошли эксперты-практики, отвечающие за клиентский опыт в таких компаниях как PWC, Газпромнефть, Сбербанк, Сибур и других.

Курс включал 20 часов очного обучения и 15 часов самостоятельной работы на протяжении 6 недель (с перерывами на сессию). Результатом стали протестированные продуктовые и сервисные концепции — 58 различных проектов по темам, предоставленным бизнес-партнерам из «Перекрёстка».

Современный ритейл уже не может просто «продавать», он должен развиваться вместе со стремительно меняющейся средой, вместе со своим покупателем. Но в каком направлении? На этот вопрос можно ответить, только постоянно получая обратную связь от клиента и изучая его потребности, например, используя методологию дизайн-мышления.

Мы рады, что студенты ВШЭ смогли применить инструменты исследования потребителей в рамках реальных бизнес-задач от «Перекрёстка», поскольку клиент – главная ценность и источник вдохновения для нашей торговой сети

Вячеслав Владимиров,

, Руководитель направления Управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» — бизнес-спонсора проекта и по совместительству ментор для нескольких команд

Что такое дизайн-мышление?

Особенностью дизайн-мышления как методологии является то, что исследователь прежде всего стремится понять конечного пользователя продукта, определить и переосмыслить его потребности, чтобы найти неочевидные решения, которые, как минимум, улучшат опыт клиента или даже станут инновацией.

Работа на курсе состояла из шести этапов:

1. Старт +эмпатия;

2. Анализ и синтез;

3. Генерация идей, прототипирование и тестирование;

4. Итерация;

5. Дополнительные инструменты;

6. Итоговое тестирование, защита проектов.

На данном курсе на каждый из них отводилось 3 часа.

Работа над проектами

Разработки от поколения Z: пресеты для продуктовой корзины, сканер холодильника и кассовые аппараты прямо в тележках

После определения темы исследования, студенты выбирали подходящие инструменты (интервью, проживание опыта, наблюдение) и собирали материал в «полевых» условиях. На основе полученных данных выбиралась фокусная проблема, для которой генерировалось креативное решение. К примеру, одна из команд решила помочь клиенту «Перекрёстка», занятому работой, учебой или бытовыми делами и максимально сократить время на поиск и выбор продуктов в интернет-магазине. В качестве решения они предложили пресеты (шаблоны) продуктов, которые можно формировать по своему желанию и сделали прототип.

Разработки от поколения Z: пресеты для продуктовой корзины, сканер холодильника и кассовые аппараты прямо в тележках

После разработки прототип отправлялся на тестирование, в процессе которого определялись необходимые доработки. После последних итераций с дизайном и функционалом проект выносился на защиту перед менторами.

Из 58 проектов группой менторов было выделено 14 наиболее перспективных и проработанных, которые получили самые высокие оценки на защите. Среди них — система распознавания лиц для автоматического учета скидки, голосовой поиск продуктов в приложении, совместные заказы для людей, живущих по соседству и карта для отслеживания курьера.

Конечно, большая часть всех предложений была так или иначе связана с мобильным приложением и современными технологиями, ведь ребята, сидящие на студенческой скамье в 2021 году, с младенчества пользуются гаджетами и не мыслят себя вне их.

На что стоит обращать внимание? Советы для компаний при работе со студентами

  1. Если вы надеетесь получить после спецкурса практически готовый проект, чтобы сразу запустить его в дальнейшую разработку, то студенты – не та аудитория. Даже старшекурсникам сложно проработать качественный прототип. Мы же работали со студентами 2 курса – на этом уровне они только учатся собирать и представлять информацию, анализировать ее. Поэтому курс по дизайн-мышлению был для них полезной основой, а для нас хорошим тестом подачи информации и работы со студенческими группами.

  2. Как говорят адепты дизайн-мышления, самый тяжкий грех — это «подгонка результата». Важная задача этого подхода – заметить разницу между искусственно придуманными ментальными конструкциями и повседневной реальностью. В этом плане, студентам тоже сложно выйти за рамки собственных умозаключений. Учитывайте этот фактор, особенно, на первых этапах.
  3. Работать со студентами – это всегда интересно. Свежий подход, нетривиальные мысли и кипучая энергия молодых людей с лихвой компенсирует потраченное на подготовку материалов время. Ну а для любой компании это еще и продвижение HR-бренда, контакты в новой среде и, возможно, стажеры. Как говорил Стив Джобс, не нужно менять мир, чтобы быть важным. Поэтому ваша работа даже с небольшой группой, возможно, поможет раскрыть для мира новых гениев. Помните об этом, проверяя десятую презентацию ночью после основной работы.

#x5tech #перекрёсток #дизайн-мышление #ВШЭ

55
14 комментариев

Комментарий недоступен

5

отличная идея, действительно, давно пора!

1

"На протяжении шести недель более 400 слушателей курса исследовали потребности покупателей и создавали новые продукты и сервисы"©
________________________________________________________________________
Круто!
Ну так - и чего конкретного насоздавали эти 400 за целых шесть недель?
Чем всё закончилось то?
Позитивом, обнимашками и селфи?

студенты по итогам программы поступают на стажировки в Х5 и зачастую остаются у нас работать, а их проекты проходят акселерацию в подразделении Х5 Инновации, и наиболее успешные пилотируются в магазинах-лабораториях

Статья ни о чем. Че там напридумывали, вода одна