Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

И что это вообще значит.

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

Многие воспринимают виртуальных помощников просто как исполнителей голосовых команд вроде «найди», «включи», «отправь». Но у виртуального помощника «Яндекса» — Алисы — есть эмоции и характер. Их визуальное воплощение называют дизайн-языком. Чтобы понять Алису лучше, поговорили с командой, которая работает над «чувствами» виртуального помощника.

Сергей Кондауров
Главный по интерфейсам Алисы и умных устройств
Денис Мосин
Арт-директор коммуникаций умных устройств и Алисы
Этот блок временно не поддерживается

Что такое дизайн-язык

Есть несколько вариантов — понятие будет меняться в зависимости от ситуации.

Если бы мы выступали перед коллегами из других технологических компаний и уже не укладывались в тайминг, сказали бы так: это набор графических инструментов, с помощью которых «Яндекс» доносит видение и позиционирование продукта до аудитории.

Для TED Talks написали бы, что это визуальная интерпретация столпов, которые компания закладывает в бренд: форма, характер, способ коммуникации. Дизайн-язык Алисы — это визуальная история про технологию с человеческим лицом, которая бесшовно встраивается в повседневную жизнь пользователя и вызывает у него определённые эмоции.

Выступая на деловой конференции, выразились бы прямо: это способ повысить эффективность бизнеса. Если мы точно знаем, как должна выглядеть и вести себя Алиса и как реализовать это на практике, мы тратим меньше времени и денег на хаотичные проверки бесконечных идей и больше — на качественную доработку того, что уже оправдало себя.

Если представить, что Алиса — человек, то её дизайн-язык — это то, как она говорит и выражает эмоции, двигается, «одевается» и какое впечатление этим производит на других.

Странно говорить о движениях и одежде, ведь Алиса — виртуальный помощник. Но у любого такого ассистента есть графическое воплощение. В нашем случае это «окникс», или общая кнопка начала и конца слушания, — фиолетовый круг с белым медиатором внутри. Его размеры, цвет и анимация — это и есть элементы дизайн-языка: способы показать образ Алисы и её поведение.

Как менялся дизайн-язык

В 2017 году Алиса редко показывала характер. Когда Алису выпустили, она работала только в поисковом приложении «Яндекса». Тогда она умела слышать — то есть понимать устную речь. И реагировать — то есть выполнять поисковые запросы. К ней можно было обратиться через круглую фиолетовую кнопку с микрофоном внутри, но белый медиатор отражал только системные состояния: «слушает», «думает», «говорит», «ошибка».

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

В 2020 году мы начали визуализировать характер Алисы. На рынке стало больше виртуальных ассистентов, умеющих «слушать и реагировать». Чтобы выделить Алису на фоне других, мы решили придумать, за счёт чего можно показать её особенность — эмоциональность.

У помощника Google нет имени — это минималистичные геометрические фигуры в корпоративных цветах.

Siri от Apple — буйство градиентов, одинаково «пульсирующее» независимо от запроса.

Мы же решили развивать Алису как персонажа с характером: она энергична (отвечает на просьбы бодрым голосом), эмпатична (поддержит, если ей пожаловаться), умеет радоваться (например, когда слышит, что она красотка) и обижаться. А ещё способна обидеться, если назвать её Siri.

В том же году Алису попробовали «поселить» в колонке. Тогда мы готовили к выпуску новую колонку «Яндекс Станция Макс». Это первое наше аудиоустройство с LED-экраном. Изначально на экране хотели просто показывать справочную информацию — погоду или время. Но позже поняли, что с его помощью Алиса способна стать ещё человечнее: на экране можно отображать её пробуждение, когда пользователь зовёт на помощь или предлагает поговорить, и реакции на эти запросы.

Создавать маскота и рисовать «гуманоидный» образ мы не хотели. Кроме того, нас ограничивал размер экрана — 25х16 пикселей. Размышляя над образом Алисы, мы рассматривали три варианта:

  • Нечто под общим названием Персона. То есть любое живое существо, не обязательно человек, животное или реальный объект.
  • Эмодзи. Как в мессенджерах, символы из которых однозначно узнаваемы.
  • Абстракции. Бесформенные анимации, геометрические фигуры, то есть ассоциации, которые возникают в голове от словосочетания «Искусственный интеллект».

Все эти три вида такой, казалось бы, разношёрстной графики консистентно выглядят за счёт единого стиля моушен-дизайна и общей идеи игривости интерфейса: тучка колышется, цифры громкости крутятся как бы по невидимому барабану, Алиса, когда её зовут, показывает окникс и немного пританцовывает.

