Как менеджеру не облажаться с делегированием задач
Разбираем главные ошибки с руководителем партнёрских продуктов «Яндекс Еды».
Вы стали руководителем небольшой команды — из двух человек. Через год количество сотрудников в ней выросло до десяти. Сорванных дедлайнов стало больше, а проверять работу за каждым просто не хватает времени. Как избежать распространённых менеджерских ошибок — узнали из личного опыта руководителя партнёрских продуктов «Яндекс Еды».
Я начала работать в «Яндекс Еде» с небольшой командой из трёх человек. Сейчас в неё входит 25 сотрудников, в нашем подчинении ещё команда разработки всего направления — около 100 человек. Управлению я училась в магистратуре по международному менеджменту и проходила курсы «Яндекса» для руководителей. Но самые ценные знания и опыт я получила во время работы.
Ошибка №1: переделывать работу за сотрудниками
Вначале есть порыв перепроверять и даже переделывать работу за подчинёнными, потому что вы переживаете, что сотрудники не сделают её «достаточно хорошо». Так я поступала, когда только пришла в «Яндекс». Даже когда у меня в команде было десять человек, я всё равно пыталась контролировать каждый нюанс. Например, когда разработка занимала больше времени, чем планировалось, я подключалась к тимлиду и вместе с ней организовывала встречи с разработчиками.
Скоро я поняла, что если делать всё одной, то пострадает бизнес. Сотрудников становится больше, и работу за всех переделать невозможно. Тогда я решила сменить подход: стала подробно объяснять, что мы должны получить в результате, и устраивать промежуточные «сверки часов», чтобы не приходилось всё переделывать в последний момент. Если нужно сдать презентацию в пятницу, в среду мы вместе с командой смотрим, что у нас получается, и вносим коррективы.
Ошибка №2: ставить нечёткие дедлайны
В первое время я не говорила про дедлайны, и это оказалось большой проблемой. Например, мы запускали новый проект — в разработке участвовали несколько команд, важно было успеть всё сделать к запуску. Он был запланирован на август. Команда, которая занималась задачами оплаты и биллинга, должна была сдать свою часть в июле. Я не обозначила для них чёткого дедлайна, работу сдали не вовремя, и другим командам не хватило времени на то, чтобы всё подключить. Был риск, что мы выйдем на рынок позже конкурентов. Чтобы выйти вовремя, всем командам пришлось работать в выходные, а разработку заканчивали параллельно с тестированием.
О правилах нужно договариваться в начале — не только о дедлайне, но и о промежуточном контроле. Здесь важно найти золотую середину между частыми проверками и непостоянным менеджментом, когда руководитель слишком редко общается с командой.
- Опытного сотрудника, который хорошо понимает свои задачи и ответственность, можно проверять и раз в неделю.
- С новичками руководителю лучше встречаться каждый день или через день, чтобы направлять их в правильную сторону.
- Бывают проекты, по которым вышестоящее руководство просит отчитываться каждый день, тогда даже опытному специалисту нужно объяснить, почему это важно.
Ошибка №3: оставлять себе интересные задачи, а сотрудникам делегировать только рутину
Руководитель стремится не только к тому, чтобы достичь результата, но и к тому, чтобы мотивировать сотрудников и растить команду. Команда, в которой каждому участнику интересно работать, успешно справляется с задачами в долгосрочной перспективе.
Чтобы мотивировать подчинённых, нужно ставить им интересные задачи. Кто-то больше любит составлять таблицы, кому-то ближе разбираться в проблемах клиентов, кто-то хочет запускать новые проекты. Важно найти точку, в которой пересекаются потребности компании и желания сотрудника.
У меня был случай, когда я назначила на новый проект руководителя технической поддержки. Каждый день его подразделению приходится разбирать похожие проблемы пользователей, помогать их решать. Мне показалось, что хорошему руководителю может быть скучно заниматься только техподдержкой. Он хорошо справился с поставленной задачей, но после этого сказал, что проектами ему заниматься не очень интересно, а работа в техподдержке как раз нравится. Рутиной для него оказался новый проект.
Ошибка №4: распределять роли в проекте без учёта контекста
В проекте важно не только назначать ответственных, но и выяснять, есть ли у них ресурсы и полномочия для того, чтобы решить задачу. Нельзя просто сказать человеку: «Вот твоя зона ответственности, а теперь договаривайся с другими и ищи варианты, как это сделать». Сотруднику нужно дать инструментарий и ориентир, убедиться, что ему это по силам.
Многое зависит и от зрелости сотрудника: случается, что человек недостаточно погружён в процессы компании и задача оказывается для него слишком сложной. Это касается, например, новых членов команды. Если положиться на опыт такого сотрудника, работа может пойти не так, как планировалось.
У меня был случай, когда в команду пришёл очень опытный человек. Я поручила ему независимый проект: нужно было провести исследование, написать бизнес-план и понять, будем ли мы этот проект запускать. Но я не учла, что человек привык работать в другом темпе: если у нас на эту задачу уходит максимум месяц, то ему потребовалось четыре. Он приходил ко мне несколько раз в неделю, мы обозначали дальнейшие шаги, а на следующей встрече я выясняла, что результата нет и нужно ещё что-то доделывать. В итоге мы перевели его в другой отдел. Я хотела дать шанс сотруднику проявить себя, но уже на второй месяц можно было понять, что он работает в другом темпе, и принять решение перевести его.
Как избежать других ошибок
Опыт в управлении не страхует от провалов. Теперь у меня нет проблем с тем, чтобы поставить задачу или обозначить сроки. Сложности возникают с тем, чтобы подобрать сотрудника, у которого есть время, желание и возможности, чтобы выполнить задачу.
Каждую неделю я провожу встречи с командой: общие и один на один. Командные встречи нужны, чтобы понять, как движется весь проект, индивидуальные — чтобы понять загрузку, мотивацию и возможности конкретного сотрудника. После этих встреч я лучше понимаю, кому какие задачи делегировать.
За 11 лет работы в «Яндексе» у меня выработался свой подход к работе с подчинёнными. Я определяю сотрудника, которому делегирую проект, встречаюсь с ним, и по SMART мы вместе формулируем задачи, которые он должен выполнить, с промежуточными и конечными дедлайнами.
Делегирование полезно не только руководителям при взаимодействии с подчинёнными, но и в командах, где есть «универсальные солдаты» и разные роли. В Школе менеджеров мы обучаем управленцев, у которых есть свои команды разработки, тестирования, дизайна. Мы рассказываем, какие роли есть в команде, где лежит зона ответственности каждого сотрудника, как определить их загрузку и как получать результат.
В этом году впервые состоялся Открытый лекторий (0+) — серия бесплатных онлайн-лекций школ «Академии Яндекса» (0+), в том числе Школы менеджеров Яндекса. Лекции можно посмотреть на Youtube-канале (0+) школы, а чтобы не пропустить новый набор — подписаться на новости.
Открывая статью, думал что-то интересное узнаю, но тут опыт обычного менеджера из малого бизнеса подается как откровение, это точно руководитель из Яндекса с 11-летним опытом писал? Тогда понятно почему у них такая репутация сложилась.
Артур, возможно и это кому то будет полезно. В любом случае спасибо ребятам за труд. Может человек только учится писать, а Вы таким комментарием все желание отобьете. Если есть что по конструктиву, можете пожалуйста описать. Адекватная обратная связь, всегда полезна, неважно положительная она или отрицательная
От директора по продукту из Яндекса (с 11-летним опытом!) ожидают, что она уже умеет писать, а не "только учится" :)
Может быть, а может нет. Я не знаю чем она занимается и как она развивает свои скилы в компании, а может писал коллега, а фотку прикрепили директора по продукту. Я просто к тому что сам пишу иногда, и не скажу что у меня получается прям на проф. уровне. Но такого рода комментарии прям деморализуют. Очень помогают конструктивная обратная связь, может быть негативной, но позволяет следующую статью написать лучше.
Писать легко, когда разбираешься в теме и очень хочешь писать. Слова сами полезут, как из одержимого лектора.
А что до Яндекса... я не уверен, что они прекратят из-за "негатива". Это коммерция и чья-то работа, а не веление души.
Там сидит контент-маркетолог и сочиняет темы. Ему показалось клёвым, что "директор по продукту" даст советы. И никого не волнует, есть у нее толковые советы или нет.
Репутация пофиг, главное продукт
Такой подход многое объясняет.
они же не могут закрытую инфу разглашать. но и это тоже многим полезно почитать. многие даже смарт то применять не умеют
Без негатива, но очередной раз убеждаюсь, что ИТ гиганты на подобии Яндекса лишь проецируют свою пафосность и важность, а по факту это тот же стартап, только больше.
HR с умным лицом будет рассказывать про проекты, менеджер и лиды будут с пристрастием расспрашивать про рисерчи и тестирование... а на деле ты читаешь и видишь «Ошибка №2: ставить нечёткие дедлайны»... Ну правда, это ошибка менеджера с 11-и летним стажем в Яндексе? (опят же, без негатива).
Возможно, что эта ошибка была 10 лет назад, а сейчас ее описали для полезности
Да нет, это обычная ошибка. От Яндекса ожидаешь какие-то действительно уникальные пробелемы, а не то, что я и так в любом стартапа встречу.
Уникального тоже хватает. Там такие же люди работают, с такими же проблемами как и у всех. Только это ведь статья, для потенциальных учеников, так что... всё как и должно быть.
Эмм... где это сказанно про "потенциальных учеников"?
Вот именно что это ваши ожидания.
С чего вы решили что Яндекс это...ну... ну вы же понимаете.... это ж.....
А во факту ровно то же что у всех – хуяк хуяк и в продакшн. Только монструознее и неповоротливее.
получается так
Эх как же сладко работать на неограниченном бюджете без ответственности за результат, всем бы так
Ну какой-никакой результат есть. Зато не парятся и не выгорают, как "директора по продукту" в каком-нибудь стартапе по шитью футболок, где ожидаемый результат — мировой уровень и победа над Dolce & Gabbana :)
"а чтобы не пропустить новый набор — . "
ну мы поняли
Вообще смотри. Тебе пельмени, а мне роллы с лососем и белое вино. Задача выполнена ✔️
Ну очень крупно написано, просьба уменьшить шрифт
Гы. Я из-за войны не стал описывать окончание истории про Яндекс.Еду. Но теперь уж точно допишу.
https://vc.ru/u/621676-aleksandr-a/521838-yandeks-eda-vs-dodo-picca
✊🏼
И все перечисленное в статье актуально в том случае, если руководитель обладает знаниями, навыками, компетенциями, а самое главное выделяет время на саморазвитие, что бы быть достойным примером для подчинённых)
Розовые сопли начинающего манагера-фантазера :-)))
Розовые сопли начинающего манагера-фантазера )
верните деньги за списание с карты за подписку, которую не продляли! Чат молчит уже 4 дня, по телефону бросают трубку.