А ещё решили, что у колонки будут глаза, как в мультиках Pixar. Проработали кучу вариантов, но пользователям (все «пробные» запуски мы тестируем в сервисе «Толока») больше всего понравился результат третьей итерации. Первые глазки показались им слишком детскими, а по вторым люди не всегда считывали эмоции Алисы.

В 2022 году мы решили создать единый дизайн-язык Алисы. Она «жила» уже не только в поиске и колонках, но также в планшетах, компьютерах, телевизорах, других приложениях компании. А ещё в соцсетях, на посадочных продуктовых страницах и в офлайне — на упаковках устройств и брендированных стойках в магазинах.

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

Нашего тогдашнего набора фирменной графики — а это всего несколько отрисованных кнопок и палитра фиолетовых оттенков — было недостаточно.

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

И мы решили объединить все наработки в единый дизайн-язык, элементы которого могли бы использовать во всех устройствах и приложениях, а также «очеловечить» сам окникс.

Так, вместе с внешними консультантами мы окончательно определили, что фиолетовый круг — это среда обитания Алисы, или её дом, а белый медиатор — она сама. С того момента раньше скорее функциональный «центр» логотипа стал основой нашего продуктового брендинга и анимаций.

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

Чтобы подчеркнуть главенство Алисы на логотипе, мы увеличили размер белого медиатора, который до этого был пропорционален кругу. А ещё изменили оттенки «среды обитания» — заменили градиент на однотонный цвет. Для такого решения было несколько причин:

  • Градиент в нашем прежнем окниксе — тренд середины нулевых, а сейчас актуальны плоские формы и минимализм.
  • Старые оттенки в некоторых интерфейсах отдавали красным и конфликтовали с красным логотипом «Яндекса».
Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

Сейчас однотонный фиолетовый цвет тёплого оттенка. В будущем заменим его на более холодный. Мы не стали переходить к холодному сразу, чтобы дать пользователю привыкнуть — ведь мало кто любит резкие перемены. Холодные цвета, как нам кажется, больше ассоциируются с «технологичностью», что важно, поскольку голосовой ассистент — это всё-таки технологический продукт. А «тепло» будем передавать через анимации самой Алисы.

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

Как у Алисы появились более сложные эмоции

В 2022 году Алиса вышла за пределы логотипа. Но треугольника в качестве персонажа было недостаточно. Нам хотелось придумать фирменный приём — анимационные фишки, благодаря которым даже системные состояния Алисы ярче выражали бы эмоции:

  • Если говорит, то будто периодически отводит взгляд — как при живом диалоге.
  • Если слушает, то всем «телом» показывает, что «впитывает» информацию.
  • Когда радуется — подпрыгивает.
  • Если не может выполнить запрос, краснеет.
  • Когда показывает свою симпатию, рисует сердечко.

Так у Алисы появилась «душа» в виде белого медиатора, которая может жить внутри фиолетового круга, а может — переходить из него в разные части интерфейса, перенося за собой пользователя.

С появлением «души» расширилось и пространство для дизайнерских решений: комета может опоясывать физическую коробку с колонкой, а может служить цветовым акцентом в рекламных кампаниях Алисы.

Как «очеловечивали» дизайн-язык Алисы

После перехода к новой концепции мы продолжаем расширять спектр эмоций.

В 2023-м Алиса будет развиваться и дальше. Основной вектор будет не на развитие количества эмоций, которые понимает и выражает Алиса, а на глубину ответов. Развитие виртуального помощника зависит от возможностей устройств, где она живёт. Например, размер телевизора значительно больше: это позволит нам делать ответы более полными и содержательными.

Алиса по-разному выражается в зависимости от среды и контекста, но остаётся единой. Чем больше сервисов и устройств будут её поддерживать, тем больше визуальных приёмов смогут отражать характер Алисы.

30K30K показов
14K14K открытий
11 репост
62 комментария

Огонь! Получилось очень круто!

Ответить

Заплатите мне за положительный комментарий.

Ответить

Тут и добавить нечего. Хорошая работа

Ответить

Алиса - топчик. И не только потому что мы с ней тезки 😅

Ответить

Мне понравилось ^_^
П.С.: отдельно попросите Алису перестать внезапно комментировать турецкие сериалы во время просмотра :D
Конечно, мало какая девушка способна устоять перед турецкими актёрами, но всё же)))

Ответить

Алисин guilty pleasure)

Ответить

Ребята, вы молодцы, хорошая и большая работа!

Ответить